Индийская цивилизация

Цивилизация расположена на обширных пространствах Индий­ского субконтинента. Этот огромный географический полуостров, омываемый водами Аравийского моря и Бенгальского залива, глу­боко вдается в Индийский океан. На северо-востоке величайшая горная система, Гималаи, разделяет Индию и Китай, а два природ­ных коммуникационных коридора на северо-западе и юго-востоке обеспечивают интенсивный межцивилизационный материальный и культурный обмен.

Ядром цивилизации является Индия, на которую приходится примерно 80% ВВП, 75% территории и населения Южной Азии, а также военное превосходство в регионе. Такое доминирование од­ной страны создает потенциальную конфликтность. Кроме того, в индийской цивилизации отмечается религиозная гетерогенность, включая страны с преобладанием индуистского, мусульманского и 6уддистского населения.

К индийской цивилизации относятся, кроме республики Ин­дия, сопредельные страны: Непал, Бутан и Шри-Ланка. Из лона индийской культуры вышли два больших мусульманских госу­дарства: Пакистан и Бангладеш. Цивилизация оказала огромное влияние на судьбы Тибета, Китая, Японии, Монголии и стран Юго-Восточной Азии. Зародившийся в интеллектуальных недрах Индостана буддизм вышел за пределы цивилизации и на века через души людей покорил значительную часть Китая, что не смог сделать ни один великий полководец с помощью огня и меча. Многомиллионная индийская диаспора присутствует во многих частях света, в том числе 3 млн. индусов проживают в странах Персидского залива.

Современные проблемы индийской цивилизации изложены в работах Е.Ю. Ваниной «Основные ценности и институты Индий­ской цивилизации» (2002), С.И. Лунева «Индийская цивилизация в гло6ализирующемся мире» (2003), А.А. Рогожина «Индия на мировом рынке информационно-коммуникационных технологий» (2004), ко­торые использованы при написании этого параграфа.

В Индии отсутствует комплекс неполноценности перед Западом и другими цивилизациями. В многомерном коммуникационном про­странстве Земли индийская цивилизация выбрала «срединный путь» между «индивидуализмом» Запада и «коллективизмом» Вос­тока. В крупнейших странах Индостана - Индии и Пакистане -вторы м государственным языком является английский, доставшийся от колониального прошлого. В эпоху гло6ализации он выступает в качестве языка межцивилизационного общения.

Основополагающим принципом индийской цивилизации явля­ется «единство через плюрализм». Единство в многообразии спо­собствует самоидентификации на цивилизационной, а не на на­циональной основе. Индия в отличие от Китая демонстрирует ус­пешный пример формирования гражданского (демократического) общества и позитивной трансформации европейского (английского) парламентаризма на индийской почве. Это было бы невозможно при низком уровне социально-экономического развития без соот­ветствующих традиций, заложенных в цивилизационном (социо­культурном) коде. Индия демонстрирует успешную стратегию раз­вития, опирающуюся на западный политический и технологический опыт и собственные цивилизационные особенности.

Древнеиндийская цивилизация считалась «страной мудре­цов». Выдающимся достижением было создание десятичной сис­темы счисления с применением нуля. Что стало возможным не только благодаря развитию местной математической логики, но и под влиянием мировоззренческого понятия «пустота». В даль­нейшем десятичная система была заимствована арабами, а затем «арабские цифры» распространились по всему миру. В современ­ных информационно-коммуникационных технологиях использует­ся двоичная цифровая система, основанная на применении «нуля» и «единицы». Многие другие современные математические тер­мины имеют индийское происхождение, например, «цифра», «синус» и «корень».

Фундаментом индийской цивилизации является варно-кастовая система социальных самоуправляющихся общин. В древности выделялись варны (сословные группы) священнослужителей, воинов, рядовых общинников-ариев и ритуально приниженного населения. В Средневековье ремесленники стали передавать свою профессию по наследству внутри своих каст, численность которых множилась по мере роста разделения труда. Индуизм закрепил дробную иерар­хическую кастовую систему.

Многие традиции, выросшие из вековых глубин индуистского космоса, были и остаются стабильными. Наличие высококвалифи­цированных специалистов мирового уровня в значительной степени объясняется замкнутостью и эндогамией варны брахманов, воспро­изводящих из поколения в поколение производителей интеллекту­ального труда. Профессиональная армия Индии формируется пре­имущественно из «воинственных каст». С другой стороны, более «низкие» варны, где труд традиционно связан с примитивным трудом, не могут воспроизводить в отличие от других азиатских стран массовую квалифицированную рабочую силу.

В целом, категория варны условна в современном индийском обще­стве, где доминируют кровно-профессионально-территориальные сис­темы каст, имеющих преимущественно стационарный эндогамный со­став и местоположение, особые божества-покровители и набор обрядов.

По мнению Фернана Броделя, «приводным ремнем» истори­ческой Индии была денежная экономика, питавшая «гигантское социальное и политическое тело». Огромная страна деревень да­вала дна урожая риса и пшеницы в год, выращивала «богатые» экспортные культуры индиго, хлопчатника, сахарного тростника, табака и перца.

На Востоке Индия занимает срединное положение между му­сульманской и китайской цивилизациями. И до британской экс­пансии индийские купцы доминировали в торговле мир-экономики Востока то над арабами и персами, то над китайцами. Китайская власть сознательно тормозила капитализм (накопление), тогда как в Индии могущественная кастовая солидарность гарантировала успех купцам и банкирам. Однако местным купцам не доставало вольно­стей и политических гарантий, которые на Западе благоприятство­вали росту капитализма.

До промышленной революции в Европе индийская сталь бы­ла лучше английской, а индийская текстильная (хлопковая) ин­дустрия была первой в мире по качеству и количеству экспорт­ной продукции. Англия длительное время держала закрытыми свои границы для индийского текстиля, который она реэкспор­тировала в континентальную Европу и Новый Свет. Не случай­но, машинная революция началась в хлопкопрядильной про­мышленности Англии. Когда Великобритания овладела Индией, она осуществила деиндустриализацию и свела великую цивили­зацию к роли поставщика сырья.

В современном мире Индию ставят в качестве положительного примера самой большой демократии мира, сложившейся под влиянием английского парламентаризма. Но при этом забывают о том, что в действительности в результате британской колонизации про­изошел неэквивалентный обмен демократических принципов на деиндустриализация Индии и обнищание населения.

Индия решила политическую проблему легитимной смены вла­сти на основе предоставления гражданам страны права выбора и права голоса. Но в отличие от Китая Индия не обеспечила пробле­мы экономического роста.

Для цивилизации характерен культурно-исторический регионализм, ядром которого являются варно-кастовые самоуправляющиеся общины. Касты обязательно имеют ярко выраженную региональ­ную идентификацию. Возможно, индийский регионализм не позво­лил создать в прошлом мощные империи и тоталитарные режимы, но он уберег от чрезмерных социальных конфликтов благодаря ме­стной самоорганизации и особенностям индуистской религии. Здесь индивид не может возлагать ответственность на власть за личные невзгоды и причины своих неудач связывает с несоблюде­нием своего долга, прав и обязанностей.

Индийские штаты выделены по лингвистическому (языковому) принципу без учета других параметров. При углубляющейся дис­пропорции в развитии богатых и бедных штатов нарастает этнона­циональный сепаратизм.

Население Индии составляет 17% от общемирового, но страна производит лишь 2% глобального ВВП и ее доля в мировой торгов­ле составляет только 1%. Средний уровень роста индийской эконо­мики составил около 6% за десятилетний период. Средний класс составляет в миллиардной стране 150 млн. человек. Индия является лидером экономического развития среди развивающихся стран. Од­нако экономика страны слабо интегрирована в мировое хозяйство и непривлекательна для зарубежных инвесторов. Объем ежегодных прямы иностранных инвестиций в десять раз меньше, чем в со­седнем Китае. Но огромный внутренний рынок и рост относитель­но обширного среднего класса, потребляющего по европейским стандартам, позволяет добиваться успехов без крупномасштабной мирохозяйственной интеграции.

Индия стала символом успешного развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и центров дистанционного обслуживания. Индия создала огромную армию высокообразованных и хорошо владеющих английским языком молодых специалистов, представляющих по сравнению с Западом дешевую рабочую силу.

Достижения информационной революции позволили Индии добиться успехов на мировом рынке информационно-коммуни­кационных технологий. Здесь в сфере ИКТ занято примерно 300 тыс. специалистов (второе место мире после США), а доля отрасли в ВВП достигает лишь 2%. Эти успехи нередко рассматривают как некий ответ индийской цивилизации на вызов Запада. По мне­нию российского ученого-экономиста, реальные успехи Индии на мировом рынке ИКТ преувеличены. Важную роль в развитии отрасли обусловило то обстоятельство, что индийские компании обладают многочисленным англоязычным отечественным персоналом. Это способствует более успешной интеграции на мировом рынке ИКТ, где общение и документация ведутся и основном на английском языке. В латиноамериканских, восточноевропейских и других странах языковые барьеры ограничивают местные возможности.

Основным направлением развития ИКТ в Индии является офшорное программирование (примерно 45% совокупного объема производимого продукта), когда выполняются зарубежные про­стые заказы на основе более дешевой рабочей силы. Более слож­ные работы по контрактному программированию занимают в ин­дийской отрасли ИКТ всего 5%. Индийским специалистам пре­доставляют главным образом работы, не требующие высокой ква­лификации. Основным рынком сбыта продукции ИКТ являются Соединенные Штаты, где только в Силиконовой долине трудится 300 тыс. индийцев, из них 5 тыс. стали миллионерами. Таким об­разом, уникальным направлением развития индийской отрасли ИКТ является экспорт программистов. Вместе с тем это не приве­ло к появлению новой компьютерной державы. В мировом рей­тинге, отражающем способность страны использовать ИКТ, Ин­дия занимает лишь 54-е место. Другие азиатские страны занимают более высокие места: Сингапур (8-е место), Малайзия (36-е место) и Китай (64-е место). Доходы от экспорта программного продукта не столь велики и являются далеко не главной статьей в нацио­нальном экспорте товаров и услуг.

Отмечается рост индусского фундаментализма и шовинизма, что обусловлено невероятным ускорением процессов современной жизни, исключая огромные объемы информации. Биологическая природа человека оказалась не готовой к быстрой трансформации. На границе Индии, Китая, Непала расположен «треугольник нар­кобизнеса», охваченный партизанской войной.

На протяжении длительного времени не удается разрешить конфликт вокруг Кашмира - спорного региона между Индией и Пакистаном е момента обретения независимости в 1947 г. Часть территории вошла в состав Индии как штат Джамму и Кашмир, населенный преимущественно мусульманами. Треть Кашмира на­ходится под управление Пакистана и 20% контролируется Кита­ем. Пакистан является религиозным, а не национальным государ­ством, своеобразной родиной мусульман Индостана. Неоднократ­ные вооруженные конфликты за Кашмир и борьба мусульманских сепаратистов не принесли успеха ни одной из противоборствую­щих сторон.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: