| Вид учебной работы (по учебному плану) | Количество часов в соответствии с учебным планом |
| Максимальная учебная нагрузка студента | |
| Аудиторные занятия, из них: | |
| Уроки | |
| Самостоятельная работа | |
| Форма итогового контроля | Экзамен |
Самостоятельная работа студента предусматривает подготовку к семинарам и практическим работам, работу с учебниками и учебными пособиями, выполнение домашних заданий (решение задач), индивидуальную работу по подготовке информационных сообщений, презентаций, участие в кружковой работе, подготовку к контрольным работам, рубежным аттестациям, экзамену.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
| № п/п | Разделы (темы) дисциплины | количество часов |
| Раздел I. Физические знания – фундаментальная основа естествознания. | ||
| Введение. Предмет естествознания. Естественнонаучные методы познания. Научные теории и научные законы. | ||
| Глава 1. Гравитационное взаимодействие. | ||
| Механическое движение, виды механического движения, причины движения. Законы Ньютона. Силы в природе. | ||
| Гравитационные силы и их особенности. Геоцентризм, гелиоцентризм. Законы Кеплера. Закон всемирного тяготения. Значение закона всемирного тяготения. | ||
| Решение задач | ||
| Движение под действием гравитационных сил. Первая, вторая, третья космические скорости. Проявление гравитационного взаимодействия в жизни нашей планеты. Приливы и отливы Роль гравитационного взаимодействия в эволюции Солнечной системы. Гравитационное поле. | ||
| Глава 2. Электромагнитные взаимодействия. | ||
| Электромагнитные силы. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Явление электризации; ее учет и применение. Взаимодействие неподвижных электрических зарядов. Закон Кулона. | ||
| Взаимодействие движущихся электрических зарядов. Опыт Эрстеда. Закон Ампера. Сила Ампера, сила Лоренца. | ||
| Решение задач | ||
| Близкодействие; действие на расстоянии. Электрические и магнитные поля. Силовые характеристики полей. Принцип суперпозиции полей. Взаимосвязь электрических и магнитных полей. | ||
| Электромагнитные волны. Шкала электромагнитных излучений. Использование электромагнитных волн различного диапазона. Влияние сильных электромагнитных полей на организм человека. | Самостоятельная работа | |
| Семинар «Электромагнитные взаимодействия в природе». | ||
| Глава 3. Световые явления | ||
| Законы прямолинейного распространения, отражения, преломления света. Природа света. Корпускулярно-волновой дуализм. | ||
| Дисперсия света. Цвет и свет. Волновые проявления света: интерференция, дифракция. Явление фотоэффекта. Фотон. | ||
| Глава 4. Ядерные взаимодействия. | ||
| Строение атома. Протонно-нейтронная модель атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи. Связь массы и энергии. | ||
| Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Радиоактивность в природе. | ||
| Искусственная радиоактивность. Ядерные реакции деления тяжелых ядер. | ||
| Термоядерный синтез. Ядерная энергетика. Радиоактивные излучения и их воздействия на организм человека. | ||
| Решение задач. | ||
| Глава 5. Общие представления об элементарных частицах. Слабые взаимодействия. | ||
| Общие представления об элементарных частицах. Классификация элементарных частиц. Античастицы. | ||
| Нейтрино. Нейтрино во Вселенной. Эволюция звезд. Классификация звезд. | ||
| Глава 6. Основы термодинамики и общие закономерности природных систем. | ||
| Термодинамика. Основные понятия термодинамики. Температура. Термометр. Шкалы температур. Внутренняя энергия. | ||
| Законы термодинамики. Преобразование и сохранение энергии в природе и технике. Случайные процессы и вероятностные закономерности. Второе начало термодинамики и необратимый характер изменений в замкнутых системах. | ||
| Представление об энтропии как меры беспорядка Процессы самоорганизации. Общие представления о синергетике. | ||
| Глава 7. Единая физическая картина мира. | ||
| Основные этапы развития представлений о физической картине мира. Современная физическая картина мира. | ||
| Глава 8. Эволюция Вселенной. | ||
| Эволюция Вселенной. | ||
| Раздел II. Химические знания о материи. | ||
| Глава 9. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете теории строения атомов. | ||
| Атомно-молекулярное учение. Периодичность свойств атомов химических элементов. Валентные возможности атомов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете теории строения атомов. Значение периодического закона для понимания научной картины мира. | ||
| Урок-упражнение. Работа с тестами. Контроль знаний. | ||
| Глава 10. Процессы, происходящие на микроуровне. | ||
| Свойства атомов химических элементов. Электроотрицательность элемента. Степень окисления и валентность. Взаимодействия атомов. Химическая связь и ее виды. | ||
| Урок-упражнение. Работа с тестами. Контроль знаний. | ||
| Глава 11. Микро- и макроуровень организации вещества. | ||
| Строение веществ (молекулярное и немолекулярное). Типы кристаллических решеток. Закон постоянства состава веще-ства. Классификация сложных неорганических соединений. | ||
| Количественный состав веществ (расчеты по формулам). | ||
| Вода вокруг нас. Физические и химические свойства воды. Водные ресурсы Земли. Качество воды. Загрязнители воды и способы очистки. Жесткая вода и ее умягчение. Опреснение воды. | Самостоятельная работа | |
| Водные растворы. Концентрация растворов. | ||
| Решение задач. Контроль знаний. | ||
| Металлические и неметаллические элементы, их соединения. | ||
| Глава 12. Химические реакции. | ||
| Химическая реакция. Химическое уравнение. Закон сохранения массы вещества при химических реакциях. Скорость химических реакций и факторы, от которых она зависит (концентрация, температура, катализаторы и др.). | ||
| Классификации химических реакций. | ||
| Химическое равновесие. Принципы смещения химического равновесия. | ||
| Окислительно-восстановительные реакции. Значение окислительно-восстановительных реакций в природе и технике. | ||
| Урок-упражнение. Работа с тестами. Контроль знаний. | ||
| Глава 13. Природные и синтетические органические соединения | ||
| Органические вещества, их многообразие. Основные положения теории химического строения А.М. Бутлерова. Вывод формулы вещества по известным массовым долям химических элементов. | ||
| Количественные характеристики веществ. Вывод молекулярной формулы вещества по относительной плотности его паров и массе продуктов сгорания. | ||
| Классификация органических соединений. Углеводороды. Зависимость свойств органических соединений от состава и строения молекул. | ||
| Классификация органических соединений, содержащих функциональные группы. | ||
| Жизненно важные органические соединения. Аминокислоты. Белки. Жиры. Углеводы. ДНК. РНК. АТФ. | ||
| Семинар по теме « Жизненно важные органические соединения». | ||
| Синтетические высокомолекулярные вещества и полимерные материалы на их основе. Возможность получения новых материалов с заданными свойствами. Экологические проблемы, связанные с использованием синтетических материалов, химических веществ в быту, развитием химической промышленности. Защита окружающей среды. | Самостоятельная работа | |
| Решение задач. Контроль знаний. | ||
| Раздел III. Биологические знания о материи | ||
| Глава 14. Наиболее общие представления о жизни | ||
| Жизнь как особая форма существования материи, признаки живой материи, уровни организации живой материи. Концепции возникновения жизни на Земле. Гипотеза А.И. Опарина. | ||
| Вирусные и бактериальные заболевания, их профилактика. Профилактика пищевых отравлений. Иммунитет и иммунная система | Самостоятельная работа | |
| Вирусы – неклеточные формы жизни. Бактерии – одноклеточные прокариоты. Лабораторно-практическая работа: «Средства профилактики некоторых вирусных заболеваний» (с использованием различных информационных ресурсов). | ||
| Глава 15. Основные проявления жизнедеятельности организмов | ||
| 15.1. Клетки – структурные и функциональные единицы живых организмов | ||
| Развитие представлений о клетке. Клеточная теория. Химические компоненты клеток. Строение клеток. | ||
| 15.2. Биохимические процессы - процессы жизнедеятельности | ||
| Энергия в биологических саморегулирующихся системах. Автотрофное питание. Фотосинтез - пример пластического обмена веществ. Хемосинтез. Биосинтез белков. | ||
| Естественные источники энергии. Пищеварение как процесс физической и химической обработки пищи. Значение питания для роста, развития и жизнедеятельности организма. Энергетические затраты человека. Питание – одна из важнейших потребностей человека. Углеводы – главный источник энергии для организма. Роль жиров в питании. Холестерин. Минеральные вещества в продуктах питания, пищевые добавки. Пищевой рацион. Рациональное (сбалансированное питание) питание. Натуральное питание – основа здоровья. Витамины. | Самостоятельная работа | |
| Гетеротрофное питание. Энергетический обмен в клетке. Энергетические затраты человека. Правильное питание. Пищевой рацион. Витамины. Взаимосвязь энергетического и пластического обменов в клетке. Лабораторно-практическая работа: «Анализ рациона питания с точки зрения химического состава пищи» (с использованием различных информационных ресурсов). | ||
| 15.3. Непрерывность жизни. Размножение и индивидуальное развитие организмов. | ||
| Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз. Формы размножения организмов. Половое размножение. Оплодотворение. | ||
| Эмбриональное развитие человека. Влияние на развитие организма вредных проявлений внешней среды, наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков). Постэмбриональное развитие человека. Старение и смерть организмов. | Самостоятельная работа | |
| Человек и его здоровье. Факторы риска. | ||
| 15.4. Закономерности наследования признаков. | ||
| Основные понятия и термины в современной генетике. Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Лабораторно-практическая работа «Фенотипы комнатных растений». | ||
| Геном человека. Методы изучения человека. Генетически обусловленные заболевания и возможность их лечения. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследование групп крови. Решение задач. Лабораторно-практическая работа «Составление родословных». | ||
| Влияние внешней среды и производственных условий на частоту мутаций у человека. Биотехнологии (микробиологический синтез, клеточная и генная инженерия). Этические проблемы, связанные с развитием биотехнологий, основанных на генной инженерии. | Самостоятельная работа | |
| Мутации и мутагены. Наследственная изменчивость. Генетически обусловленные заболевания и возможность их лечения. Лабораторно-практическая работа: «Решение генетических задач». | ||
| Глава 16. Эволюция – историческая и биосистемная организация жизни. | ||
| Теория эволюции органического мира Ч. Дарвина. Человек – феномен природы. Происхождение и эволюция человека. Положение человека в системе животного мира. Доказательства происхождения человека от животных. | ||
| Краткая характеристика предполагаемых предковых фор м человека. Единство человеческих рас. Экскурсия: Дарвиновский музей (в т.ч. просмотр видеофильма «Происхождение жизни»). | Самостоятельная работа | |
| Глава 17. Человек и окружающая среда. | ||
| Учение В.И. Вернадского о биосфере. Химические процессы в природе. | ||
| Ноосфера. Усиление воздействия человека на окружающую природу как причина возникновения экологических кризисов. Эрозия почвы и опустынивание. Загрязнение гидросферы и методы очистки воды. Загрязнение атмосферы и методы борьбы с ним. Парниковый эффект и его возможные последствия. Кислотные дожди. Озоновые дыры. Переработка отходов. Безотходные технологии. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Экологические проблемы, связанные с развитием энергетики, транспорта и средств связи. Концепция устойчивого развития. Будущее человечества. Альтернативы развития. Наука на службе у будущего: решение энергопроблем человечества, облагораживание отходов, охрана природы, развитие медицины, развитие технологий. Воспитание экологического мышления, экологической морали. Формирование у человека «экологического стиля поведения». Личная ответственность человека за охрану окружающей среды. | Самостоятельная работа | |
| Природное равновесие. Роль человека в биосфере. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.Практическая работа: «Формы личного участия в охране окружающей среды»(с использованием различных информационных ресурсов) | ||
| Итого |






