объективности, его волю ко всякому "sine ira et studio": наверное, уже стало
Ясно, что в течение долгого времени все они противились самопервейшим
Требованиям морали и совести? (не говоря уже о разумности вообще, которую
еще Лютер любил величать: "Госпожа Умница, умная девка"). Наверное, уже
Поняли, что философ, осознай он самого себя, вынужден был бы чувствовать
себя без обиняков как воплощенное "nitimur in vetitum" - и, стало быть,
остерегался бы "чувствовать себя", осознавать себя?.. Не иначе, как было
сказано, обстоит дело со всеми хорошими вещами, которыми мы нынче гордимся;
Даже еще и по мерке древних греков, все наше современное бытие, коль скоро
Оно есть не слабость, а сила и сознание силы, выглядит сплошной hybris и
Безбожием: ибо вещи, как раз противоположные тем, кои мы нынче почитаем, в
Течение самого продолжительного времени имели на своей стороне совесть и
Охранялись Богом. Hybris нынче - вся наша установка по отношению к природе,
|
|
Наше насилие над природой с помощью машин и столь бесцеремонной
Изобретательности техников и инженеров; hybris - наша установка по отношению
К Богу, я хочу сказать, к какому-то мнимому пауку конечной цели и
Нравственности, притаившемуся за великой паутинно-рыболовной сетью
Причинности, - мы вправе были бы сказать, подобно Карлу Смелому в самый
разгар битвы с Людовиком Одиннадцатым: "je combats l'universelle araignee";
Hybris - наша установка по отношению к нам самим, ибо мы производим над
Собою такие эксперименты, каких не позволили бы себе ни над одним животным,
Вспарывая забавы и любопытства ради собственную душу при живом теле; что
толку нам еще в "спасении" души! Затем мы сами лечим себя: болезнь
Поучительна, мы и не сомневаемся в этом, поучительнее самого здоровья -
Болезнетворцы кажутся нам нынче даже более насущными, нежели какие угодно
знахари и "спасители". Мы нынче сами насилуем себя, никакого сомнения, мы,
Щелкунчики души, мы, вопрошатели, сами достойные вопроса, как если бы жизнь
Была не чем иным, как щелканием орехов; оттого-то и должны мы с каждым днем
Неотвратимо делаться все более достойными вопроса, все более достойными
задавать вопросы, оттого-то, быть может, и более достойными - жизни!.. Все
Хорошие вещи были некогда дурными вещами; из каждого первородного греха
Вышла какая-то первородная добродетель. Брак, например, долгое время
Выглядел прегрешением против права общины; некогда платили штраф за столь
Нескромную потребность присвоить себе женщину (сюда относится, например, jus