Министерство культуры Новосибирской области
Новосибирский государственный театральный институт
ФОЛЬКЛОР И ФОЛЬКЛОРИСТИКА
Материалы к курсу «История отечественной литературы»,
раздел «Русский фольклор»
Составитель: И. Г. Ельникова
Новосибирск 2010
Ельникова Ирина Григорьевна – старший преподаватель кафедры истории театра, литературы и музыки Новосибирского государственного театрального института.
«Фольклор и фольклористика» – материалы к курсу «История отечественной литературы», раздел «Русский фольклор», – предназначены в качестве учебного пособия для студентов театрального института дневной, а также заочной формы обучения, самостоятельно осваивающих данную дисциплину.
Материалы обсуждены и одобрены на заседании кафедры истории театра, литературы и музыки НГТИ.
Содержание:
Комментарии составителя…………….…………..……………3
Часть I. ФОЛЬКЛОР
1. Сказки из сборника А. Афанасьева……………...…………6
«Медведь» ………………………………………………...….......6
|
|
«Курочка» ………………………………………..………………7
«Крошечка-Хаврошечка» ………………………..……………...8
«Буренушка» ……………………………………..……………..11
«Василиса Прекрасная» …………………………………….…15
«Баба Яга и заморышек» ………………………………….…..25
«Иван Быкович» ……………………………………….……….29
«Марья Моревна» ………………………………………..…….43
«Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю, что» ……………………………….……………………………54
2. «Сибирская живая старина» (тексты сказок, записанные в деревнях и селах Сибири)…………………………………….…....74
«Иван-царевич и Василиса Премудрая» ………...…………....74
3. Заговоры……………………………………..............………87
Часть II. ФОЛЬКЛОРИСТИКА
1. Пропп В.Я. «Исторические корни
волшебной сказки»…………………………………...........…..98
2. Пропп В.Я. «Морфология сказки»……………………..106
3. Померанцева Э.В. «Мифологические персонажи
в русском фольклоре»…………………………..….………...126
КОММЕНТАРИИ СОСТАВИТЕЛЯ
Настоящее пособие состоит из 2-х частей: художественной (собственно фольклора) и литературоведческой (фольклористики).
Часть I «Фольклор»:
1) Русские народные сказки из фольклорного сборника А.Н. Афанасьева, с помощью которых студенты сами смогут реконструировать определенные элементы славянской мифологии, основные обряды, главные мотивы, функции мифологических персонажей.
2) Фольклорные тексты сказок из цикла «Сибирская живая старина», записанные в деревнях и селах Сибири, где оставлены без изменения морфологическая, синтаксическая, стилистическая стороны произведений, во многом обусловленные особенностями сибирского говора. В этих языковых явлениях, как нам представляется, язык сближается с устно-поэтическим искусством, основными чертами которого как раз и являются вариативность и индивидуальность. Встреча с живым заповедным словом фольклора, думается, будет полезной.
|
|
3) Большое количество заговоров из сборника «Русский народ», собранного Забылиным, дает возможность определения художественного пространства данного жанра и сопоставления его с языческой картиной мира. Кроме того, данные тексты дают возможность проследить соотнесенность слова с обрядовыми действиями, почувствовать ритмическую организацию, увидеть «поэтические воззрения славян на природу», вселенскую и человеческую.
Часть II «Фольклористика»
1) Фрагменты из книги В.Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки» (глава «Таинственный лес»), относящиеся к одному из главных и одновременно самых загадочных персонажей волшебных сказок – Бабе Яге. Работа с этой главой дает наиболее полное представление об обряде инициации, о связи этого обряда с границей между миром мертвых и живых, что позволяет применять данные сведения для анализа сказок, представленных в данном пособии.
2) Функции действующих лиц, описанных в книге В.Я. Проппа «Морфология сказки». Сведения о постоянных, устойчивых элементах волшебной сказки, которые Пропп понимает как поступки определенных действующих лиц с точки зрения значимости этого лица для хода действия, могут помочь, на наш взгляд, не только усовершенствовать анализ сказок, но и добавить к действенному анализу текстов на занятиях по актерскому мастерству некоторые функциональные штрихи.
3) Рассказы о домовом из монографии Э.В. Памеранцевой «Мифологические персонажи в русском фольклоре». Русская устная несказочная проза представлена в данном пособии рассказами о так называемой низшей мифологии и ее исследованием известным фольклористом Памеранцевой. Мы останавливаемся только на домовом, поскольку именно этот представитель потустороннего мира оказался, с одной стороны, наиболее стабилен и живуч, а, с другой стороны, этот образ не переходит в другие фольклорные жанры, оставаясь только в быличках, в то время как лешие, черти, русалки могут встречаться в сказках.
Каждый из разделов сопровождается вопросами, заданиями и познавательными задачками, которые позволят репродуктивный уровень получения информации перевести в творческий.