Критерии качества научной деятельности

Для оценки качества результат должен быть раскрыт с содержательной и внутренне связанной с ней аксиологической (ценностной) стороны. Содержательную сторону результата характеризует критерий новизны. Ценностную сторону - критерии теоретической и практической значимости, актуальности. Теоретическая и практическая значимость характеризует реальную ценность полученных результатов, актуальность - потенциальную, которая может быть выявлена после завершения работы. Критерий новизны характеризует содержательную сторону результата, новые теоретические положения и практические рекомендации, которые ранее не были известны и не были зафиксированы в науке и практике. Научной ценностью обладают лишь те исследования, которые содержат общественно новые знания, выступающие исходной ступенью для постоянно возрастающего их числа. Преднамеренное или случайное повторение ранее известных в науке и практике положений не может получить признания как результат исследовательского труда. Это требование распространяется и на те случаи, когда «новые результаты» отличаются от старых лишь терминологически. Критерий теоретической значимости характеризует ценностную сторону результата, показывает влияние результатов исследования на существующие концепции, подходы, идеи, теоретические представления, определяет вклад работы в развитие педагогической науки, ценностную сторону результатов исследования. В отличие от критерия актуальности он характеризует готовый продукт исследования, менее зависит от времени и может не совпадать с актуальностью. Нередко правильная оценка работ дается через несколько лет, когда более четко обозначатся изменения, которые произошли в теории под влиянием полученных результатов.Теоретическая значимость исследования тесно связана с его новизной, степенью сформированности теоретических положений, т.е. концептуальностью, доказательностью полученных выводов, перспективностью результатов исследования для разработки прикладных тем. В фундаментальных исследованиях концептуальность является сущностной характеристикой и отражает теоретическое кредо автора. Исследование, лишенное концепции, будет носить описательный или эклектический характер и в теоретическом отношении малоубедительно. Критерий теоретической значимости позволяет получать знания о сущности и закономерностях, совершенствовать и преобразовывать практику, намечать проекты новой научной деятельности. Критерии практической значимости характеризует реальные достижения в организации различных видов деятельности, методике, которые стали результатом использования исследований в практику. Критерий актуальности указывает на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики обучения и воспитания, характеризует противоречия, возникающие между общественными потребностями (спросом на научные идеи и практические рекомендации) и наличными средствами их удовлетворения. Критерий актуальности динамичен, зависит от времени, конкретных условий и специфических обстоятельств. При определении аргументации актуальности работ возникают теоретические вопросы. Главным из них является определение факторов выбора тематики исследований. Утвердилось представление, что достаточно учесть социальный заказ, перечислить общественно значимые проблемы, которые следует решить в данный момент, для того, чтобы тема автоматически стала актуальной. Подобное обоснование актуальности недостаточно полно и нуждается в дополнительной аргументации. Социальный заказ определяет лишь направление научного поиска, но не конкретную проблематику. Социальный заказ вытекает из анализа практики. Научная проблема находится в другой плоскости. Она определяет основное противоречие, которое должно быть преодолено средствами науки. Постановка научной проблемы - творческий акт, требующий особого видения, специальных знаний и квалификации. Перевод социального заказа на язык научной проблематики предполагает выделение главных, кардинальных вопросов, поиск узловых противоречий, решение приоритетных задач.

33.Предмет и структура науковедения. Добров Г.М. и его вклад в формирование научного направления.
1)предметом исследования науковедения является наука, понимаемая как целостная система, исследуемая во всех ее проявлениях на аналитическом и синтетическом уровнях. Здесь ведутся исследования как теоретического, так и практического характера. Иными словами, под науковедением понимается система наук о науке (С.Р. Микулинский, Н.И. Родный, П.А. Рачков и другие);2)предметом исследования науковедения является наука, понимаемая как целостная система, исследуемая на синтетическом уровне, то есть обобщающая данные дисциплин, изучающих ее с аналитических позиций. Это не система наук о науке, а интегратор подобной системы (Г.М. Добров, Н. Яхиел и другие);3)науковедение это не самостоятельная наука, а конгломерат знаний о науке, образование которого обусловлено лишь практической актуальностью исследования науки с новых позиций. Своего специфического предмета исследования науковедение не имеет. Этого мнения придерживаются П.В. Копнин, И. Малецкий, А.И. Ракитов.Для того чтобы выделить основные направления исследований в науковедении, необходимо изучить различные подходы к определению его структуры. В изданном в 1985 году коллективном труде «Основы науковедения» выделялись пять разделов науковедения: 1) общее науковедение, 2) социология науки, 3) психология науки, 4) экономика науки, 5) организация науки. На основе предложенных разными авторами подходов к определению структуры науковедения можно выделить пять основных направлений исследований: общее науковедение, социология науки, психология науки, экономика науки, организация науки. Таким образом, структура современного науковедения состоит из: 1) истории науки, 2) философской методологии науки, 3) изучения социопсихологических проблем науки, 4) изучения экономико-правовых и организационных проблем науки. Эти направления можно считать основными составляющими (элементами) современного науковедения как в отечественном, так и в зарубежном науковедении.
Добров Геннадий Михайлович.
Нерядовое значение имела фундаментальная монография Г.М. Доброва “Наука о науке. Вступление в общее науковедение” (1966). В книге обобщен первый опыт мирового и советского науковедения,дана оригинальная трактовка науки как информационного процесса,открывающая широкие перспективы использования количественных методов в наукометрии,проанализированы обширные данные об опыте формирования научного потенциала и организации труда людей науки,сформулированы общие принципы организации,размещения современных научных центров и управления ими. Определение науковедения по Доброву: науковедение – это комплексное исследование и теоретическое обобщение опыта функционирования социальных систем в науке с целью обоснования научно-технической политики, а также рационального формирования потенциала науки и повышение эффективности научной деятельности при помощи средств социального, экономического и организационного воздействия.
34. Наукометрия в науковедении
Наукометрия
- область науковедения, занимающаяся статистическими исследованиями структуры и динамики массивов и потоков научной информации. Ввел это понятие Василий Васильевич Налимов - выдающийся ученый, математик и философ, профессор МГУ, доктор технических наук. Ввел он это понятие в 1969 году, когда вышла книга «Наукометрия: Изучение развития науки как информационного процесса». Существует 9 моделей развития науки: демографическая, социологическая, политическая, экономическая, логическая, гносеологическая, «научный работник», системотехники и информационная.Основные показатели, которые используются в наукометрии: 1)Импакт-фактор- численный показатель важности научного журнала. Изобретен в 1992 году корпорацией Thomson и публикуется в журнале «Journal Citation Report». Преимущества: 1)учитывается не только и не столько число публикаций, сколько их качество2)гарантирует проведение международной экспертизы3)Является важным показателем в период присуждения грантов Недостатки: 1)число цитирований, на самом деле, не отражает качество исследования и число самих публикаций;2)промежуток времени, когда учитываются цитирования, слишком короток;
1)Индекс цитирования статей автора- реферативная база данных научных публикаций, индексирующая ссылки, указанные в пристатейных списках этих публикаций и предоставляющая количественные показатели этих ссылок.
Функции: Информационный поиск.Изучение связей между публикациями и структуры областей знания.Выявление исследовательских фронтов.Прогнозирование науки.Оценка качества публикаций и их авторов научным сообществом 2)Индекс Хирша- количественная характеристика продуктивности ученого, основанной на количестве его публикаций и количестве цитирований этих публикаций. Недостатки: 1)Короткая карьера ученого приводит к недооценке ученого2)Не учитывается вклад ученого в работу Наукометрия – это совсем новая, еще недостаточно установившаяся область знаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: