Оглядчивое и предварительное выражение в том собрании афоризмов, которое
озаглавлено "Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов" и
Которое было начато в Сорренто, зимою, позволившею мне сделать привал, как
Делает привал странник, и окинуть взором обширную и опасную страну, по
которой до той поры странствовал мой дух. Это случилось зимою 1876-77 года;
Сами мысли старше. По существу, это были те же мысли, которые я снова
Возобновляю в предлежащих рассмотрениях, - будем надеяться, что долгий
Промежуток пошел им на пользу, что они стали более зрелыми, ясными,
сильными, совершенными! Что, однако, я придерживаюсь их еще и сегодня, что и
Сами они тем временем все крепче прилегали друг к другу, даже вросли друг в
Друга и срослись, - это усиливает во мне радостную уверенность, что они с
Самого начала возникли во мне не разрозненно, не по прихоти и не
Спорадически, а из одного общего корня, из некой повелевающей в глубинах,
Все определенней изъявляющей себя, требующей все большей определенности
Радикальной воли познания. Так единственно это и подобает философу. Мы не
Имеем права быть в чем-либо разрозненными: нам негоже ни заблуждаться в
Розницу, ни в розницу настигать истину. Скорее, с тою же необходимостью, с
Каковою дерево приносит свои плоды, растут из нас наши мысли, наши ценности,
наши "да" и "нет" и "если" да "или" - совокупно родственные и связанные друг
С другом свидетельства одной воли, одного здоровья, одной почвы, одного
солнца. - По вкусу ли они вам, эти наши плоды? - Но что до этого деревьям!
Что до этого нам, философам!..
При свойственной мне недоверчивости, в коей я неохотно сознаюсь, - она
Относится как раз к морали, ко всему, что доселе чествовалась на земле как
Мораль, - недоверчивости, которая выступила в моей жизни столь рано, столь
Незванно, столь неудержимо, в таком противоречии с окружением, возрастом,
примером, происхождением, что я чуть ли не вправе был бы назвать ее своим "A
priori", - мое любопытство, равно как и мое подозрение должны были со
Временем остановиться на вопросе, откуда, собственно, берут свое начало наши
Добро и зло. В самом деле, уже тринадцатилетним мальчиком я был поглощен
проблемой происхождения зла: ей я посвятил в возрасте, когда "сердце
принадлежит наполовину детским играм, наполовину Богу", свою первую
Литературную детскую игру, свою первую философскую пробу пера, - что же
касается моего тогдашнего "решения" проблемы - ну, я воздал, как и