Этническая история чукчей, коряков и этельменов

Контакты с русскими землепроходцами у этих народов начались с конца 17 века. Во второй половине 17 века русские замлепроходцы постепеннодостигли чукотстского полуострова и стлкнулись с не спокойной ситуацией: между чукчами и коряками происхол враждебный процесс из за территории оствоения. К 17 век чукчи внутренних районов оказались перед проблемой поиска новых видов хоз.деятельности и новых средств существования. Дело в том что в этот период резко сократились дикие олени, которые, были объектом хоз.деялеьности основной группы чукчей. В этот перод происходит движение части чукчей внутренних районов на побережье, территорию расселение эскимисов. Происходит восприятие культуры морского зверобойного промысла. Это способствовало появлению группы приморские чукчи, в культуре которых, кроме языка, элементы хоз.деятельности я культуры арактерные для эскимисов. Второе направление движения чукчей внутр.районов – на юг. Там тундровые чукчи столкнулись с коряками-оленеводами, которые активно осваивали территорию севера Комчатки, для ведения домашнего оленеводства. Появление домашнего оленеводства у коряков имело древние корни, так как территория была благоприятной (парапольский дол). Чукчи нападали на коряков и обеспечивать себе появление домашних олеей в хозяйстве. Эти военные действия продолжались на протяжении 17 века и первой половины 18. Коряки будучи ясачными птатильщиками обращались к русский администрации чтобы получить защиту. Казаки выступали в защиту коряков.

К середине 18 века чукчи обзавелись домашними оленями и необхходимость военных действий отала. Чукчи не были ясачными платильщиками считались воинственными. С середин 18 века чукчи стали вести активне обменные отношения с руччкими купцами. В районе рек еропл, анадырь стали появлятся торговые ярмарки и ситуация успокоилась.

Военные контакты стали причиной образования смешанных групп у которых сочетались и корякские и чукотские элементы.

В течении 19 века у чукчей и коряков оленеводов продолжалось дальнейшее развитие домашнего оленеводства и формирования устойчивой базы существования. У риморских чукчей происходило дальнейшее усиление влияния эскимосов на культуру, в 20 веке четкого деление в экономике и культуре чукчей и коряков не существовало.

На южной части полуоства камчатки на протяжении 17 века происходили тесные контакты пришлых казаков с этельменами. Это привело к тому что к началу 19 века у этельменов исчезли элементы традиционной культуры, изменился язык, были крещены. Появилось название народа возникшего в результате смешанных браков – камчадалы. Процесс самосознания привел к тому что этельмены вернули себе свое самоназвание. 20 век в культуре Северо-Востока были общими со всей страной.

Название народа                
ительмены   -            
Камчадалы - - - - - -    
Кекери - - - -   -    
коряки 74 38              
Чукчи                
Эскимосы   -            

Этническая история эвенков.

Для тунгусо-язычного этноса эвенков, западной группы тунгусов на протяжении длительного периода истории начиная с 17 века и до настоящего времени характерно дисперсное (распыленное) расселение.

Численность эвенков (тунгусов) в 17 веке.

Территория Запад Численность Территория Восток Численность
Прибайкалье   Средний Алдан – Охотское побережье  
Среднее и нижнее Приангарье   Ср. и Нижн. Приамурье  
Подкаменная Тунгуска 400 чел Верхний Алдан - Верхнее Приамурье  
Н. Тунгуска   Северное Забайкалье  
Северо-Запад Вост. Сибири   Южное Забайкалье  
Левобережье Енисея   Итого:  
Итого:      

Дальнейшее событие 17 века, касающееся освоения русскими территории Сибири оказали существенное влияние на культуру эвенков. Основная часть эвенков считалась оленеводами.

В течении 17 и 18 веков оленные тунгусы продвигались по территории, неоднократно вступали в смешанные браки с иноязычным населением. Эвенки Забайкалья вступали в тесные контакты с бурятами и происходило у этой группы не только ассимиляция, но и изменение социальной структуры. В районе Приангарья к эвенкам этой территории были близки этнографические группы рода Варган и Кетов. В низовьях Нижней Тунгуски эвенки контактировали с кетами и предками энцев, что нашло отражение в родовых названиях эвенков этой группы. Между эвенками Нижней Тунгуски и кетами в течении 17-18 вв. происходили сложные воинственные отношения. В низовьях реки Вилюй к приходу русских служилых людей эвенки достаточно часто контактировали с якутами. Якутскому влиянию подвергся тунгусский род. Долганы, который сыграл важную роль в формировании долган.

Эвенки западной группы оказали влияние на формирование нганасан. Результатом этнического взаимовлияния эвенков с дючерами образовалась многочисленная группа гогули. Часть этой группы в 17 веке обитали в бассейне нижней Зеи, где была зафиксирована Васлиием Поварковым и хабарковым.

В течении 18 века процессы взаимовлияния между различными группами тунгусов и соседними племенами продолжалась. В 18-19 вв. основными факторами этнической истории эвенков являлось с/х и промысловое освоение Восточной Сибири и влияние их на культуру тунгусов. Второе – влияние якутов, которые активно расселялись по территории обитания тунгусов. Третий - распространение христианства. Эвенки были к 19 веку, христианами, участвовали в таинствах христианства. Четвертое – распространение с 17 века огнестрельного оружия. К 19 веку традиционные орудия охоты были полностью заменены на огнестрельное оружие, что естественно оказало влияние на охоту как важнейшую часть экономии эвенков. В течении 19 века и первой четверти 20 века у эвенков западной и восточной групп продолжались процессы ассимиляции внутри племенных групп и с пришлым населением. Важную роль в экономике тунгусов заняло пушная охота. Среди эвенков на Нижней Тунгуске образовалась группа купцов-тунгусников, которые с русскими купцами занимались торговлей. В 20 веке в культуре эвенков происходили значительные изменения, которые отразились на культуре и хозяйственной деятельности: процесс социалистического переустройства, который привел к оседлости значительной части населения – комплексный тип хоз.деят-и.

Южные эвенки восприняли от бурят коневодство. Они до сих пор передвигаются на лошади.

Численность эвенков в 20-нач. 21 века:

Название                
эвенки                

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: