Цель работы: формирование умений на конкретных примерах показывать взаимосвязи, существующие между природными компонентами в природной зоне.
Данная практическая работа может быть проведена в форме анализа профиля, показывающего изменение почвенно-растительного покрова при движении с севера на юг.
Профиль может быть выполнен на отдельном листе, который вывешивается на доске; учащиеся могут изобразить профиль и в своих тетрадях.
Затем учащиеся отвечают на вопросы, подтвердив свои ответы фактическими данными, полученными при анализе профиля:
1. Как изменяются основные виды почв при движении с севера на юг по Восточно-Европейской равнине?
2. Как изменяется плодородность почв и от чего она зависит?
3. Как и почему изменяется характер растительности?
После ответа на вопросы учащиеся сами формулируют вывод о зависимости, существующей между почвой и типом растительного покрова.
Для доказательства взаимосвязи между характером растительного покрова и животным миром учащиеся сравнивают видовой состав животных, населяющих тайгу и смешанные леса, с видовым составом животных пустынь и полупустынь. Это сравнение дает возможность учащимся правильно обосновать взаимосвязь растительного и животного мира.
Практическая работа может быть проведена на основе анализа различных карт атласа. Учитель предлагает несколько районов, входящих в различные природные зоны. Используя карты (почв, растительности и животного мира), учащиеся заполняют таблицу и делают вывод о взаимосвязи этих природных компонентов (таблица):
Таблица
ТЕРРИТОРИЯ | ПРИРОДНАЯ ЗОНА | ПОЧВА | РАСТИТЕЛЬНОСТЬ | ЖИВОТНЫЙ МИР |
Полуостров Ямал | Тундра | Тундрово-глеевая | Мхи, лишайники, кустарники, ягодники | Олень, песец, лемминг, куропатка |
Сибирские Увалы | Тайга | Подзолистые и дерново-подзолистые | Ель, лиственница, кедр | Медведь, лось, соболь, белка |
Кулундинская степь | Степь | Черноземы | Травянистая (ковыль, типчак, полынь) | Суслик, хомяк, сайгаки |
Каракумы | Пустыня | Пески | Полынь, верблюжья колючка | Змеи, ящерицы, суслики |
Учитель предлагает рассмотреть одну из природных зон (по выбору).
Анализируя карты атласа, учащиеся заполняют предложенную учителем таблицу и делают вывод о зависимости между компонентами природы в зоне тундры (таблица).
В заключение учащиеся на конкретных примерах делают вывод о зависимости почв, растительности и животного мира тундры.
Таблица. Природная зона — тундра
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ | КЛИМАТ | ПОЧВА | РАСТИТЕЛЬНОСТЬ | ЖИВОТНЫЙ МИР | ВНЕШНИЙ ОБЛИК | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ |
Вдоль побережья Северного Ледовитого океана | Субарктический: суровая зима, долгая и холодная, со средней температурой — 32° С, короткое лето со средней температурой +4° С — на севере, +10° С — на юге. Осадков мало, 200-300 мм в год, но увлажнение избыточное, коэффициент увлажнения более 1,5. Многолетняя мерзлота и заболоченность | Тундрово-глеевые, маломощные | Карликовые деревья, кустарнички, мхи | Олени, песцы, лисицы и т.д. | Безлесная зона, большое количество озер и болот | Пастбища оленей, рыболовство |
ЛИТЕРАТУРА
1. Аквилева Г. Н. и др. Преподавание природоведения в малокомплектной школе. Пособие для учителя.
2. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля. [Текст] / Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина. – М., 2001.
3. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. Пособие для учителей. [Текст] / В.П. Герасимов. - М., 1997.
4. Горощенко В.П., Степанов И.А. Методика преподавания природоведения: Учебное пособие для учащихся пед. Уч-щ по специальности «Учитель начальных классов». [Текст] / В.П. Горощенко, И.А.Степанов. - М., 1984.
5. Детская энциклопедия «Я познаю мир». – М., 1998.
6. Изучаем природу Земли. Творческие задания, практические работы, моделирование и эксперимент по естествознанию. [Текст] / О.М. Краснова, Е.И. Белякова. - Р-н/Д, 1996.
7. Казакова О.В., Сбоева Н.А. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас» 2-3 класс к учебному комплекту А.А. Плешакова. [Текст] / О.В. Казакова, Н.А. Сбоева. – М., 2006.
8. Любушкина С.Г., Пашканг К.В. Естествознание. Землеведение и краеведение. [Текст] / С.Г. Любушкина, К.В. Пашканг. - М. 2002.
9. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. [Текст] / В.М. Найдыш. - М., 1999.
10. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения: Учеб. Для студентов пед. ин-тов по специальности «Педагогика и методика начального обучения». [Текст] / В.М. Пакулова, В.И.Кузнецова. – М., 1990.
11. Природоведение. Методическое пособие к учебнику «Природоведение» А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. [Текст] / Т.В. Иванова, Г.С. Калинова, Н.И. Сонин. – М., 1998.
12. Природоведение: Метод. рекомендации к учеб.: Кн. для учителя. [Текст] / А.А. Плешаков. – М., 1993.
13. Фефилова Е.П., Поторогина Е.А. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас» 1-2 класс к учебному комплекту А. А. Плешакова. [Текст] / Е.П.Фефилова, Е.А. Поторогина. – М., 2004.
14. Хрестоматия по зоологии. [Текст] / Сост. С.А. Молис. - М., 1971.
15. Энциклопедический словарь «Естествознание». - М., 2002.
16. Энциклопедический словарь географических терминов. [Текст] / Под ред. С.В. Калесника. – М., 1968.
17. Энциклопедия для детей «Аванта +». – М., 2001.