Социально-экономическое положение народов Сибири и ДВ в 90-ые гг. 20 века

Северные регионы являются регионом, где производится более 60% всей продукции страны. От экономики севера в значительной степени зависело решение социальных проблем, не только коренного населения, но населения всей российской федерации. Основой северной экономики является сырьевая отрасль, которая охватывает значительную территорию сибирского региона. Экономика севера имеет специфические особенности, которые связаны с экстремальными условиями природы и климата и удаленностью от центральных регионов страны. В первые годы рыночных реформ в сибирском регионе падение производительности труда и производства происходило значительно медленнее, в силу большой инертности экономика севера и ее сырьевое направление сыграло важную роль в 1998 г. в период дефолта. На ситуацию в экономике севера влияет в значительной степени, что продукция северных предприятий связана с массовыми перевозками. По данным специалистов состояние ресурсного потенциала севера вызывает некоторую тревогу. Это связано с тем, что многие полезные ископаемые иссякают и снижается процесс поиска новых регионов с полезными ископаемыми. В сложных экономических условиях 90х гг. КМН, которые незначительно были заняты в промышленной сфере и в производстве и они оказались незащищенными от этих сложных экономических условий. Не смотря на то, что КМН приспособлены к условиям севера, они в этот период вынуждены были в значительной степени переходить от условий экономических до перестройки к традиционным типах хоз.деят-и. в этот период наблюдается значительное падение некоторых видов традиционного хоз-ва, связанных с оленеводством, рыбной промышленностью и созданные программы «Экономическое и социальное развитие КМН севера до 2000 г.». финансировалась не в полном объеме. Федеральные целевые программы, адресованные КМН и народам Севера и Сибири имели существенный недостаток. Были сложности с федеральной целевой программой «Дети севера». Для нее выделялись значительные средства, но использовалось не все. Проблемы землепользования и традиционного хозяйствования в регионах севера имели особое значение. Одним из ключевых вопросов полноценного развития коренных малочисленных народов до сих пор является вопрос землепользования и землеустройства. В России начала 20 века земля значительной части территории страны и ее недра принадлежали казне. В период советской власти земля предоставлялась в вечное пользование коллективных хозяйствам. После массового преобразования колхозов в совхозы земля стала общегосударственной собственностью. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в российской федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Но это конституционное положение при отсутствии правовых актов и механизмов реализации практические не меняет ничего в проблемах землепользования коренных народов. Некоторые меры в ряде регионов принимались в течении 90-х гг. и начале 2000х и были приняты временные положения о территориях традиционного природопользования в след.регионах: в Красноярском крае, Амурской, Магаданской, Читинской областях, В Таймырской (Долгано-ненецком), Чукотском АО. В Ненецком АО передача земель совершалась на условиях аренды. В Чукотском АО оленьи пастбища передавались во временное пользование бесплатно на 25 лет. В республике Бурятия были выделены оленьи пастбища и охотничьи угодья, но границы этих пастбищ и угодий не были четко определены. В Республике Саха (Якутия) был установлен перечень регионов (улусов) проживали малочисленные народы и был принят закон «О плате за землю». И «О кочевой родовой общине» малочисленных народов севера». Согласно им коренное население получило для традиционного природопользования бесплатно и бессрочно. Такая же ситуация коснулась Мурманской обл. – «Временное положение об организации рекреационного рыболовства». Такой же был и в Сахалинской области. Несмотря на это проблема землепользования остается до сих пор достаточно острой. Агропромышленное производство в районах севера продолжают играть в обеспечении местного населения специфическими продуктами питания, которые крайне необходимы. Проведение реформ без учета специфики районов севера нарушило паритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, способствовало росту тарифом на энергоресурсы и транспортные услуги. Ситуация поставила с/х северных регионов в сложное положение. Произведенный продукт нельзя было вывести из региона, т.к. транспортная составляющая во многих регионах достигало огромной цифры. Это привело к тому, что в ряде регионов было ликвидировано животноводство.

Такое же положение коснулось и рыбной промышленности. Плав.суда были выкуплены частниками, они вылавливали рыбу для близлежащих стран.

Проблема занятости КМН 90ые-2000ые гг. в период постперестроечный основное конституционное право на труд и защиту от безработицы было нарушено. По данным 1990 г. в северных регионах численность занятых сократилась до 32%. У нанайцев 42% безработных, у нганасан – 51%, у селькупов 60%, у кетов – около 58%, орочи – 80%, энцы – 87%.

В ходе аграрной реформы в ряде районов у коренного населения были отобраны земельные угодья, рыболовные водоемы, оленьи стада, КРС, прекратило существование клеточное звероловство. Многие поселки стали закрываться. Началось умирание поселков. Региональная политика занятости не работала и уровень безработицы достиг критической ситуации. В местах компактного проживания КМН, где вся экономика была построена на традиционных отраслях хоз-ва наблюдался и самый высокий уровень безработицы. Основными причинами сокращения занятости коренного населения сибири в экономической сфере является снижение поголовья оленей в связи с реорганизацией колхозов и совхозов, свертывания лесоучастков, резкое снижение инвестиций в промышленное строительство, нерентабельность традиционных способов хозяйствования. Приватизация в период перестройки привела к исчезновению совхозов, госпромхозов, звероферм. Отсутствие производства не способствовало сбору налогов и то еще больше осложняло ситуацию коренного населения. Значительная часть населения в тот период получала маленькое пособие, 200 рублей. В 1998 г. правительство РФ утвердило постановление «Содействие занятости наиболее уязвимых на рынке труда этнических групп населения»: 1. Совершенствование законодательства в направлении учета специфических особенностей и потребностей трудовой и экономической деятельности КМН. 2. Разработка правовых основ и нормативной базы, создание режима экономического благоприятствования для работодателей, сохраняющих действующий и создающих новые рабочие места для коренного населения. 3. Оказание практической помощи в организации собственного дела, включая необходимый курс обучения, оказание организационно-правовой и финансовой помощи стартового капитала. 4. Обеспечение максимальной адресности социальной и экономической гос.поддержки. 5. Корректировка перечня профессий и специальностей, по которым в регионах сибири и ДВ осуществляется профессиональная подготовка кадров с учетом национальных интересов и особенностей. 6. Обеспечение квоты рабочих мест для коренных малочисленных народов в местах их традиционного проживания.

Положительный опыт в рамках этой программы был наработан в ХМАО, где согласно региональной программе «Социально-экономическое и культурное развитие малочисленных народов ХМАО». Проведена программа учета и регистрация неработающих лиц и проведены мероприятия для обеспечения занятости коренного населения. В ЯНАО проблемы занятости нашли отражение в программе «Развитие традиционных отраслей производства и улучшение социально-бытовых условий жизни тундрового населения. Федеральные органы исполнительной власти в целях реализации принятого федерального закона «о гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» обязали территориальные органы министерства труда подготовить региональные программы содействия занятости и обеспечению воплощения в жизнь.

В соответствии с постановление правительство РФ. Которое вышло в 1999 г. «О мерах по поддержке занятости населения» министерство труда РФ провело мониторинг в сфере занятости населения в местах компактного проживания КМН. Эти мероприятия позволили местным властям провести мероприятия по улучшению ситуации занятости населения в своих регионах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: