Цивилизация расположена на обширных пространствах Индийского субконтинента. Этот огромный географический полуостров, омываемый водами Аравийского моря и Бенгальского залива, глубоко вдается в Индийский океан. На северо-востоке величайшая горная система, Гималаи, разделяет Индию и Китай, а два природных коммуникационных коридора на северо-западе и юго-востоке обеспечивают интенсивный межцивилизационный материальный и культурный обмен.
Ядром цивилизации является Индия, на которую приходится примерно 80% ВВП, 75% территории и населения Южной Азии, а также военное превосходство в регионе. Такое доминирование одной страны создает потенциальную конфликтность. Кроме того, в индийской цивилизации отмечается религиозная гетерогенность, включая страны с преобладанием индуистского, мусульманского и 6уддистского населения.
К индийской цивилизации относятся, кроме республики Индия, сопредельные страны: Непал, Бутан и Шри-Ланка. Из лона индийской культуры вышли два больших мусульманских государства: Пакистан и Бангладеш. Цивилизация оказала огромное влияние на судьбы Тибета, Китая, Японии, Монголии и стран Юго-Восточной Азии. Зародившийся в интеллектуальных недрах Индостана буддизм вышел за пределы цивилизации и на века через души людей покорил значительную часть Китая, что не смог сделать ни один великий полководец с помощью огня и меча. Многомиллионная индийская диаспора присутствует во многих частях света, в том числе 3 млн. индусов проживают в странах Персидского залива.
|
|
Современные проблемы индийской цивилизации изложены в работах Е.Ю. Ваниной «Основные ценности и институты Индийской цивилизации» (2002), С.И. Лунева «Индийская цивилизация в гло6ализирующемся мире» (2003), А.А. Рогожина «Индия на мировом рынке информационно-коммуникационных технологий» (2004), которые использованы при написании этого параграфа.
В Индии отсутствует комплекс неполноценности перед Западом и другими цивилизациями. В многомерном коммуникационном пространстве Земли индийская цивилизация выбрала «срединный путь» между «индивидуализмом» Запада и «коллективизмом» Востока. В крупнейших странах Индостана - Индии и Пакистане -вторы м государственным языком является английский, доставшийся от колониального прошлого. В эпоху гло6ализации он выступает в качестве языка межцивилизационного общения.
Основополагающим принципом индийской цивилизации является «единство через плюрализм». Единство в многообразии способствует самоидентификации на цивилизационной, а не на национальной основе. Индия в отличие от Китая демонстрирует успешный пример формирования гражданского (демократического) общества и позитивной трансформации европейского (английского) парламентаризма на индийской почве. Это было бы невозможно при низком уровне социально-экономического развития без соответствующих традиций, заложенных в цивилизационном (социокультурном) коде. Индия демонстрирует успешную стратегию развития, опирающуюся на западный политический и технологический опыт и собственные цивилизационные особенности.
|
|
Древнеиндийская цивилизация считалась «страной мудрецов». Выдающимся достижением было создание десятичной системы счисления с применением нуля. Что стало возможным не только благодаря развитию местной математической логики, но и под влиянием мировоззренческого понятия «пустота». В дальнейшем десятичная система была заимствована арабами, а затем «арабские цифры» распространились по всему миру. В современных информационно-коммуникационных технологиях используется двоичная цифровая система, основанная на применении «нуля» и «единицы». Многие другие современные математические термины имеют индийское происхождение, например, «цифра», «синус» и «корень».
Фундаментом индийской цивилизации является варно-кастовая система социальных самоуправляющихся общин. В древности выделялись варны (сословные группы) священнослужителей, воинов, рядовых общинников-ариев и ритуально приниженного населения. В Средневековье ремесленники стали передавать свою профессию по наследству внутри своих каст, численность которых множилась по мере роста разделения труда. Индуизм закрепил дробную иерархическую кастовую систему.
Многие традиции, выросшие из вековых глубин индуистского космоса, были и остаются стабильными. Наличие высококвалифицированных специалистов мирового уровня в значительной степени объясняется замкнутостью и эндогамией варны брахманов, воспроизводящих из поколения в поколение производителей интеллектуального труда. Профессиональная армия Индии формируется преимущественно из «воинственных каст». С другой стороны, более «низкие» варны, где труд традиционно связан с примитивным трудом, не могут воспроизводить в отличие от других азиатских стран массовую квалифицированную рабочую силу.
В целом, категория варны условна в современном индийском обществе, где доминируют кровно-профессионально-территориальные системы каст, имеющих преимущественно стационарный эндогамный состав и местоположение, особые божества-покровители и набор обрядов.
По мнению Фернана Броделя, «приводным ремнем» исторической Индии была денежная экономика, питавшая «гигантское социальное и политическое тело». Огромная страна деревень давала дна урожая риса и пшеницы в год, выращивала «богатые» экспортные культуры индиго, хлопчатника, сахарного тростника, табака и перца.
На Востоке Индия занимает срединное положение между мусульманской и китайской цивилизациями. И до британской экспансии индийские купцы доминировали в торговле мир-экономики Востока то над арабами и персами, то над китайцами. Китайская власть сознательно тормозила капитализм (накопление), тогда как в Индии могущественная кастовая солидарность гарантировала успех купцам и банкирам. Однако местным купцам не доставало вольностей и политических гарантий, которые на Западе благоприятствовали росту капитализма.
До промышленной революции в Европе индийская сталь была лучше английской, а индийская текстильная (хлопковая) индустрия была первой в мире по качеству и количеству экспортной продукции. Англия длительное время держала закрытыми свои границы для индийского текстиля, который она реэкспортировала в континентальную Европу и Новый Свет. Не случайно, машинная революция началась в хлопкопрядильной промышленности Англии. Когда Великобритания овладела Индией, она осуществила деиндустриализацию и свела великую цивилизацию к роли поставщика сырья.
|
|
В современном мире Индию ставят в качестве положительного примера самой большой демократии мира, сложившейся под влиянием английского парламентаризма. Но при этом забывают о том, что в действительности в результате британской колонизации произошел неэквивалентный обмен демократических принципов на деиндустриализация Индии и обнищание населения.
Индия решила политическую проблему легитимной смены власти на основе предоставления гражданам страны права выбора и права голоса. Но в отличие от Китая Индия не обеспечила проблемы экономического роста.
Для цивилизации характерен культурно-исторический регионализм, ядром которого являются варно-кастовые самоуправляющиеся общины. Касты обязательно имеют ярко выраженную региональную идентификацию. Возможно, индийский регионализм не позволил создать в прошлом мощные империи и тоталитарные режимы, но он уберег от чрезмерных социальных конфликтов благодаря местной самоорганизации и особенностям индуистской религии. Здесь индивид не может возлагать ответственность на власть за личные невзгоды и причины своих неудач связывает с несоблюдением своего долга, прав и обязанностей.
Индийские штаты выделены по лингвистическому (языковому) принципу без учета других параметров. При углубляющейся диспропорции в развитии богатых и бедных штатов нарастает этнонациональный сепаратизм.
Население Индии составляет 17% от общемирового, но страна производит лишь 2% глобального ВВП и ее доля в мировой торговле составляет только 1%. Средний уровень роста индийской экономики составил около 6% за десятилетний период. Средний класс составляет в миллиардной стране 150 млн. человек. Индия является лидером экономического развития среди развивающихся стран. Однако экономика страны слабо интегрирована в мировое хозяйство и непривлекательна для зарубежных инвесторов. Объем ежегодных прямы иностранных инвестиций в десять раз меньше, чем в соседнем Китае. Но огромный внутренний рынок и рост относительно обширного среднего класса, потребляющего по европейским стандартам, позволяет добиваться успехов без крупномасштабной мирохозяйственной интеграции.
|
|
Индия стала символом успешного развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и центров дистанционного обслуживания. Индия создала огромную армию высокообразованных и хорошо владеющих английским языком молодых специалистов, представляющих по сравнению с Западом дешевую рабочую силу.
Достижения информационной революции позволили Индии добиться успехов на мировом рынке информационно-коммуникационных технологий. Здесь в сфере ИКТ занято примерно 300 тыс. специалистов (второе место мире после США), а доля отрасли в ВВП достигает лишь 2%. Эти успехи нередко рассматривают как некий ответ индийской цивилизации на вызов Запада. По мнению российского ученого-экономиста, реальные успехи Индии на мировом рынке ИКТ преувеличены. Важную роль в развитии отрасли обусловило то обстоятельство, что индийские компании обладают многочисленным англоязычным отечественным персоналом. Это способствует более успешной интеграции на мировом рынке ИКТ, где общение и документация ведутся и основном на английском языке. В латиноамериканских, восточноевропейских и других странах языковые барьеры ограничивают местные возможности.
Основным направлением развития ИКТ в Индии является офшорное программирование (примерно 45% совокупного объема производимого продукта), когда выполняются зарубежные простые заказы на основе более дешевой рабочей силы. Более сложные работы по контрактному программированию занимают в индийской отрасли ИКТ всего 5%. Индийским специалистам предоставляют главным образом работы, не требующие высокой квалификации. Основным рынком сбыта продукции ИКТ являются Соединенные Штаты, где только в Силиконовой долине трудится 300 тыс. индийцев, из них 5 тыс. стали миллионерами. Таким образом, уникальным направлением развития индийской отрасли ИКТ является экспорт программистов. Вместе с тем это не привело к появлению новой компьютерной державы. В мировом рейтинге, отражающем способность страны использовать ИКТ, Индия занимает лишь 54-е место. Другие азиатские страны занимают более высокие места: Сингапур (8-е место), Малайзия (36-е место) и Китай (64-е место). Доходы от экспорта программного продукта не столь велики и являются далеко не главной статьей в национальном экспорте товаров и услуг.
Отмечается рост индусского фундаментализма и шовинизма, что обусловлено невероятным ускорением процессов современной жизни, исключая огромные объемы информации. Биологическая природа человека оказалась не готовой к быстрой трансформации. На границе Индии, Китая, Непала расположен «треугольник наркобизнеса», охваченный партизанской войной.
На протяжении длительного времени не удается разрешить конфликт вокруг Кашмира - спорного региона между Индией и Пакистаном е момента обретения независимости в 1947 г. Часть территории вошла в состав Индии как штат Джамму и Кашмир, населенный преимущественно мусульманами. Треть Кашмира находится под управление Пакистана и 20% контролируется Китаем. Пакистан является религиозным, а не национальным государством, своеобразной родиной мусульман Индостана. Неоднократные вооруженные конфликты за Кашмир и борьба мусульманских сепаратистов не принесли успеха ни одной из противоборствующих сторон.