Именно здесь видел я начало конца, остановку, озирающуюся усталость, волю

Замахивающуюся на жизнь, воркующе и меланхолично предвещающую себе последнюю

Болезнь; мораль сострадания, все более расширяющаяся вокруг себя,

Охватывающая даже философов и делающая их больными, открылась мне как самый

Жуткий симптом нашей жутью обернувшейся европейской культуры, как ее

Окольный путь - к новому буддизму? к буддизму европейцев? к - нигилизму?..

Это современное предпочтение и переоценка сострадания со стороны философов

Есть нечто совершенно новое: именно в признании никчемности сострадания

Сходились до сих пор философы. Назову лишь Платона, Спинозу, Ларошфуко и

Канта, четыре ума, как нельзя различные во всем, но согласные в одном: в

Низкой оценке сострадания. -

Эта проблема ценности сострадания и морали сострадания (- я враг

Омерзительной современной изнеженности чувств -) кажется поначалу лишь

Чем-то изолированным, неким вопросительным знаком про себя; кто, однако,

Застрянет однажды здесь, кто научится здесь вопрошать, с ним случится то,

Что случилось со мной, - ему откроется чудовищный новый вид, некая

Возможность нападет на него головокружением, всплывет всякого рода

Недоверчивость, подозрительность, страх, пошатнется вера в мораль, во всякую

Мораль, - наконец раздастся новое требование. Выскажем его, это новое

Требование: нам необходима критика моральных ценностей, сама ценность этих

Ценностей должна быть однажды поставлена под вопрос, - а для этого

Необходимо знание условий и обстоятельств, из которых они произросли, среди

Которых они развивались и изменялись (мораль как следствие, как симптом, как

Маска, как тартюфство, как болезнь, как недоразумение; но также и мораль как

Причина, как снадобье, как стимул, как препятствие, как яд), - знание,

Которое отсутствовало до сих пор и в котором даже не было нужды. Ценность

этих "ценностей" принимали за данность, за факт, за нечто проблематически

Неприкосновенное: до сих пор ни капельки не сомневались и не колебались в

том, чтобы оценивать "доброго" по более высоким ставкам, чем "злого", более

Высоким в смысле всего содействующего, полезного, плодотворного с точки

Зрения человека вообще (включая и будущее человека). Как? а если бы истиной

было обратное? Как? а если бы в "добром" лежал симптом упадка, равным

Образом опасность, соблазн, яд, наркотик, посредством которого настоящее,

Скажем, представало бы нахлебником будущего? С большими, должно быть, видами

На уют и безопасность, но и в более мелком стиле, низменнее?.. Так что


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: