пестрое и опасное крылатое насекомое, "дух", скрываемый в этой личинке,
Стало-таки напоследок расстригой, благодаря более солнечному, более теплому,
Более просветленному миру, и выпорхнуло на свет? Достаточно ли уже в наличии
Гордости, риска, отваги, самоуверенности, воли духа, воли к ответственности,
Свободы воли, чтобы отныне на земле действительно был бы возможен -
"философ"?..
Лишь теперь, прозрев контуры аскетического священника, мы принимаемся
За нашу проблему: что означает аскетический идеал? принимаемся по-серьезному
- лишь теперь становится это "всерьез": перед нами отныне действительный
представитель серьезности вообще. "Что означает всякая серьезность?" - этот
еще более принципиальный вопрос, должно быть, уже здесь щекочет наши уста:
Вопрос, как и полагается, для физиолога - мы же покуда коснемся его
Вскользь. В названном идеале заключена не только вера аскетического
Священника, но и его воля, его власть, его интерес. Этим идеалом держится и
|
|
С ним падает его право на существование: ничего удивительного, если мы
Сталкиваемся здесь со страшным противником - допустив именно, что нам
Довелось бы оказаться противниками этого идеала? - с таким противником,
Который отстаивает свое существование, борясь против отрицателей этого
Идеала... С другой стороны, заведомо невероятным выглядит то, что подобная
заинтересованность в нашей проблеме особенно была бы ему в помощь;
Аскетический священник едва ли сам окажется счастливым защитником своего
Идеала, в силу той же причины, по которой женщине обыкновенно не удается
защищать "женщину вообще", - и уж тем более не станет он объективным
Критиком и судьей затронутой здесь контроверзы. Скорее всего - это уже и
Теперь очевидно - нам придется еще помогать ему, как следует защищаться от
Нас, да так, чтобы самим нам не пришлось опасаться быть как следует
Опровергнутыми им... Мысль, из-за которой здесь разгорается борьба, касается
Оценки нашей жизни со стороны аскетических священников: последняя (вместе со
всем, к чему она принадлежит: "природою", "миром", совокупной сферою
Становления и непостоянства) соотносится ими с неким совершенно инородным
Существованием, которому она противостоит и которое она исключает, если
Только она не оборачивается против самой себя, не отрицает самое себя, в
Этом случае - случае аскетической жизни - жизнь слывет мостом, перекинутым в
Названное иное бытие. Аскет обращается с жизнью как с ложным путем, который