себе страх. Старые брамины, к примеру, знали в этом толк! Древнейшие
Философы умели придавать своему существованию и облику такой смысл, такую
Выдержку и такую подоплеку, что это приучало бояться их: говоря точнее, это
Проистекало из более фундаментальных потребностей, именно, из потребности
Самим проникнуться страхом и благоговением перед собою. Ибо все присущие им
Суждения ценности предстали им обращенными против них самих; им приходилось
подавлять всякого рода подозрительность и сопротивление к "философу в себе".
Будучи людьми ужасной эпохи, они осуществляли это ужасными средствами;
Жестокость к себе, изобретательное самоистязание - таково было главное
Средство этих властолюбивых отшельников и новаторов мысли, которым
Понадобилось изуродовать сперва в самих себе богов и отцовские обычаи, дабы
И самим смочь поверить в собственное новаторство. Напомню знаменитую историю
Царя Вишвамитры, который силою тысячелетних самоистязаний проникся таким
|
|
чувством власти и доверием к себе, что вознамерился воздвигнуть новое небо:
Жуткий символ древнейшей и новейшей философской канители на земле - каждый,
кто хоть однажды воздвигал "новое небо", обретал надлежащие полномочия в
Собственном аду... Сожмем существо вопроса в краткие формулы: философский
Дух должен был поначалу всегда облачаться и окукливаться в установленные
Ранее типы созерцательного человека, как-то: жреца, кудесника, вещуна,
Религиозного человека вообще, дабы хоть с грехом пополам оказаться
Возможным: аскетический идеал долгое время служил философу формой
Проявления, условием существования - он вынужден был представлять этот
Идеал, чтобы мочь быть философом, он вынужден был верить в него же, чтобы
Мочь представлять его. Причудливо мироотрицающее, жизневраждебное,
Недоверчивое к чувствам, обесчувствленное положение вне игры философов,
Удержавшееся до последнего времени и тем самым почти прослывшее философской
Осанкой в себе, - оно есть прежде всего следствие чрезвычайных условий, в
Которых возникала и утверждалась философия вообще: ибо в течение длительного
Срока философия была бы просто невозможна на земле без аскетической
Власяницы и пострижения, без аскетического самонедоразумения. Выражаясь
Наглядно и зримо: аскетический священник представлял собою до последнего
Времени гадкую и мрачную форму личинки, под которой только и смела жить и