Практическая работа. Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон

Цель работы: формирование умений на конкретных приме­рах показывать взаимосвязи, существующие между природ­ными компонентами в природной зоне.

Данная практическая работа может быть проведена в форме анализа профиля, показывающего изменение почвенно-растительного покрова при движении с севера на юг.

Профиль может быть выполнен на отдельном листе, кото­рый вывешивается на доске; учащиеся могут изобразить про­филь и в своих тетрадях.

Затем учащиеся отвечают на вопро­сы, подтвердив свои ответы фактическими данными, получен­ными при анализе профиля:

1. Как изменяются основные виды почв при движении с се­вера на юг по Восточно-Европейской равнине?

2. Как изменяется плодородность почв и от чего она зави­сит?

3. Как и почему изменяется характер растительности?

После ответа на вопросы учащиеся сами формулируют вы­вод о зависимости, существующей между почвой и типом рас­тительного покрова.

Для доказательства взаимосвязи между характером расти­тельного покрова и животным миром учащиеся сравнивают видовой состав животных, населяющих тайгу и смешанные ле­са, с видовым составом животных пустынь и полупустынь. Это сравнение дает возможность учащимся правильно обосновать взаимосвязь растительного и животного мира.

Практическая работа может быть проведена на основе ана­лиза различных карт атласа. Учитель предлагает несколько районов, входящих в различные природные зоны. Используя карты (почв, растительности и животного мира), учащиеся заполняют таблицу и делают вывод о взаимосвязи этих природ­ных компонентов (таблица):

Таблица

ТЕРРИТОРИЯ ПРИРОДНАЯ ЗОНА ПОЧВА РАСТИТЕЛЬНОСТЬ ЖИВОТНЫЙ МИР
Полуостров Ямал Тундра Тундрово-глеевая Мхи, лишай­ники, кустар­ники, ягодники Олень, песец, лем­минг, куропатка
Сибирские Увалы Тайга Подзолис­тые и дер­ново-под­золистые Ель, лиственница, кедр Медведь, лось, соболь, белка
Кулундинская степь Степь Черноземы Травянистая (ковыль, тип­чак, полынь) Суслик, хомяк, сайгаки
Каракумы Пустыня Пески Полынь, верб­люжья колючка Змеи, ящерицы, сус­лики

Учитель предлагает рассмотреть одну из природных зон (по выбору).

Анализируя карты атласа, учащиеся заполняют предложен­ную учителем таблицу и делают вывод о зависимости между компонентами природы в зоне тундры (таблица).

В заключение учащиеся на конкретных примерах делают вывод о зависимости почв, растительности и животного мира тундры.

Таблица. Природная зона — тундра

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КЛИМАТ ПОЧВА РАСТИТЕЛЬНОСТЬ ЖИВОТНЫЙ МИР ВНЕШНИЙ ОБЛИК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
Вдоль побере­жья Северного Ледовитого океана Субарктический: суровая зима, долгая и холод­ная, со средней температурой — 32° С, корот­кое лето со средней темпе­ратурой +4° С — на севере, +10° С — на юге. Осадков мало, 200-300 мм в год, но увлажне­ние избыточное, коэффициент увлажнения бо­лее 1,5. Много­летняя мерзлота и заболочен­ность Тундрово-глеевые, мало­мощные Карликовые деревья, кус­тарнички, мхи Олени, песцы, лисицы и т.д. Безлесная зо­на, большое количество озер и болот Пастбища оленей, ры­боловство

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Аквилева Г. Н. и др. Преподавание природоведения в малокомплектной школе. Пособие для учителя.

2. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля. [Текст] / Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина. – М., 2001.

3. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. Пособие для учителей. [Текст] / В.П. Герасимов. - М., 1997.

4. Горощенко В.П., Степанов И.А. Методика преподавания природоведения: Учебное пособие для учащихся пед. Уч-щ по специальности «Учитель начальных классов». [Текст] / В.П. Горощенко, И.А.Степанов. - М., 1984.

5. Детская энциклопедия «Я познаю мир». – М., 1998.

6. Изучаем природу Земли. Творческие задания, практические работы, моделирование и эксперимент по естествознанию. [Текст] / О.М. Краснова, Е.И. Белякова. - Р-н/Д, 1996.

7. Казакова О.В., Сбоева Н.А. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас» 2-3 класс к учебному комплекту А.А. Плешакова. [Текст] / О.В. Казакова, Н.А. Сбоева. – М., 2006.

8. Любушкина С.Г., Пашканг К.В. Естествознание. Землеведение и краеведение. [Текст] / С.Г. Любушкина, К.В. Пашканг. - М. 2002.

9. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. [Текст] / В.М. Найдыш. - М., 1999.

10. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения: Учеб. Для студентов пед. ин-тов по специальности «Педагогика и методика начального обучения». [Текст] / В.М. Пакулова, В.И.Кузнецова. – М., 1990.

11. Природоведение. Методическое пособие к учебнику «Природоведение» А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. [Текст] / Т.В. Иванова, Г.С. Калинова, Н.И. Сонин. – М., 1998.

12. Природоведение: Метод. рекомендации к учеб.: Кн. для учителя. [Текст] / А.А. Плешаков. – М., 1993.

13. Фефилова Е.П., Поторогина Е.А. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас» 1-2 класс к учебному комплекту А. А. Плешакова. [Текст] / Е.П.Фефилова, Е.А. Поторогина. – М., 2004.

14. Хрестоматия по зоологии. [Текст] / Сост. С.А. Молис. - М., 1971.

15. Энциклопедический словарь «Естествознание». - М., 2002.

16. Энциклопедический словарь географических терминов. [Текст] / Под ред. С.В. Калесника. – М., 1968.

17. Энциклопедия для детей «Аванта +». – М., 2001.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: