Рассмотрим простейший однофазный трансформатор (рисунок 4).

Рисунок 4 – Принципиальная схема однофазного трансформатора
Он состоит (рисунок 4) из двух обмоток 1,2 и магнитопровода 3, по которому замыкается основной рабочий магнитный поток Ф, сцепленный с первичной 1 и вторичной 2 обмотками.
Поток Ф обусловливается магнитодвижущимися силами (МДС)
и
, где
и
– токи в первичной и вторичной обмотках, а
и
- количество витков в них. МДС
и
также создают потоки рассеяния
и
, которые замыкаются, в основном, по воздуху и сцеплены со своими обмотками.
Принцип действия трансформатора основан на законе электромагнитной индукции. Функциональная связь параметров приведена на рисунке 5.

Рисунок 5 - Функциональная связь параметров трансформатора
При включении первичной обмотки
в цепь переменного тока с напряжением
и частотой тока
по ее виткам
проходит ток
, который создает МДС
. Эта МДС обусловливает основной рабочий магнитный поток Ф и поток рассеяния
, которые наводят в первичной обмотке ЭДС самоиндукции
и ЭДС рассеяния
. Замыкаясь по магнитопроводу магнитный поток
наводит ЭДС
во вторичной обмотке.
При подключении к трансформатору нагрузки по вторичной обмотке протекает ток
, который создает МДС
. Эта МДС обусловливает поток рассеяния
, сцепленный с обмоткой 2 (рисунок 4), а также оказывает влияние на основной магнитный поток
. Поток рассеяния
наводит ЭДС рассеяния
.
Основные уравнения, раскрывающие функциональную связь параметров трансформатора, имеют вид:
; (1)
; (2)
, (3)
где:
;
;
- ток холостого хода.
Уравнение (1) показывает, что напряжение питания
уравновешивается ЭДС самоиндукции
и падением напряжения на активном и индуктивном сопротивлениях первичной обмотки. Величина
мала. Так, при
она составляет всего (3-7)% от
. При этом
, т.е. основное сопротивление в обмотке индуктивное.
Величина тока
зависит от величины тока нагрузки
. В режиме холостого хода потребляемый ток
составляет (5-10) % от
.
Выражение (2) является уравнением напряжения во вторичной цепи. В режиме холостого хода
, а в режиме КЗ
, т.е.
. В режиме нагрузки изменение
зависит от вида нагрузки (рисунок 6).

Рисунок 6 - Внешняя характеристика трансформатора:
1 - индуктивная нагрузка; 2 - активная нагрузка; 3 - емкостная нагрузка
Из уравнения (3), получим уравнение токов (4):
. (4)
На основании уравнений (1, 2, 4) строится векторная диаграмма нагруженного трансформатора (рисунок 7), позволяющая глубже разобраться в функциональных связях его параметров.

Рисунок 7 - Векторные диаграммы трансформатора (
):
а-
, на диаграмме б - 
Используя эти уравнения, рассмотрим влияние вторичной цепи на первичную при различных видах нагрузки.
При активно-индуктивной нагрузке (
) вектор составляющей вторичной МДС
(рисунок 7а) направлен против основного потока
, то есть вторичная цепь размагничивает первичную. Согласно уравнениям (3,4) увеличивается ток
и компенсирует размагничивающее действие вторичной цепи. В динамике это происходит по следующей схеме:

При активно-емкостной нагрузке
вектор составляющей МДС
(рисунок 7б) направлен согласно с основным магнитным потоком, то есть вторичная цепь подмагничивает первичную. Согласно (3) уменьшается ток
и компенсируется подмагничивающее действие вторичной цепи.
В динамике это происходит по следующей схеме:

Таким образом:
1) рабочий магнитный поток
, а значит и
, практически восстанавливается за счет изменения тока
. Незначительное изменение
при
,
объясняется тем, что при большом изменении
величина
изменяется относительно мало;
2) при активно-индуктивной нагрузке потребляемый ток
больше, чем при активно-емкостной, при
. Это видно также при сравнении векторных диаграмм (рисунок 7а и 7б).
Различают трансформаторы повышающие и понижающие напряжение. Значение
пропорционально числу витков вторичной обмотки:
(5)
где K – коэффициент трансформации, который равен отношению числа витков первичной обмотки
к числу витков вторичной обмотки
.
Если
, то трансформатор повышающий и
, если
, то трансформатор понижающий и
.
Основные технические данные трансформаторов – номинальная мощность, первичное и вторичное напряжение, отношение тока холостого хода к номинальному, КПД и масса.
Отношение
характеризует качество магнитной цепи: чем меньше это отношение, тем меньше сопротивление магнитопровода и меньше потоки рассеяния.
Важным параметром, характеризующим трансформаторы, является КПД. Так как у трансформатора отсутствуют механические потери (нет подвижны частей), то их КПД высок и у мощных трансформаторов близок к 95-96%. Высокие КПД и надежность трансформаторов, малые трудозатраты на их обслуживание обусловливают их широкое применение.
Одним из важных требований к авиационным трансформаторам являются минимальные габариты и масса для заданной мощности.
Повышение частоты тока с 50 до 400 Гц, магнитной индукции и плотности тока в обмотках позволило уменьшить массу авиационных трансформаторов по сравнению с промышленными одинаковой мощности почти в 10 раз.
На габариты и массу однофазных трансформаторов также влияет их конструкция. Например, в стержневом трансформаторе - расположение на каждом стержне по половине витков первичной и вторичной обмоток дает выигрыш в объеме и массе меди катушек по сравнению с вариантом, когда катушка с первичной обмоткой на одном стержне, со вторичной обмоткой - на другом стержне.
Применение конструкции со стержневым магнитопроводом для трансформаторов средней и большой мощности в сравнении с броневым дает экономию в массе стали.
Основные виды и признаки неисправностей приведены в таблице1.
Таблица 1
| Вид неисправности | Признаки неисправности |
| Разрыв первичной цепи из-за обрыва проводов катушки, проводов, подводящих напряжение от бортсети или выводов первичной обмотки, или из-за плохого контакта на клеммах. | |
| Разрыв вторичной цепи по аналогичным причинам. | |
| Закороченность части витков первичной обмотки. | Повышены значения и |
| Закороченность части витков вторичной обмотки. | Повышено значение и понижено |
На практике возможны перегревы трансформаторов из-за повышения напряжения
или снижения частоты тока питающего напряжения
.
и