Технология учебно-научной работы

Предисловие

ЛЕКЦИЯ

ЛЕКЦИЯ

Оглавление

Предисловие  
1. Структура рынка средств производства при планово-распределительной экономике и в переходный период. Формы реализации средств производства.  
1.1. Структура рынка средств производства. 1.2. Социально-экономическое развитие Республики Беларусь в переходный период (1990-2000 гг.). 1.3. Развитие реального сектора экономики.  
2. Технологический процесс – основа развития общественного производства.  
2.1. Этапы технологического развития общества. 2.2. Особенности технологического развития общества в современных условиях. 2.3. Основные направления научно-технологического развития на современном этапе. 2.4. Перспективы научно-технологического развития.  
3. Классификация технологических процессов, технологичность изделий.  
3.1. Классификация технологических процессов.  
3.2. Технологичность изделий.  
4. Организация обеспечения промышленных предприятий качественным сырьем и комплектующими.  
4.1. Функции и задачи службы снабжения на предприятии.  
4.2. Нормирование расхода материалов.  
4.3. Организация снабжения цехов материалами.  
5. Качество изделий. Управление качеством.  
5.1. Формирование системы качества в Республике Беларусь.  
5.2. Качество – всемирное поле конкуренции.  
5.3. Международная система управления качеством.  
6. Автоматизация производства.  
6.1. Пути автоматизации.  
6.2. Оборудование для автоматизации производств.  
6.3. Промышленные работы.  
6.4. Автоматизированные линии и производство.  
7. Классификация потребляемых материалов и продукции.  
7.1. Системы классификации продукции.  
7.2. Система условных обозначений продукции.  
8. Нормирование производственных запасов. Управление запасами на предприятии.  
8.1. Виды запасов.  
8.2. Методика нормирования производственных запасов.  
8.3. Оптимизация запасов.  
8.4. Сверхнормативные и несанкционированные запасы.  
9. Организационные структуры менеджмента в промышленности.  
9.1. Сущность и общая характеристика организационных структур.  
9.2. Выбор структуры управления.  
10. Технологические системы как экономические объекты.  
10.1. Структура технологической системы.  
10.2. Классификация технологических систем.  
11. Стандартизация товарной продукции.  
11.1. Понятие стандартизации.  
11.2. Указатели стандартов.  
11.3. Обозначение стандартов.  
12. Технология конструкционных материалов.  
12.1. Кристаллическое строение металлов.  
12.2. Термическая обработка стали.  
12.3. Химико-термическая обработка стали.  
12.4. Цветные металлы.  
13. Технология получения изделий из композиционных материалов.  
13.1. Свойства композиционных материалов.  
13.2. Область применения полимерных композиционных материалов.  
13.3. Характеристики компонентов, входящих в состав полимерных композиционных материалов.  
13.4. Технология изготовления изделий из композиционных материалов.  
14. Механическая обработка. Технико-экономические параметры технологических процессов механической обработки.  
14.1. Сущность процесса механической обработки.  
14.2. Технико-экономический анализ технологического процесса механической обработки.  
15. Технологические процессы получения заготовок методами литья.  
15.1. Сущность процессов литья.  
15.2. Технологические процессы получения отливок в разовые песчано-глинистые формы.  
15.3. Литье в многоразовые формы.  
15.4. Литье по выплавляемым моделям. Оболочковое литье.  
16. Технология пластической переработки металлов.  
16.1. Механизм пластической деформации металлов.  
16.2. Прокатка.  
16.3. Штамповка.  
16.4. Ковка.  
16.5. Волочение.  
17. Элионные, электрофизические и электрохимические методы обработки материалов.  
17.1. Элионная обработка металлов.  
17.2. Плазменная обработка металлов.  
17.3. Электроэррозионные методы обработки.  
17.4. Электрохимические методы обработки.  
17.5. Анодно-механическая обработка.  
17.6. Химические методы размерной обработки деталей.  
17.7. Химико-механическая обработка.  
17.8. Ультразвуковая обработка.  
17.9. Метод обработки электронным лучом.  
18. Технология получения изделий методами порошковой металлургии.  
18.1. Порошковая металлургия.  
19. Основы мембранных технологий.  
19.1. Технологические особенности мембранного разделения неоднородных систем.  
19.2. Основные разновидности мембранных процессов и их характеристика.  
19.3. Аппаратурное оформление мембранных процессов.  
20. Технология сварки и резки металлов.  
20.1. Электродуговая сварка и резка металлов.  
20.2. Газовая сварка и резка металлов.  
20.3. Холодная сварка.  
20.4. Ультразвуковая сварка давлением.  
20.5. Электронно-лучевая сварка.  
20.6. Плазменно-дуговая сварка.  
20.7. Диффузная сварка.  
21. Неорганическое стекло.  
21.1. Свойства и получение.  
21.2. Основные виды стеклянных изделий.  
22. Технология получения каучука и резины.  
22.1. Свойства и получение.  
22.2. Технология каучука и резины.  
22.3. Резины общего назначения.  
23. Основы технологических процессов электроники и микроэлектроники.  
23.1. Технология изготовления интегральных микросхем.  
23.2. Полупроводниковые интегральные схемы.  
23.3. Фотолитография в микроэлектронике.  
23.4. Нанесение тонких пленок в вакууме.  
23.5. Технология изготовления печатных плат (ПП).  
24. Технология применения лазера в промышленности.  
24.1. Физические основы работы лазера.  
24.2. Принцип работы лазера.  
24.3. Когерентный свет.  
24.4. Обработка материалов лазерным лучом.  
24.5. Лазерная сварка.  
24.6. Термообработка лазерным лучом.  
24.7. Преимущества лазерной обработки материалов.  
24.8. Получение и восстановление голограмм.  
24.9. Объемные голограммы.  
24.10. Материалы, используемые для записи голограмм.  
24.11. Голографическая интерферометрия – метод неразрушающего контроля.  
25. Технология переработки топлив.  
25.1. Основные виды и методы переработки топлив.  
25.2. Методы переработки нефти.  
26. Технология сборочного производства.  
26.1. Типы сборочного производства.  
26.2. Виды сборочных соединений.  
27. Техника безопасности в производстве.  
27.1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности.  
27.2. Понятие риска и безопасности жизнедеятельности.  
27.3. Формирование опасностей в производственной среде. Технические методы и средства защиты человека на производстве.  
27.4. Взрывоопасность.  
27.5. Пожароопасность.  
27.6. Электроопасность.  
27.7. Опасности автоматизированнных процессов.  
27.8. Организация и управление охраной труда на производстве.  
27.9. Обеспечение безопасности технологических процессов.  

ТЕМА: БУХГАЛТЕРСКАЯ ПРОФЕССИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА БУХГАЛТЕРА

1. БУХГАЛТЕРСКАЯ ПРОФЕССИЯ

2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА БУХГАЛТЕРА

Цель: Дать общее представление о бухгалтерской профессии и общих правилах ведения бухгалтера.

ЗАДАЧИ

1.Изучить динамику отношения общества к профессии бухгалтера

2. Уяснить основные требования, предъявляемые к бухгалтеру

3.Изучить особенности бухгалтерской профессии применительно к различным дол­жностям и местам работы специалистов

4.Усвоить понятие «профессиональная этика бухгалтера»

5.Изучить специальные этические принципы бухгалтерской работы

ВВЕДЕНИЕ

Бухгалтерская профессия в настоящее время является одной из наиболее престижных и высокооплачиваемых. Вместе с тем работа в должности бухгалтера сопряжена с повышенной ответственностью за результаты принятых решений и совершенных действий. Кроме того, имеется ряд обстоятельств, которые делают не­обходимым разработку кодекса этики профессионального бухгалтера.

1. БУХГАЛТЕРСКАЯ ПРОФЕССИЯ

Отношение к бухгалтерской профессии изменялось с развитием бухгалтерского учета от практики к науке.

Вплоть до середины XX века бухгалтерская профессия предпо­лагала выполнение набора сравнительно простых учетных процедур, механическое отражение стоимостных характеристик хозяйственных операций, последующую группировку и детализацию данных в соответствии с правилами, жестко установленными нормативными документами. Это обусловило невысокую требовательность к уровню квалификации и профессионального опыта бухгалтера. На определенном этапе развития бухгалтерского учета для занятия этим видом деятельности достаточно было знания четырех действий арифметики и общих требований к заполнению простейших учетных регистров.

С развитием и усложнением процессов производства и управления постепенно повышались и требования к уровню и составу специальных знаний бухгалтерских работников.

В частности, для грамотного отражения в учете данных о составе производственных затрат, о состоянии расчетов с дебиторами и кредиторами, процессов формирования и использования прибыли бухгалтер должен был обладать знаниями о технологии производства, ориентироваться в основных правах (для обеспечения юридической чистоты расчетов), а также знать механизм управления различными видами ресурсов.

Последняя четверть прошлого века характеризуется становлени­ем и развитием бухгалтерского учета как инструмента стратегического управления. В связи с этим фигура бухгалтера вообще и главного бухгалтера в частности становится одной из главных в системе управления.

Для того, чтобы бухгалтер мог в полной мере выполнять возложенные на него задачи и обеспечивать достижение целей, стоящих перед бухгалтерским учетом, он должен:

- обладать высшим специальным образованием, необходимым опытом работы; - умением управлять коллективом и располагать знаниями, которые позволяют принимать управленческие решения.

Вместе с тем в со­ставе бухгалтерских служб продолжают оставаться участки, где работа не требует высокого уровня специальных знаний и навыков. То есть профессия бухгалтера в настоящее время охватывает достаточно большую группу специалистов, уровень квалификации у них опре­деляется конкретными задачами и весьма существенно варьируется. В нашей стране бухгалтерский учет также прошел разные стадии развития. До 1917 года работа бухгалтера сводилась в основном к вы­полнению счетоводческих функций. В период плановой экономики это положение изменилось несущественно: бухгалтерские работники разных уровней занимались отражением хозяйственных операций и формированием учетных регистров и форм бухгалтерской отчетнос­ти. Для этого времени характерно наличие большого числа показа­телей, обязательных к отражению в отчетности и текущем учете. Форма бухгалтерского баланса, другие формы отчетности, а также пояснения и приложения к ним включали несколько сотен показателей, сформированных, сгруппированных и детализированных по различным признакам.

Общий объем бухгалтерской отчетности в несколько раз превышал объем отчетности, представляемой в настоящее время.

С другой стороны, нельзя не отметить и положительные стороны такого подхода к формированию отчетных данных. Показатели отдельных отчетных форм были связаны настолько сложно и многообразно, что допущение ошибок в окончательном варианте отчетов практически исключалось, некорректное исправление ошибок в одной бухгалтерской форме неизбежно вело к расхождениям в другой.


Кроме того, детализация данных позволяла сделать вывод только о финансовом состоянии предприятия, но и об отдельных сторонах его деятельности, включая инвестиционную деятельность и непроизводственную сферу. Во многом такой подход был обусловлен тем, что основным заинтересованным пользователем бухгалтерской отчетности в тот период являлись органы государственного управления и практически все существенные управленческие решения принимались на этом уровне. Самостоя­тельность отдельных хозяйствующих субъектов была ограниченной. С переходом к рыночным отношениям изменились задачи, сто­ящие перед бухгалтерским учетом, и, соответственно, изменилось отношение к бухгалтерской профессии. В течение нескольких лет отрасли материального производства, и особенно торговли, испыты­вали серьезный дефицит в квалифицированных кадрах. Положение усложнялось тем, что отсутствовала надлежащая методологическая основа для подготовки бухгалтерских кадров в изменившихся эко­номических условиях. Все это явилось мощным импульсом к разви­тию системы подготовки профессиональных бухгалтеров, в том числе и негосударственными образовательными учреждениями. К началу XXI века ситуация с обеспеченностью кадрами несколько улучши­лась. Однако, возрастающие требования к профессии бухгалтера обус­лавливают необходимость выработки новых и совершенствования действующих методологических подходов к системе образования, а также необходимость создания системы постоянного повышения квалификации бухгалтерских работников.

В настоящее время профессию бухгалтер мож­но классифицировать по нескольким признакам:

1). По функциональным обязанностям и месту в управленческом аппарате (Здесь принято выделять следующие уровни, основываясь на специфике выполняемой деятельности):

- Бухгалтер-кассир.

Обычно эта должность является первой ступе­нью в профессиональной карьере бухгалтера. Даже в том случае, когда бухгалтер приходит в организацию, обладая специальным образованием, весьма полезно овладеть профессией кассира на практике. Это позволяет выработать такие необходимые для бухгалтера качества, как обязательность, добросовестность, само­стоятельность. Работа на этом участке требует знания Порядка ведения кассовых операций. Обязательным условием ее является заключение договора о полной материальной ответственности.


- Бухгалтер-специалист.

Этот термин относится к работникам, за­нятым на различных участках бухгалтерского учета: учета основ­ных средств, материально-производственных запасов, расчетов с работниками и т.д. Работа здесь требует более глубоких специаль­ных знаний. Так, бухгалтер, занимающийся учетом основных средств, должен знать содержание нескольких нормативных до­кументов, а также иметь представление о.жизненном цикле объектов основных средств, особенностях их восстановления, ремонта и списания. Бухгалтер, занятый начислением заработной платы, помимо правил бухгалтерского учета должен знать требо­вания трудового законодательства, а также уметь организовать взаимодействие с кадровыми службами. С работниками, заняты­ми на учете отдельных видов имущества и обязательств, договор о полной материальной ответственности, как правило, не заклю­чается. Однако при определенных условиях за допущенные ошибки и нарушения бухгалтер-специалист может нести мате­риальную ответственность (в том числе и полную). Например, по переплатам заработной платы принудительное взыскание излиш­не выплаченных сумм возможно только в случае, когда наруше­ние произошло вследствие счетной (арифметической) ошибки, или тогда, когда расчеты производились на основании непра­вильно оформленных документов. В остальных случаях переплата возмещается за счет виновного лица- бухгалтера, занятого на данном рабочем месте.

- Бухгалтер-ревизор.

Как явствует из наименования должности, такой бухгалтер занимается проверкой отдельных вопросов производственной или торговой деятельности, правильности оформления документов, выполнения требований законодатель­ных и нормативных актов и т.п. Очевидно, что он должен обла­дать не только знаниями по отраслям, в которых производятся проверки, но и необходимым опытом работы, в должностях, так или иначе связанных с бухгалтерским учетом.

- Бухгалтер-методист.

Бухгалтерских работников, занимающихся исключительно методической деятельностью, в настоящее время можно встретить только в крупных организациях - торговых или промышленных холдингах. В их обязанности, как правило, входят разработка внутренних распорядительных документов, адаптация федерального и отраслевого законодательства к спе­цифике деятельности в данной организации или группе взаимо­связанных организаций, анализ использования учетных схем.

Такие работники обязаны не только в совершенстве знать


требования нормативных документов и все участки бухгалтерского учета, но и обладать способностями к аналитической деятельности, а также уметь вырабатывать, обосновывать и принимать управленческие решения.

- Бухгалтер-эксперт.

Также специализация, которая встречает весьма редко. Эти работники непосредственно не занимаются учетом имущества и обязательств каких-либо предприятий. В их обязанности входит экспертная оценка различных материалов области бухгалтерского учета, налогообложения и права. Чаще всего такими материалами являются научные разработки, публикации в специализированной периодической печати, проекты методических и иных аналогичных документов.

От бухгалтеров-методистов эксперты отличаются тем, что работают по более широкому спектру вопросов, а также тем, что помимо докумен­тов, имеющих законодательную или нормативную силу, постоян­но изучают и применяют в практической деятельности положения, закрепленные в разнообразных методических рекомендациях, указаниях, разъяснениях, письмах и т.п. Отличительной особен­ностью работы бухгалтера-эксперта является необходимость за­конодательной и нормативной опенки различных документов, включая документы органов отраслевого или ведомственного управления.

- Главный бухгалтер.

В условиях рыночной экономики эта долж­ность является не только специальной, но и административной. Вне зависимости от иерархии, установленной штатным распи­санием организации, главный бухгалтер фактически является од­ним из заместителей руководителя.

От прочих заместителей (главного инженера, главного экономиста, главного механика т.п.) главного бухгалтера отличает:

· он наделен правом издавать распоряжения, обязательные для всего персо­нала организации, и, во-вторых, то, что в определенных обстоя­тельствах (связанных с экономическими правонарушениями);

· он несет ответственность наряду с руководителем организации;

· на должность главного бухгалтера назначаются работники, как правило, имеющие высшее профессиональное образование, опыт работы на нескольких участках бухгалтерского учета, умеющие принимать управленческие и административные решения, уме­ющие организовать производительную работу и нормальный психологический климат в коллективе и наладить конструктив­ные взаимоотношения с другими службами, налоговой инспек­цией, иными контролирующими органами.


2) Кроме того, применяется классификация бухгалтерских работ­ников по сферам, где они выполняют свои обязанности. Это могут быть:

• отрасли материального производства (выпуск продукции, выпол­нение работ и оказание услуг);

• торговля и общественное питание;

• кредитные организации;

• негосударственные пенсионные фонды и другие виды страхо­вания;

• некоммерческие организации (ассоциации, союзы, обществен­ные объединения и т.д.);

• образование (преподавательская деятельность);

• аудит и консалтинг;

• бюджетные учреждения.

Бухгалтерский учет в перечисленных сферах различается специ­фикой выполняемых функций (практическая учетная работа, аудит, преподавание), составом и структурой рабочего плана счетов (отрасли материального производства, торговля, некоммерческие организа­ции), применяемым планом счетов (коммерческая деятельность, кредитные организации, бюджетные учреждения).

В Российской Федерации в настоящее время создана и успешно функционирует система подготовки и переподготовки кадров бух­галтерской службы, которая включает государственные и негосу­дарственные образовательные учреждения среднего и высшего специального образования; курсы переподготовки при учебных заведениях; учебные заведения, осуществляющие начальную подго­товку бухгалтеров; курсы переподготовки при органах отраслевого и ведомственного управления.

2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА БУХГАЛТЕРА

Особые требования к этике бухгалтера обусловлены нескольки­ми факторами, в числе которых:

• обладание большими объемами конфиденциальной информа­ции, разглашение или некорректное использование которой мо­жет повлечь нанесение материального ущерба предприятию и его работникам;

• непосредственное участие в формировании и регулировании де­
нежных потоков и движении иных видов имущества;

• постоянное общение с трудовым коллективом по вопросам, но­сящим не только производственный характер;


• непосредственное участие в разработке внутренних нормативных
актов, затрагивающих интересы всего персонала организации
(формы и системы оплаты труда, коллективный договор, поло­жение о премировании, нормирование труда и других актов.);

• возможность возникновения разногласий с руководством орга­низации по вопросам, связанным с движением денежных средств;
регулярные контакты с налоговыми и иными контролирующими
органами по вопросам, носящим специальный характер и
решаемым, как правило, при минимальном участии руководства
организации;

• работа в коллективе (или руководство коллективом) работников,
деятельность которых связана с вероятностью ошибок, приво­дящих к материальным потерям и к взысканиям.

Исходя из перечисленного, можно сформулировать общие эти­ческие принципы для любого бухгалтерского работника вне зависи­мости от отраслевой принадлежности или организационно-правовой формы организации, в которой он работает.

В качестве основных этических принципов выделяются следую­щие.

· Профессиональная честность,нечестность в профессиональной деятельности, как правило, проявляется в попытках получить лич­ные выгоды в ущерб интересам предприятия посредством нарушения законодательных или нормативных актов. Организация бухгалтер­ского учета предполагает создание и существование системы много­уровневого контроля правильности совершения учетных записей. Такая система в идеале должна означать, что любое проявление не­честности разоблачается. Это влечет за собой немедленную профес­сиональную дискредитацию специалиста, а также применение мер материальной, административной и уголовной ответственности.

· Объективность требуется бухгалтеру во взаимоотношениях с работниками организации. Принцип объективности означает, что для всех работников должны создаваться равные условия вне зависимости


от их должностного положения, личных взаимоотношений и иных факторов, которые в обычной ситуации могут стать причиной пристрастного отношения.


· Принципиальность необходима при работе с руководством организации и контролирующими органами.

Законодательством ус­тановлена практически одинаковая ответственность руководителя и главного бухгалтера в случае допущения нарушений законодатель­ных и иных актов. Однако требования к уровню квалификации бухгалтера таковы, что именно перед ним, в конечном счете, стоит


задача обеспечения точного соответствия осуществляемых операций требованиям законодательства. Другими словами, при попытке руко­водства осуществить операцию, которая противоречит действующе­му законодательству или риск, по которой слишком велик, бухгалтер должен найти аргументы, чтобы воспрепятствовать этому. Следует отметить, что после введения в действие нового трудового законо­дательства (с 1 февраля 2002 года) главный бухгалтер или бухгалтер может быть привлечен к полной материальной ответственности и в тех случаях, когда нарушение не принесло самому бухгалтеру материальных выгод, но явилось причиной материальных потерь для организации. Ранее за такие нарушения бухгалтер мог быть привле­чен только к ограниченной материальной ответственности.

· Умение хранить коммерческую тайну. Как уже отмечалось, по роду своей деятельности бухгалтер имеет доступ к большим объемам информации, которая в случае некорректного или корыстного ис­пользования может существенно ухудшить финансовые показатели деятельности организации или вообще привести ее к банкротству. Разглашение конфиденциальной информации возможно либо по неосторожности, либо в результате неправомерных действий бух­галтера, направленных на получение личной выгоды. Иногда разгла­шение такой информации обусловлено резким ухудшением отноше­ний с руководством организации (в частности, предполагаемым или реальным увольнением бухгалтера). В данном случае исходить сле­дует из того, что разглашение конфиденциальной информации мо­жет принести вред не только реальным виновникам разногласий, но и всей организации.

· Профессиональное и добросовестное выполнение функциональных обязанностей. В практической деятельности данное качество проявляется в четком знании, своевременном и полном выполнении своих обязанностей, а также в постоянном самосовершенствовании и повышении квалификации (в том числе и путем самообучения).

Кроме перечисленных этических норм и правил профессиональ­ный бухгалтер в повседневной деятельности и общении с людьми должен придерживаться общих этических принципов, таких как ува­жение к ценности и достоинству личности, терпимость, открытость, преданность делу и т.п.

Некоммерческие и общественные объединения бухгалтеров вырабатывают и утверждают собственные кодексы профессиональ­ной этики бухгалтеров.

Такие кодексы, например, утверждены Институтом профессиональных бухгалтеров, Клубом бухгалтеров и аудиторов некоммерческих организаций России и рядом других организаций.


Основные положения этих кодексов сводятся совокупности перечисленных этических принципов.

Контрольные вопросы

1. Какие требования предъявлялись к бухгалтеру на ранних стадиях
развития бухгалтерского учета?

2. Чем бухгалтерский учет периода плановой экономики отличает
от бухгалтерского учета на настоящем этапе развития общества?

3. Какие бухгалтерские специальности вы знаете?

4. Чем обусловлена классификация профессии бухгалтера по
сферам деятельности?

5. Что включает в себя понятие «этика бухгалтера»?



ТЕМА: МЕЖДУНАРОДНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

1.ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ БУХГАЛТЕРСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В РОССИИ

2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ

БУХГАЛТЕРСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Цель: Объяснить необходимость национальных и международных профессиональных бухгалтерских организаций и ознакомить с их целями.

ЗАДАЧИ:

1.Узнать об основных отечественных и международных профессиональных бухгалтерских организациях.

2.Изучить цели создания таких организаций.

3.Изучить предпосылки международной стандартизации бухгалтерского учета.

4. Определить основные особенности различных международных стандартов фи­нансовой отчетности.

5. Уяснить, какая организация занимается разработкой МСФО.

ВВЕДЕНИЕ

Развитие межхозяйственных и межгосударственных хозяйственных связей обус­ловливает необходимость унификации требований национальных законодательств к организации и ведению бухгалтерского учета. В этих условиях необходимость международной стандартизации бухгалтерского учета становится все более оче­видной.

Для оптимизации процесса реформирования бухгалтерского учета, разработки и внедрения новых стандартов необходимо объединение усилий научных и практи­ческих работников, занятых в данной сфере. Такое объединение может быть достигнуто посредством создания профессиональных объединений учетных работ­ников и налаживания связей с аналогичными объединениями других стран и международных ассоциаций.


1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ БУХГАЛТЕРСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В РОССИИ

Усложнение задач, стоящих перед бухгалтерским учетом в настоящее время, необходимость адаптации требований вновь вышедших нормативных документов к реальным условиям, в которых осуществляется предпринимательская и иная деятельность, требует консолидации усилий бухгалтерских работников. Такая консолидация возможна и в последнее время активно реализуется в форме профес­сиональных объединений — они, как правило, являются неком­мерческими организациями. Основная цель таких объединений -выработка общеметодологических подходов к проблемам реформи­рования бухгалтерского учета и его гармонизация с международными стандартами, а также разработка практических рекомендаций по применению отдельных требований стандартов бухгалтерского учета. в различных отраслях и видах деятельности.

В качестве основных предпосылок международной стандарти­зации бухгалтерского учета можно выделить следующие:

• необходимость унификации бухгалтерских показателей таким
образом, чтобы заинтересованные пользователи из разных стран
могли по одним и тем же принципам оценивать финансовое со­стояние инвестируемой организации;

• развитие межнациональных хозяйственных связей, образование
и расширение транснациональных корпораций;

• углубление научных исследований в области бухгалтерского учета
и смежных областях (финансовый и экономический анализ, налогообложение, экономика) это обуславливает необходимость обмена опытом между представителями различных наци­ональных научных школ.
Без гармонизации принципов формирования и развития объекта научных исследо­ваний (теории бухгалтерского учета) плодотворное сотрудни­чество невозможно.

В качестве еще одной из предпосылок гармонизации стандартов бухгалтерского учета можно назвать развитие международного рынка аудиторских и консалтинговых услуг. Крупные российские органи­зации все чаще прибегают к услугам международных аудиторских иконсалтинговых фирм. При этом выработка рекомендаций по результатам изучения бухгалтерской информации, основанной на других принципах, нежели те, с которыми работают эти междуна­родные организации, невозможна.

Если же аудиторская или консал­тинговая фирма самостоятельно проведет корректировку данных бухгалтерской отчетности применительно к международным стан­дартам, то, весьма вероятно, выработанные рекомендации окажутся неэффективными: их предстоит реализовать в условиях бухгал­терского учета, построенного на иных принципах.

В настоящее время созданы, активно работают и взаимодейству­ют между собой несколько десятков российских профессиональных бухгалтерских организаций. Среди них самыми крупными и значи­мыми являются:

- Институт профессиональных бухгалтеров России;

- Международный центр реформы системы бухгалтерского учета;

- Фонд развития бухгалтерского учета;

- Гильдия финансистов;

- Гильдия московских промышленников;

- ЗАО «Профессиональные бухгалтеры» и другие.

Самой крупной профессиональной организацией является Ин­ститут профессиональных бухгалтеров России (ИПБ).

ИПБ России — некоммерческое партнерство, созданное в апреле 1997 года, учредили его высшие учебные заведения, научные и об­щественные организации. Активное участие в создании и деятель­ности ИПБ России принимает Министерство финансов.

ИПБ объединяет аттестованных профессиональных бухгалтеров и аудиторов. Они представляют руководителей и ведущих специали­стов бухгалтерских служб предприятий и организаций, аудиторских и консалтинговых служб, профессорско-преподавательский состав учебных заведений в области бухучета, экономического анализа и аудита, специалистов по финансового управлению.

В ноябре 2001 года ИПБ России стал действительным членом Международной федерации бухгалтеров (IFAC).

Основными целями и задачами ИПБ являются:

• объединение в единую профессиональную организацию и коор­динация деятельности квалифицированных специалистов в об­ласти

· бухгалтерского учета, аудита, финансового менеджмента,
а также юридических лиц, специализирующихся на распро­странении финансово-экономической информации, оказании
услуг в области бухгалтерского учета, экономического анализа,
аудита, финансового повышении квалификации работников
бухгалтерского, финансово-экономического профиля;

· аттестация специалистов в области бухгалтерского учета, финан­сового управления в целях повышения их профессионального статуса и значимости на профессиональном рынке труда и услуг;

• разработка методологии и методики бухгалтерского учета и
аудита;

· создание системы оперативного информирования членов ИПБ об изменениях и новшествах в области бухгалтерского учета, эко­номического анализа и аудита;

· совершенствование профессиональной деятельности персонала организаций, связанного с бухгалтерским учетом, финансовым управлением, аудитом и т.п., формирование положительного об­щественного мнения о добросовестно работающих специалистах в области бухгалтерского учета, финансового управления,

защита интересов и социальная защита специалистов.


· внедрение в практику новых форм и методов организации
бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита, отвечающих
требованиям Программы реформирования бухгалтерского в
в соответствии с международными стандартами финансовой
четности;

· формирование у Специалистов экономического мышления
ответствующего рыночным отношениям; соблюдение ими норм
профессиональной этики;

· представление и защита прав и законных интересов членов ИПБ
оказание им помощи в защите их профессиональных интересов'
ИПБ России объединяет как физических, так и юридических лиц. Активное участие ИПБ в реформировании бухгалтерского учета предусмотрено в упомянутой Программе реформирования бухгал­терского учета.

В различных регионах России создаются территориальные инсти­туты профессиональных бухгалтеров (ТИПБ), целью которых явля­ется консолидация усилий всех заинтересованных организаций по управлению бухгалтерским учетом на предприятиях региона.

Они являются самостоятельными юридическими лицами, одним из учредителей которых состоит ИПБ России.

Подготовку профессиональных бухгалтеров осуществляют более 330 учебно-методических центров (УМЦ), функционирующих прак­тически во всех регионах страны. В УМЦ подготовлено и аттестова­но более 110 тысяч профессиональных бухгалтеров, из них членами ИПБ России являются свыше 100 тысяч.

Международный центр реформы системы бухгалтерского учета (МДРСБУ) создан 14 марта 1998 г. как российское некоммерческое негосударственное лицо в рамках Программы перехода с российской системы бухгалтерского учета на Международные стандарты финан­совой отчетности (МСФО), утвержденной постановлением прави­тельства России от 6 марта 1998 г. № 283. Учредители МЦРСБУ Консультативный совет по иностранным инвестициям (КСИИ при правительстве России), ЕБРР, Американская торговая палата (ATП), Союз немецкой экономики в Российской Федерации, Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ). Поддержку МЦРСБУ оказывает Агентство международного развития США (USAI), Департамент международного развития Великобритании, Программа Европейского сообщества «Техническое содействие странам СНГ» (ТАСИС), а также частные организации при посредничестве АТП и КСИИ.

МЦРСБУ оказывает профессиональное содействие российским организациям, участвующим в разработке новых правил учета на базе международных стандартов.

Осенью 1998 года Центр представил российским пользователям первый официально утвержденный Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности перевод на русский язык Международных стандартов, в декабре 1999 года - следующий офи­циальный выпуск Международных стандарТ0финансовой отчетно­сти на русском языке. В октябре 2001 года МЦРСБУ представило первое русское издание Международных стандартов аудита и Кодекса этики Международной федерации бухгалтеров.

Для распространения реформы системы бухгалтерского учета на базе МСФО Центр проводит семинары и конференции в Москве и регионах России.

МЦРСБУ выпускает и бесплатно распространяет информацион­ный бюллетень «Accounting Report» на русском английском языках каждые два месяца для освещения хода реформ, бухгалтерского учета и финансовой отчетности в России и за рубежом. За один год тираж информационного бюллетеня МЦРСБУ вырос с 2 тысяч до 14 ты­сяч экземпляров, издание пользуется очень большой популярностью среди профессиональных финансистов и 6ухгалтеров.

2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ

БУХГАЛТЕРСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

В настоящее время в мире существует две наиболее распростра­ненные системы международных стандартов: IАS(на основе которой и производится реформирование бухгалтерского учета; другое назва­ние «континентальная модель бухгалтерского учета») и GA4P (исполь­зуемая в основном государствами Северной Америки - в первую очередь, разумеется, США; другое название «британо-американская модель бухгалтерского учета»). Кроме того, принято выделять южно­американскую модель, которая используется Бразилии, Аргентине, Боливии и других странах субконтинента. Однако последняя модель ориентирована на организацию бухгалтерского учета в условиях гиперинфляции и для России в настоящее время неактуальна.

IAS и GAAP совместимы, т.е. основаны на единых требованиях и подходах к организации бухгалтерского учета бухгалтерской отчет­ности. Различие же состоит в том, что стандарты GAAPболее дета­лизированы и фактически могут применяться всеми участниками предпринимательской деятельности 6eз дополнительных указаний и разъяснений, а стандарты IAS определяют только общие принципы к формированию бухгалтерской информации и поэтому нуждаются в разработке нормативных актов более низкого уровня, которые бы регулировали организацию бухгалтерского учета на конкретны участках (основные средства, материально-производственные запасы, расчеты и т.д.). Последнее обусловлено тем, что систему IАS использует значительно большее количество государств и корпораций, нежели систему GAAP.Особенности национальных экономик и традиционных походов к организации бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в разных странах обуславливают наличие различий в конкретныхприемах и методах учетной работы.

Следовательно, разработка положений по бухгалтерскому yчету должна сопровождаться разработкой соответствующих методических рекомендаций или указаний, основной целью которых является уни­фикация учетных процессов в масштабах государства.

Российский бухгалтерский учет реформируется исходя из пер­спективы перехода на систему IAS.В отечественной методической литературе и нормативных документах используется упомянутый выше термин «международные стандарты финансовой отчетности» — МСФО.

Разработка МСФО началась в 1973 году после того, как в резуль­тате соглашения между профессиональными бухгалтерскими органи­зациями Германии, Франции, Голландии, Мексики, Японии, Вели­кобритании, Ирландии, Австралии, Канады и США был образован Комитет по международным стандартам бухгалтерской отчетности (InternationalAccounting Standards Committee, сокращенно IASC;в отече­ственной практике используется сокращение — КМСФО).

С 1983 года членами КМСФО стали все профессиональные бухгалтерские органи­зации — члены Международной федерации бухгалтеров (МФБ).

КМСФО объявил в качестве основных целей разработку и публи­кацию МСФО, а также работу по совершенствованию и гармонизации правил, стандартов учета и процедур, связанных с представлением финансовой отчетности.

КМСФО стремится максимально упростить разрабатываемые стандарты и обеспечить возможность их эффективного использова­ния в различных странах. МСФО постоянно пересматриваются с уче­том изменений в экономическом положении в мире и достижении в теории бухгалтерского учета.

КМСФО не принуждает страны, принимающие участие в его работе, к полному переходу на эти стандарты — в любом случае приоритет отдается национальным стандартам. В то же время при представлении бухгалтерской отчетности, составленной по стан­дартам, которые отличаются от МСФО, все случаи несоблюдения МСФО должны раскрываться отдельно.

На сегодня разработано и утверждено около 40 МСФО (более точную цифру назвать невозможно, так как работа по стандартизации продолжается). Кроме того, разработаны Принципы подготовки и составления финансовой отчетности.

Другая крупная международная профессиональная организация, которая непосредственно занимается разработкой, внедрением и продвижением стандартов финансовой отчетности – Международная федерация бухгалтеров (МФБ), создана в 1977 году. В качестве основной задачи провозглашено развитие и совершенствование бухгалтерской профессии с целью повышения качества оказываемых услуг в интересах всего общества. В настоящее время в состав МФБ входят 153 профессиональные организации бухгалтеров из 113 стран мира, в том числе России, представляющие более двух миллионов бухгалтеров, которые занимаются частной практикой, преподаванием, состоят на государственной службе, заняты в промышленности и торговле.

В составе МФБ действует в качестве филиала Комитет по практике аудита, издающий специальные руководства, в которых анализируется и обобщается практика аудита в различных странах мира.

Другим подразделением МФБ является Комитет по профессио­нальной подготовке, занятый унификацией квалификационных и образовательных критериев при подготовке профессиональных бухгалтеров.

В странах Европейского союза действует Европейская бухгалтерская Ассоциация (European Accounting Association)— профессиональная организация специалистов финансового сектора. Членами Ассоциации являются как физические лица, так и организации. Штаб-квартира Ассоциации находится в Брюсселе (Бельгия). С 1976 года Ассоциа­ция проводит ежегодные конгрессы, на которых специалисты в области бухгалтерского учета, аудита и финансов со всего мира встре­чаются для обсуждения наиболее насущных проблем и обмена опытом. На конгрессах делегаты имеют возможность принять участие в научных форумах и рабочих секциях.

Кроме того, в Европе активно функционирует Федерация евро­пейских бухгалтеров.Организация создана в 1986 году в результате объединения двух профессиональных организаций, одна из которых объединяла бухгалтеров стран общего рынка, другая — прочих страх Европы.

В других регионах земного шара также действуют ассоциации и объединения профессиональных бухгалтеров.

В 1979 году создан Африканский Совет по бухгалтерскому учету.

Целями Совета объявлены унификация
методик бухгалтерского учета, совершенствование системы профессионального образования, обмен опытом. ААС в настоящее время
объединяет 27 стран африканского континента.

В Юго-Восточной Азии национальные бухгалтерские организации Индонезии, Малайзии, Филиппин, Сингапура и Таиланда объединены в Федерацию бухгалтеров Ассоциации Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

Бухгалтерские организации 20 других стран Азии и Тихоокеанского региона (не входящих в АСЕАН) объединены в Конфедерацию бухгалтеров Азиатского и Тихоокеанского региона (Confederation of Asian and Pacific), цель которой — координация развития учетной профессии в регионе.

Влияние профессиональных бухгалтерских организаций на процессы развития и становления национальных школ бухгалтерского учета и унификации (или гармонизации) учетных стандартов в рамках одного международного стандарта в настоящее время ста­новится все более существенным. Налаживание и поддерживание разнообразных и постоянных связей между различными профес­сиональными организациями позволяет оптимизировать затраты по разработке и внедрению новых стандартов бухгалтерского учета, сократить сроки такого внедрения и повысить эффективность дея­тельности в учетной сфере.

Контрольные вопросы

1. Какими причинами обусловлено создание профессиональных
бухгалтерских организаций?

2. К какой организационно-правовой форме относится большая часть создаваемых в России профессиональных бухгалтерских объединений?

3. Для чего создан ИПБ России?

4. Чем занимается МЦРСБУ?

5. Назовите наиболее распространенные системы международных
стандартов бухгалтерского учета.

6. В чем заключаются основные отличия между GAAP и IAS?

7. Какая организация в качестве основной цели провозгласила по­вышение качества бухгалтерских услуг?

8. Какие международные профессиональные бухгалтерские объединения вы знаете?­





Проблема успешности обучения студентов младших курсов в вузе, их адаптация к новым дидактическим условиям и формам деятельности связана не только с психологической неподготовленностью вчерашних школьников, но и с неумением самостоятельно работать: читать научные тексты, слушать и записывать лекции, извлекать и адекватно первоисточнику перерабатывать значимую информацию и т.п.

До последнего времени необходимые способы и приемы самостоятельной работы у учащихся формировались в основном в результате их индивидуальных усилий и поисков рациональных методик в процессе самообразования. Ни школьные программы по русскому языку и литературе, ни тем более программы высших и средних специальных учебных заведений не предполагают системы обучения приемам самостоятельного получения знаний и формирования необходимых умений; не ориентированы на совершенствование самостоятельности и творческого поиска учащихся в процессе изучения разных предметов. Это приводит к тому, что некоторые студенты испытывают затруднения в планировании, организации, реализации и рефлексировании собственной учебной деятельности; даже к старшим, выпускным курсам их коммуникативно-познавательные умения остаются неудовлетворительными, что свидетельствует о несформированности у них образовательной компетенции – «совокупности взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности»*.

Образовательная компетенция относится к ключевым компетенциям и непосредственно связана с информационной и коммуникативной, а косвенно, опосредованно – с общекультурной, личностного самосовершенствования, социально-трудовой. Образовательная компетенция обеспечивает формирование общеучебных знаний, умений, способов деятельности, таких качеств личности, как когнитивные, оргдеятельностные, коммуникативные, креативные.

Именно для развития учебно-познавательной и смежных с ней компетенций и создано настоящее учебное пособие. Оно готовилось сотрудниками кафедры теории обучения русскому языку и педагогической риторики в течение нескольких лет. До введения в учебный план филологического факультета курса «технология самостоятельной работы» был создан коллектив авторов и определены темы, направленные на формирование основных общеучебных умений. Каждый участник творческой группы разрабатывал определенную тему, подбирал теоретический и дидактический материал, затем подробно докладывал предлагаемые им методику, содержание и формы организации работы; его идеи обсуждались, дополнялись остальными коллегами. После совершенствования разработки помещались в отдельную папку, которой пользовались преподаватели, внедрявшие новый курс. Каждое проведенное занятие обсуждалось, материалы пополнялись. Через два года такой работы было подготовлено пособие «Технология самостоятельной работы».

Книга широко использовалась в учебном процессе не только на факультете русского языка и литературы, но и при обучении студентов других специальностей, не только в НГПУ, но и в других вузах. Соответственно, возникла необходимость снижения теоретической сложности изложения и замены текстов сугубо филологической направленности на общекультурные, общепедагогические. Анализ проводимых занятий, стремление усилить технологический подход привели авторский коллектив (его состав за четыре года несколько изменился) к мысли о создании другого пособия, которое бы развивало и углубляло концепцию первого. Для сохранения профессиональной филологической направленности было принято решение подготовить две книги, первая из которых в основном ориентирована на развитие ключевых и общепредметных компетенций, а вторая – преимущественно на формирование предметных компетенций будущих учителей.

Для эффективного использования пособия необходима активность обучающихся, их заинтересованность в результатах своего труда и установка на конечный результат, которая обеспечивается осознанностью освоения материала, систематичностью занятий, соединением теории и практики. Для реализации этих принципов пособие включает теоретические сведения об изучаемых жанрах (конспект, реферат, доклад, отзыв, отчет и др.); практический материал, направленный на формирование умений анализировать и создавать тексты данных жанров; дотекстовые вопросы, актуализирующие имеющиеся у учащихся сведения по теме; а самое главное, инструкцию – технологию, обобщающую приемы, способы деятельности, порядок того или иного вида работы.

Учебное пособие «Технология учебно-научной работы» служит повышению эффективности образовательного процесса за счет совершенствования у учащихся учебно-познавательной компетенции, развития у них когнитивных, оргдеятельностных, коммуникативных, креативных качеств личности, освоения основных общеучебных умений, что в результате обеспечивает функциональную грамотность.

Максимально продуктивно использование данного учебного пособия в специальных курсах «технология самостоятельной работы» (факультет «русский язык и литература», национально-региональный компонент) или «технология научной работы» (отделение журналистики, национально-региональный компонент); в таком случае целесообразно сохранить последовательность разделов и заданий внутри тем. Предложенные авторами материалы обеспечивают возможность индивидуализации и дифференциации учебного процесса: выбирая необходимые по тематике, содержанию и степени трудности упражнения, преподаватель обеспечивает вариативность занятий и домашних заданий, организует разные формы деятельности учащихся.

Данное учебное пособие можно применять также для самообразования и в качестве дополнительного дидактического материала при изучении различных речеведческих дисциплин, таких, как «русский язык и культура речи», «практикум по русскому языку». При этом изучение дисциплины «технология самостоятельной работы» предполагает также формирование некоторых предметных, частных компетенций, так как будущие учителя русского языка и литературы осваивают жанры, необходимые им в профессиональной деятельности (репортаж, рецензия, жанры деловой документации и др.).

В опыте работы кафедры для развития ценностно-смысловой, общекультурной, коммуникативной, социально-трудовой и компетенции личностного самосовершенствования особое значение имеет межкурсовой межфакультетский конкурс, который студенты назвали «Развитие творческой самостоятельности», углубляющий и продолжающий проводимую в рамках аудиторных и внеаудиторных занятий работу*.

Авторы учебного пособия будут признательны коллегам за конструктивные замечания, пожелания и предложения.

Научный редактор, руководитель

авторского коллектива И. Н. Зайдман

Разделы 1 части учебного пособия подготовили: Предисловие – И.Н. Зайдман, Программы дисциплин – И.Н. Зайдман, О.А. Ефремова; Стили речи. Научный стиль – М.А. Григорьева, И.Н. Зайдман; Виды текстовой информации – О.А Ефремова, И.Н. Зайдман; Цитирование – М.А. Григорьева, И.Н. Зайдман; План. Тезисы. Конспект – И.Н. Зайдман; Библиография, Аннотация – О.А. Ефремова; Реферат – А.С. Баранник; Доклад: Подготовка и выступление – А.С. Баранник, И.Н. Зайдман; Технология подготовки курсовой работы – И.Н. Зайдман.

Для удобства работы по данному пособию в нем использованы следующие условные обозначения:

◙ дотекстовые задания

◘ послетекстовые задания

☼ обращение к ранее изученному материалу

Основные понятия выделяются жирным шрифтом.


ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИН

Технология самостоятельной работы*

Цели дисциплины – повышение эффективности образовательного процесса за счет того, что у учащихся совершенствуется учебно-познавательная компетенция, развиваются когнитивные, оргдеятельностные, коммуникативные, креативные качества личности; они осваивают основные общеучебные умения, что в результате обеспечивает их функциональную грамотность.

При изучении дисциплины «Технология самостоятельной работы» предполагается также формирование некоторых предметных, частных компетенций, так как будущие учителя русского языка и литературы осваивают жанры, необходимые им в профессиональной деятельности (репортаж, рецензия, деловые документы и др.).

Задачи изучения дисциплины – познакомить студентов с основными особенностями научной, деловой и публицистической речи, продолжить формирование необходимых общеучебных умений, таких, как умение конспектировать письменную и устную речь, готовить рефераты, доклады и т.д.; сформировать у студентов умение создавать тексты некоторых профессионально значимых жанров; на практическом уровне познакомить с разными видами упражнений, направленных на усвоение и практическое применение представленных в учебном пособии сведений, с методикой их использования в дидактических целях; начать формирование элементарных умений анализировать чужую и свою собственную речь.

Кроме того, закрепляются орфографические, пунктуационные и грамматические умения, полученные в курсе «Практикума по русскому языку».

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Студенты должны знать характерные особенности изучаемых в курсе жанров, уметь создаватьвысказывания в этих жанрах и анализировать их.

Объем дисциплины и виды учебной работы определяются учебными планами соответствующей специальности.

Содержание разделов дисциплины

Предмет и задачи курса, его структура, профессиональная направленность, связь с другими дисциплинами (практикум по русскому языку, методика преподавания языка и литературы, культура речи, современный русский язык, стилистика).

Стили речи. Признаки речевой ситуации. Порядок работы над стилем речи. Стилистический анализ текста. Научный стиль. Жанры научного стиля. Технология определения стиля речи. Умение определять стиль и жанр текста.

Виды текстовой информации в зависимости от передаваемого содержания: фактографическая, логико-теоретическая, оценочная; с точки зрения ее значимости для передачи содержания текста: основная, дополнительная, дублирующая. Виды текстовой информации по И.Р. Гальперину: содержательно-фактуальная, содержательно-концептуальная, содержательно-подтекстовая. Соотношение разных классификаций, учет видов информации при создании вторичных текстов. Технология определения видов информации. Умение определять виды информации по разным основаниям.

Цитата. Требования к цитированию. Научные и художественные цитаты. Иллюстративная и подменяющая функции цитаты. Структурные типы цитат: полная, усеченная, расчлененная. Способы цитирования. Пунктуация при цитировании. Умение подбирать цитаты, правильно их оформлять, определять функцию и структурный тип цитаты. Технология включения цитат в текст.

План. Требования к плану. Виды плана по способу выражения: номинативный, вопросительный, цитатный, тезисный; по структуре:простой, сложный. Тезисы, их виды. Тезисы научной статьи, выступления. Технология составления плана и тезисов. Умение создавать планы и тезисы разных видов.

Конспект. Отличие конспекта от выписок и тезисов. Критерии качества конспекта. Этапы работы над конспектом. Виды конспекта: плановый вопросно-ответный, схематический, текстуальный (цитатный), свободный (смешанный), тематический и обзорный. Приемы сжатия текста. Технология подготовки моноконспекта. Умение создавать устный и письменный конспект.

Библиография. Из истории библиографии. Классификация видов библиографии. Принципы составления списка использованной литературы: статус источников, хронология изданий, порядок появления ссылки, алфавит. Элементы библиографического описания. Последовательность расположения условных разделительных знаков. Схемы полного и сокращенного описания различных научных жанров для списка использованной литературы и ссылок по российскому стандарту. Дополнительный (факультативный) вариант полного библиографического описания. Особенности оформления информационной единицы по западному стандарту. Способы размещения библиографических ссылок: внутритекстовый, подстрочный, затекстовый. Умение составлять полное и сокращенное библиографическое описание разных научных жанров. Умение оформлять библиографические ссылки.

Аннотация. Отличие аннотации от конспекта. Виды аннотаций по целевому назначению: для массового читателя, отдельной группы людей, узкого круга специалистов, для себя; по форме речи: устная или письменная; по объему: сжатая, развернутая;пообъекту аннотирования: общая, аналитическая, групповая; по оценке первоисточника: справочная (описательная, или информационная), рекомендательная. Структура аннотации, обязательные и факультативные компоненты. Технология написания аннотаций. Умение анализировать и составлять аннотации источников разных научных жанров.

Реферат. Виды рефератов по количеству реферируемых источников: монографический, обзорный; по виду представленной информации и способу ее изложения: информативный, индикативный. Структура (модели) различных видов реферата. Языковые стандарты (клише), употребляющиеся при реферировании. Отличие реферата от конспекта и аннотации. Анализ реферата, критерии его оценки. Технология подготовки реферата. Умение анализировать реферат, определять его вид, создавать рефераты разных видов.

Доклад. Научный доклад и его разновидности. Позиции оратора. Языковые средства, характерные для доклада. Приемы организации и привлечения внимания слушателей, невербальное поведение докладчика. Критерии оценки доклада, рецензирование доклада. Технология подготовки доклада и выступления с докладом. Умение подбирать материал для доклада, выступать перед аудиторией, рецензировать доклад.

Отзыв, виды отзывов, их назначение. Структура отзыва. Особенности рецензии, ее виды. Обязательные структурные элементы рецензии. Отличие отзыва от рецензии. Отзыв и рецензия как жанры научной речи. Технология написания отзыва и рецензии научного и публицистического стиля. Умение анализировать и создавать отзывы и рецензии разных видов.

Официально-деловой стиль. Разновидности официального стиля: официально-документальный, обиходно-деловой. Деловые бумаги: заявление, доверенность, расписка, докладная записка, объяснительная, протокол, характеристика, автобиография, резюме. Умение оформлять деловые бумаги в соответствии с требованиями к жанру.

Отчет. Виды отчета: прямой, тематический.Научный, учебный отчет. Технология написания отчета. Умение анализировать и создаватьотчеты разных видов.

Курсовая работа как жанр учебно-исследовательской работы студента, ее виды, структура. Этапы подготовки курсовой работы. Отличия курсовой работы от реферата, защиты курсовой работы от выступления с докладом.

Статья. Жанр научной статьи. Структурные части данного вида статьи. Отличие тезисов от научной статьи. Особенности статьи на научную тему, публикуемой в газете. Виды публицистических статей: общеисследовательская, практико-аналитическая (проблемная), полемическая. Структура общеисследовательской статьи. Структура практико-аналитической статьи. Структура полемической статьи. Умение создавать статьи разных видов.

Репортаж и путевые заметки: общее и отличия. Задачи репортажа и очерка. Функции заголовков. Способы выражения авторского отноше


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: