Цель работы: формирование умений оценивать условия жизни и деятельности человека в любом из природных районов.
Возможные формы выполнения работы: заполнение таблицы, составление письменной характеристики в форме репортажа, дневника исследователя-путешественника.
Оценка природных условий в районе города Норильска для работы и быта человека
Особенности климата: субарктический. Суровая продолжительная зима, прохладное лето; средняя температура лета +8, +9°С, зимы -40°С, сильный ветер, избыточное увлажнение, полярная ночь.
Особенности воды: в твердом состоянии большую часть года; многолетняя мерзлота.
Особенности почв: мерзлотно-таежные и тундрово-глеевые.
Особенности рельефа: горный.
Особенности природных зон: тундра, лесотундра с низкими среднегодовыми температурами и высоким увлажнением.
Река Пясина, озеро Лама; достаточное количество воды.
Выводы: условия суровые для жизни человека — экстремальные зимой. Сельское хозяйство в открытом грунте практически невозможно. Минеральные богатства освоены, создана специальная техника для этих мест, дома - на сваях из-за многолетней мерзлоты, созданы искусственные сады, теплицы и др.
Работа выполняется при изучении Восточной Сибири (или других районов с экстремальными климатическими условиями). При этом используются имеющиеся у учащихся навыки работы с агроклиматической и почвенной картами. Для проведения работы целесообразно использовать карту плотности населения России.
1. Сравнить по плотности населения Центр Европейской части и Якутию, сделать выводы о причинах различия в плотности населения и хозяйственной деятельности.
2. Привести примеры, характеризующие различия в бытовых условиях жизни населения.
Учитель знакомит учащихся с основными причинами, влияющими на размещение населения. Важно показать основную роль социально-экономических причин и подчиненную роль природных факторов. Для этого можно привести пример условий роста населения в районах нового освоения. Улучшение социальных условий жизни населения, высокая оплата труда могут способствовать притоку населения и его закреплению в районах Сибири, несмотря на экстремальность природных условий для жизни и хозяйственной деятельности человека. Затем учащиеся заполняют таблицу:
Таблица
ТЕРРИТОРИЯ | ПЛОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ | СРЕДНЯЯ ТЕМПЕРАТУРА | ТИП ПОЧВЫ | ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ РЕСУРСАМИ И УСЛОВИЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ |
Центр Европейской части России | >50 чел/км2 | Январь -10 °С, июль +15°С | Дерново-подзолистые Серые-лесные | Благоприятные условия для развития хозяйства. Комфортные условия жизни населения |
Республика Якутия (Саха) | 2 чел/км2 | Январь -36 °С, июль +20 °С | Мерзлотно-таежные | Наличие энергетических и рудных полезных ископаемых. Дискомфортные условия жизни и работы населения. Распространение вечной мерзлоты |
Сравнение дает возможность установить, что характер работы и быта населения определяется особенностями природных условий (в основном климатическими) в сочетании с социально-экономическими.