Автотрансформатор (рисунок 11) представляет собой трансформатор, у которого вторичная обмотка является частью первичной (понижающий автотрансформатор) или первичная обмотка является частью вторичной (повышающий автотрансформатор). Это значит, что вторичная цепь имеет не только магнитную связь с первичной, но и электрическую. Основные уравнения трансформатора приемлемы и для автотрансформатора.

Рисунок 11 – Принципиальная схема автотрансформатора
Чем ближе к единице коэффициент трансформации
, тем ближе значение тока
к нулю. Значит, участок обмотки ax можно наматывать проводом меньшего сечения, чем сечение провода вторичной обмотки трансформатора. Это приводит к экономии меди.
Поскольку мощность, передаваемая во вторичную обмотку, состоит из мощности, передаваемой электрическим и электромагнитным путями, то расчетный объем стали автотрансформатора меньше, чем у двухобмоточного трансформатора, так как не вся мощность передается посредством магнитного поля. При сравнении потерь меди во вторичных обмотках автотрансформатора и трансформатора видно, что у автотрансформатора они тем меньше, чем ближе к единице коэффициент трансформации
, т.е.

Поэтому автотрансформаторы применяются при небольших коэффициентах трансформации:
.
Таким образом, в автотрансформаторе, по сравнению с двухобмоточным трансформатором, расход меди и потери в меди сокращаются на (
) %.
В авиационном оборудовании автотрансформаторы используются в системах обогрева стекол кабины и для питания различных блоков систем регулирования
Конструктивно автотрансформаторы похожи на однофазные трансформаторы броневого типа.






