Замахивающуюся на жизнь, воркующе и меланхолично предвещающую себе последнюю
Болезнь; мораль сострадания, все более расширяющаяся вокруг себя,
Охватывающая даже философов и делающая их больными, открылась мне как самый
Жуткий симптом нашей жутью обернувшейся европейской культуры, как ее
Окольный путь - к новому буддизму? к буддизму европейцев? к - нигилизму?..
Это современное предпочтение и переоценка сострадания со стороны философов
Есть нечто совершенно новое: именно в признании никчемности сострадания
Сходились до сих пор философы. Назову лишь Платона, Спинозу, Ларошфуко и
Канта, четыре ума, как нельзя различные во всем, но согласные в одном: в
Низкой оценке сострадания. -
Эта проблема ценности сострадания и морали сострадания (- я враг
Омерзительной современной изнеженности чувств -) кажется поначалу лишь
Чем-то изолированным, неким вопросительным знаком про себя; кто, однако,
Застрянет однажды здесь, кто научится здесь вопрошать, с ним случится то,
|
|
Что случилось со мной, - ему откроется чудовищный новый вид, некая
Возможность нападет на него головокружением, всплывет всякого рода
Недоверчивость, подозрительность, страх, пошатнется вера в мораль, во всякую
Мораль, - наконец раздастся новое требование. Выскажем его, это новое
Требование: нам необходима критика моральных ценностей, сама ценность этих
Ценностей должна быть однажды поставлена под вопрос, - а для этого
Необходимо знание условий и обстоятельств, из которых они произросли, среди
Которых они развивались и изменялись (мораль как следствие, как симптом, как
Маска, как тартюфство, как болезнь, как недоразумение; но также и мораль как
Причина, как снадобье, как стимул, как препятствие, как яд), - знание,
Которое отсутствовало до сих пор и в котором даже не было нужды. Ценность
этих "ценностей" принимали за данность, за факт, за нечто проблематически
Неприкосновенное: до сих пор ни капельки не сомневались и не колебались в
том, чтобы оценивать "доброго" по более высоким ставкам, чем "злого", более
Высоким в смысле всего содействующего, полезного, плодотворного с точки
Зрения человека вообще (включая и будущее человека). Как? а если бы истиной
было обратное? Как? а если бы в "добром" лежал симптом упадка, равным
Образом опасность, соблазн, яд, наркотик, посредством которого настоящее,
Скажем, представало бы нахлебником будущего? С большими, должно быть, видами
На уют и безопасность, но и в более мелком стиле, низменнее?.. Так что