Эмпирический (эмпир.) и теоретический (теор.) уровни научного познания (НП)

Стадии НП: эмпир. и теор.

Эмпир. знание – это знание о явлении. Эмпир. исследования – это обыденное познание (индив. повсед. практика людей). Нельзя обойтись без опр. форм логич. мышления. Эмпир. уровни познания – приемы и методы, а также формы НП, с помощью которых обеспечивается накопление, фиксация, группировка и обобщение исход. материала для построения обыд. теор. знания. Это наблюдение, эксперимент, систематизация и т.д.

Теор. знание – это знание о сущности. Теор. уровни НП – те виды и методы познават. деят-ти и способы орг-и знания, которые характеризуются той или иной степенью опосредованности и обеспечивают создание, построение и разработку научной теории как логически организованного знания об объект. законах и других существенных, т.е. общих и необходимых связях и отношений в объект. мире. Это теории, гипотезы, логич. модели и т.п.

19.Позитивизм и наука. Первый позитивизм, вклад О.Конта, второй позитивизм, (вклад Э.Маха и Р. Авенариуса).
«позитивизм" -в философии обозначается течение научной и философской мысли 20-21 вв, главным лозунгом поз. является утверждение, что каждая наука — сама себе философия.1.позитивизм (20в)- стоял вопрос о соотношении философии и науки. При этом философия критиковалась, а наука возвышалась. Идеологическое кредо – прогресс и порядок. Основателем поз- Огюст КОНТ. Основ идея- эра метафизики окончилась, началась эра положительного знания, эра позитивной философии. "Закон трех стадий", согласно Конту,прежде всего определяет те этапы, которые проходит человечество в своем умственном развитии, в своем стремлении познать окружающий мир. 1-теологическая (чел все явления объясн вмешательством сверхъестественных сил:богов, духов, душ..), 2-метафизическая (объясн явлений мира через первосущности), 3- позитивная (чел накапливает положительного знания, получаемого частными науками,наблюдение).наука должна отвечать на вопрос «как происходит явление», описывать явления, задача –свести описываемые явления к наименьшему числу внешних связей – по их сходству и последовательности. науч познания Конта тяготеет к феноменализму, потому что познание, по Конту, не идет далее того, что чувственно воспринимается. гносеологической функции науки –предвидение. Конт формулирует энциклопедический закон, выражающийся в классификации наук-принцип разделения наук в зависимости от их предмета, от характера их содержания (матем,астрономия,физик..). образцом науки для позитив является естествознание. Введен термин социология (Конт)-"социальная физика" в трех разделах: 1-об условиях существования общества, 2- об изменении социальных систем, 3- программа социального действия.
2.позит – основная задача философии = в создании теории научного знания, понятий принципов и их соотнесение с реальностью,в установлении принципов упорядочивания явлений в сознании исследователя. Термин “эмпириокритицизм”(Авенариус)- критик опыта. Индивид с его нервной системой и окружающая среда образуют реальное единство опыта. Наш опыт, чем меньше сил будет затрачено на его создание, тем более эффективным будет его адоптация. Принцип наименьшей траты сил – основной принцип, которым должна руководствоваться философия, становясь критикой чистого опыта. Принцип экономии мышления (Мах)-описание должно стоять в центре наук. Ядром описания должен быть анализ ощущений – данных чувственного познания; Передовой наукой является биология — позитивная наука о жизни.

20. Неопозитивизм и наука
Третий этап позитивизма: неопозитивизм. (40-е гг. 20 в.)Основные представители: Шлик, Нейрат, Карнар, Айер.Главная задача философии неопозитивизма – это анализ языка науки, поэтому этот этап по другому называют аналитический позитивизм (логический позитивизм). Неопозитивизм представляет собой логико-эпистемологический подход к исследованию науки, когда объектом философии науки становится логическая структура научных теорий.Неопозитивизм ищет опору науки и считает, что все недостатки науки происходят из-за того, что язык науки неправильный. Чтобы научная теория была истинной, нужен правильный язык. В основе языка науки должны лежать элементарные научные предложения (протокольные (необходимые) предложения, или пропозиции). Чтобы теория была научной пропозиции должны непосредственно опираться на экспериментальные факты, которые можно проверить (верифицировать).Цель логических позитивистов заключается в том, чтобы подвергнуть все знание критическому анализу с точки зрения верификации.Верификация – это проверка истинности высказываний эмпирическим путем. Поэтому проблема верификации является главной для деваркации (разделения) знания научного и ненаучного, а именно: научное знание поддается верификации, это знание очищено от метафизики (в аристотелевском смысле), идеологии, психологии; а вненаучное знание не поддается верификации (философия в метафизическом смысле).Западная философия 20 века.Знаково-символическая формализация знаний.Отношение теоритического аппарата к эмпирическому.Отвергает утверждения которое не проверяемы эмпирическиКритика метафизики.Эрнст Мах – логический позитивизм.Людвиг Витгенштейн – мир фактов и событий.Венский кружок.Рудольф Карнап – анализ структуры естественнонайучного знания формально-логическими средствами.Большая опора на логику.Анализ языковых форм знания.Предмет философии в неопозитивизме – логика
1)сведение философии к анализу языка науки;2)утверждение принципа верификации;3)физикализм – попытка сведения всех языков науки к языку физики (это связано с тем, что физические суждения наиболее верифицируемые);4)редукционизм: теоретический уровень должен быть сведен к эмпирическому и верифицирован; редукционизм – это метод познания;5)антиисторизм;6)исключение познающего субъекта из научного познания;7)устранение метафизики из научного познания;
кумулятивизм – заключается в том, что развитие знания происходит путем плавного, постепенного (без скачков) добавления новых положений к старым знаниям;

21.«Диалектика природы»: причины написания, научный вклад, классификация наук Ф. Энгельса
Диалектика природы
— незаконченный труд Энгельса, в котором он пытается дать панораму естествознания на основе законов диалектики. В естествознании он обозначает три эпохальных открытия: клетка (Теодор Шванн), неуничтожимость движения (Рене Декарт) и эволюционизм (Чарльз Дарвин). Высоко оценивает небулярную гипотезу Канта. В главе посвященной происхождению человека из обезьяны акцентирует роль труда. Определяет жизнь как форму существования белковых тел. Критикует концепцию тепловой смерти Вселенной,спиритизм и Дюринга. Описание будущего, ожидающего жителей Земли, у Энгельса неоптимистично: он предрекал остывание Солнца и вымирание человечества от холода. Задача, которую ставил перед собой Ф. Энгельс при работе над "Д. п.", убедиться в той истине, что в природе сквозь хаос бесчисленных изменений прокладывают себе путь те же диалектические законы движения, которые и в истории господствуют над кажущейся случайностью событий, дать диалектико-материалистическое обобщение важнейших результатов развития естествознания и тем самым обосновать всеобщность основных законов материалистической диалектики.Законы диалектики: Закон перехода количества в качество, и обратно/ Закон взаимного проникновения противоположностей /Закон отрицания отрицания. Основные формы движения материи: механическое/физическое/химическое/биологическое.Энгельс исследует достижения естественных наук начиная с эпохи Возрождения, показывает обусловленность развития естествознания развитием производства и неразрывную связь естествознания с философией. Классификация наук В основу классификации была положена идея отразить процесс прогрессивного развития движущейся материи, идущей по восходящей линии от низшего к высшему, от простого к сложному.В «Диалектике природы» Энгельс использовал 2 принципа: 1 - объективности, 2 – развития. В соответствии основным формам движения, ряд наук: математика (предпосылки механики), механика, физика, химия, биология. 2 точки зрения на классификацию наук: 1) С точки зрения логики: существует ряд дискретных материй, каждая из которых соответствует определенной форме движения (физика – молекулы, химия – атомы, биология – белки, механика – масса).2) С точки зрения истории: науки, изучающие более общие формы движения, возникли первыми (астрономия). 16-17 вв. - физика и химия, затем – геология, минералогия, физиология растений и животных, анатомия. Затем – терапевтика, диагностика, антропология. Эта классификация носит линейный характер. Общественных наук не было у Энгельса. Их классифицировали другие ученые.


22. Бернал Дж.Д. «Наука в истории общества»

"Наука в истории общества" - фундаментальное исследование известного английского ученого и общественного деятеля Джона Десмонда Бернала. В работе предпринята попытка исследовать историю взаимоотношений между развитием науки и техники и развитием общества от зарождения науки до наших дней. Задачи, которые Дж.Д.Бернал ставил перед собой при написании труда:1.Как социальные преобразования конкретно влияют на науку?2.Что дала наука древних Афин, Флоренции эпохи Возрождения, Бирмингема и Глазго XVIII века особо передового и нового?3.Как достижения ученых тех мест и времен влияли на развитие современной им промышленности, торговли, политики и религии? Немного о содержании книги. В центре внимания этой книги происходит всестороннее взаимодействие между техникой, наукой и философией. Наука играет роль посредника между установившейся и передаваемой по наследству практикой людей, и утвердившимися идеями и традициями, которые обеспечивают продолжение существования общества, а также прав и привилегий создавших его классов.Прогресс в науке является чем угодно, только не единообразием в пространстве и времени. Периоды быстрых темпов ее развития чередуются с более продолжительными периодами застоя и даже упадка. С течением времени центры научной деятельности непрерывно перемещались и обычно скорее следовали за перемещением центров торговой и промышленной деятельности, нежели направляли его. Цель книги – раскрыть прямое или косвенное влияние науки на другие аспекты истории путем показа ее воздействия на изменение в экономике и ее влияния на идеологию правящих классов того времени или тех, кто стремится встать на их место.Дж.Д.Бернал не дает четкого и однозначного определения науке, утверждая, что наука на всем протяжении истории человечества претерпевала столько существенных изменений, что ни одно определение не будет исчерпывающим.Наука может рассматриваться:1)Как институт;2)Как метод;3)Как накопление знаний;4)Как важный фактор поддержания и развития производства;5)Как один из наиболее сильных факторов, формирующих убеждения и отношения. Структура книги. 1.Здесь ставятся проблемы, а также имеются соображения общего характера о природе и методе в науке и ее месте в обществе.2.Эта часть касается появления науки, начиная с того, что ей предшествовало в технике и социальных обычаях, и кончая полным ее оформлением в древней Греции.3.Здесь описывается возрождение и медленный рост науки и техники под влиянием ислама и христианства.4.Здесь описывается зарождение современной науки в великую революционную эпоху Возрождения.5.Представляет собой описание распространения утвердившейся науки и ее участия в преобразовании промышленности в эпоху господства капитализма вплоть до призрачного «золотого века» конца XIX века. 6.Составлена картина социального и научного развития каждого предыдущего периода и показаны отношения между ними.7.Попытка суммирования всего изложенного. Сделаны выводы с учетом будущего развития науки, исходя из всей ее истории. Вклад Дж.Д.Бернала и ценность его книги. Дж.Д.Бернал первым попытался представить хронологически, в единой картине, развитие науки; проследил взаимодействие науки с обществом в ходе истории и выявил теснейшую связь между ними; произвел экскурс в прошлое, который способствовал пониманию настоящего и возникновению идеи о будущих путях развития науки. Неоспоримая ценность его работы состоит в том, что автором нарисована широкая и достоверная картина прогрессирующего познания наукой действительности, возрастающие роль и значение науки в обществе.

23. «Классификация наук» Кедрова Б.М.23. «Классификация наук» Кедрова Б.М.23. «Классификация наук» Кедрова Б.М.23. «Классификация наук» Кедрова Б.М.23. «Классификация наук» Кедрова Б.М.23. «Классификация наук» Кедрова Б.М.
Бонифа́тий Миха́йлович Ке́дров (27 ноября 1903, Ярославль — 10 сентября 1985, Москва) — выдающийся советский учёный, философ и логик, химик, историк и методолог науки, психолог, популяризатор науки.Научные интересы Б.М. расширялись постоянно. Уделял большое внимание разработке научного наследия Энгельса. С середины 40-х до 60-х историю и логику открытия периодического закона. С середины 50-х годов исследовал вклад в мировую науку Д.И.Менделеева.Б.М.Кедров постоянно интересовался проблемами классификации и синтеза научного знания. В 1945 г. он начал работать над классификацией современных наук и историей науки, создав на протяжении нескольких десятилетий фундаментальные труды, посвященные этим проблемам. Им была выдвинута новая схема построения всего современного научного знания в виде "треугольника наук", составленного из естественных, общественных и философских наук (в середине этого треугольника находится психология). Разрабатывая вопросы классификации наук, Б.М.Кедров обратился к изучению в трудах Ф.Энгельса двух проблем: 1) предмет материалистической диалектики как общей науки и ее соотношение с частными науками; 2) структура марксистского учения, три его составные части. При разработке этого вопроса Б.М.Кедров показал, что Энгельс видел в структуре марксистского учения отражение структуры самого человеческого общества с ее членением на экономический базис, государственно-политическую и идеологическую надстройки. Большим вкладом в разработку этих вопросов явилась трилогия "Классификация наук", первые две части которой были закончены и вышли в свет в 60-х годах: "Энгельс и его предшественники" (1961) и "От Ленина до наших дней" (1965). Третья часть "Прогноз Маркса о науке будущего" была завершена в рукописи к 1980 г.

24.Познавательная функции науки
Позн цели науки вытекают вытекают из внутрен потреностей. Движущие силы: внутренняя логика развития науки, потребности практики. Границы познания определяются уровнем развития экономических сил и общественных отношений, продуктом являются новые знания. Как измерить прирост новых знаний. Существует 3 группы эффектов: научно-технический, экономический, социальный. Научн техн эффект-увелич & расширен знаний об окружающей нас природе, общ-ве, мышлении, которое характеризуется выявлением новых связей и законов. Это увеличение и расширение знаний об окружающей природе, обществе, мышлении, которые характеризуются выявлением новых связей, закономерностей и законов, это прирост научных знаний, которые потребляются самой наукой. Количественные показатели: количество выпущенных публикаций, индекс цитирования, бальная оценка, количество изобретений, патентов, дипломов на открытие.

25.Экономические функции науки
Отвечая на экономические потребности общества, наука реализует себя в функции непосредственной производительной силы, выступая в качестве важнейшего фактора хозяйственно-культурного развития людей. Именно крупное машинное производство, которое возникло в результате индустриального переворота XVIII—XIX вв., составило материальную базу для превращения науки в непосредственную производительную силу. Производственная, технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство нововведений инноваций, новых технологий, форм организации и др.При этом стоит отметить, что наука с момента зарождения и вплоть до эпохи капитализма не развивалась в данном направлении, и только капитализм придал этому явлению совершенно новый характер – в частности происходит воплощение науки в материальной сфере. Человек должен развивать производственную деятельность до уровня научной. Наука – звено всего производства и как следствие должна развиваться не параллельно, а вместе с ним.

26.Практические функции науки
Продуктом науки являются новые знания, которые в свою очередь необходимы для поступательного развития общества. Наука воздействует на средства производства и на элементы производственных сил, в частности человека. Наука, воздействующая на средства производства — наука производственная. А ее результат – положительный экономический эффект (повышение эффективности производства в результате замены живого труда машинным). Более 60 % научных работников заняты в производственной сфере науки. Однако квалификационный уровень выше в непроизводственной сфере. Количественным измерение результатов производственной сферы науки является экономический эффект, в непроизводственной – социальный эффект (так для народного образования – улучшение методик обучения, для медицина – предотвращенные затраты вследствие уменьшения заболеваемости Общая социальная цель для всей науки – это увеличение нерабочего времени (по мнению Маркса свободное время главная ценность человека). Так же в настоящее время наука рассматривается как социальная сила развития общества. Эту задачу осуществляют, прежде всего, социально-экономические и культурно-гуманитарные науки, которые играют регулирующие роли в различных сферах социальной деятельности. В настоящее время, когда возрастают угрозы глобальных кризисов в экологии, энергетике, недостатках сырья и продовольствия, значение социальных наук в жизни общества еще больше возрастает. Их усилия в настоящее время должны быть направлены на рациональную организацию общественной жизни, основными компонентами которой являются ее демократизация, повышение жизненного уровня населения, утверждение и укрепление гражданского общества и свободы личности. Социально-управленческая функция связана с тем, что наука используется для управления социальными процессами. Социальное планирование для разрешения противоречия между общественным характером труда и частной собственностью на средства производства. Культурно-мировоззренческая функция связана с тем, что наука выполняет просветительские цели, формирует материалистического мировоззрения..

27.Научный потенциал: структура и тенденции развития
1) Научные потенциал – это комплекс параметров, характеризующий способность научной системы решать вопросы научно-технического развития (численность кадров и их квалификация, возрастная структура и подготовка).2) Научный потенциал – система индивидуальных и материальных факторов, обеспечивающих кругооборот в народном хозяйстве научных знаний, создание высокотехнологичных систем и распространение их в массовом производстве.
Структура
1.
Кадровая составляющая.Все, кто занят в сфере науки, разделяются на 4 сектора:1)академический: Академия наук России, отраслевые академии (докторов наук 1: кандидатов наук 6: без степени 6 (соотношение 1:6:6));2)отраслевой: научно-исследовательский и опытно-конструкторские организации (1:16:66);3)вузовский: научные работники (1:4:5);4)заводской сектор: работа непосредственно на производство (1:10:24).
2.Материально-техническая составляющая.Совокупность материальных ценностей, выступающих в материально вещественной форме.1)Непроизводственные фонды2)Научнопроизводственныеа)Оборотныеб)Основныеa.Пассивная частьb.Активная часть1)Приборы2)Общеэксплуатационные3.Организационная составляющая науки.Организационно-управленческая структура научной сферы - это структура научно-исследовательских организаций и ее гибкость, т.е. возможность быстрого формирования научно-исследовательских групп для решения срочных задач; система управления научными исследованиями в масштабах компании или страны.В зарубежной практике выделяют три базовые формы организации инновационного процесса:1)административно-хозяйственную;2)программно-целевую;3)инициативную. Административно-хозяйственная форма предполагает наличие научно-производственного центра, представляющего собой крупную или среднюю корпорацию, объединяющую под общим руководством научные исследования и разработки, производство и сбыт новой продукции. При этом значительное большинство фирм, выполняющие научные исследования и опытно-конструкторские разработки, функционирует в промышленности. Инициативная состоит в финансировании, научно-технической, консультативно-управленческой и административной помощи избирателям-одиночкам, инициативным группам, а также малым фирмам создаваемым для освоения технических и других нововведений.
4.Информационная составляющая научного потенциала. Информационная составляющая в научно-техническом потенциале играет особую роль. В качестве специфического предмета труда здесь выступает информация об итогах предшествующих исследований, разработок и освоение нововведений. Ее носителями являются тематические карты о начатых и отчеты о законченных исследованиях и разработках, публикации и диссертации, содержащие новые теории, гипотезы, рекомендации, описания, формулы, схемы, чертежи и т.д.Для сотрудников, занятых в научно-производственном цикле, главный источник информации - техническая документация, эксперименты, командировки и экспедиции, индивидуальное общение с коллегами. Тенденции развития Одна из современных тенденций развития научного потенциала - увеличение доли и значения материально-технической базы в его структуре, определяющей технологии научных исследований. Между тем приборы и оборудование (техника) становятся действенным компонентом н.п.о. (Научно-производственное объединение) лишь в соединении с трудом квалифицированных специалистов, владеющих методами использования данной техники. Поэтому для оценки научного потенциала необходимо верно определять технологический уровень исследований, а не только техническую оснащенность науки.В развитии НТП (научно-технический потенциал) выделяются ряд тенденций;1) Сегодня до 75% издержек производства по изготовлению изделий приходит на НИОКР. В промышленно развитых странах эти расходы составляют ежегодно 2 - 3 % ВВП, в развивающих и странах с переходной экономики - менее 1 %;2) Достижения НТП становятся орудиями конкурентной борьбы, позволяющим резко снизить издержки производства. Наукоемкая продукция становиться важным элементом конкурентоспособности страны;3) Сам НТП носит явный очаговый характер, концентрируясь в основном в экономически развитиях странах;4) НТП активно воздействует на централизацию и концентрацию капитала, так как осуществление НИОКР и освоение конкурентоспособных видов товаров становиться доступным только крупнейшим компаниям;5) НТП приводит к сокращению жизненного цикла товаров, постоянно происходит замена традиционных товаров новыми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: