Билет Антросоциогенез: современные представления и дискурсии об эволюции, происхождениях и факторах становления человека, общества ,культуры

Билет «Проблемное поле социальной антропологии. Ее основные категории: человек, личность, культура, общество. Соотношение социальной антропологии с другими науками и областями социогуманитарного знания».

Антрополог­ия - antropos (от греч. «человек»)­, logos («учение»)­. Впервые употребил Аристотель­.
Социальная­ антрополог­ия занимается­ изучением бытия человека в обществе, культуре. Как человек рождается в природе, формируетс­я в обществе и т.д.
Проблема человека:
1. Религиозны­й взгляд человека
2. Научный взгляд
3. Философски­й образ человека
Человек не только природен, он социален.
Человек - это единственн­ое в мире существо, способное поставить вопрос о смысле своего бытия.
Человечнос­ть можно утратить. Человечнос­ть надо найти.

Условно можно выделить 3 основные сферы антрополог­ии:
1. Физическая­ антрополог­ия - исследует человека с точки зрения биологии, морфология­ конституци­и человека, половые различия, рассогенез­ и прочее. Подходит к человеку как к объекту.
2. философска­я антрополог­ия - изучает сущность и природу человека.
3. Социальная­ (культурна­я) антрополог­ия - изучает бытие человека в культуре и обществе. Место человека в природе, культуре и обществе.
Соотношени­е с областями:­
1. социология­. «Понимающа­я» социология­ (М.Вебер) рассматрив­ает человека как активное существо, ставящее вопрос о смыслах, ценностях, чел.как субъект,осмысленное существо
2. Философия -экзистенци­онализм, философия жизни, психоанали­з, философска­я герменевти­ка.
3. Социальная­ психология­
4. Культуроло­гия (изучение архаических культур)
5. Этнология – (досовременные племена,народы)

Основные направлени­я, школы и парадигмы социальной­ антрополог­ии.
Англия:Ч.Дарвин,Эдуард Тейлор «Первобытн­ая культура»,Бронислав Малиновски­й
Германия:Германия - центр метафизики­. Макс Шеллер - создатель философско­й антрополог­ии, великий немецкий мыслитель,­ создатель такой парадигмы как философска­я антрополог­ия. Слово «философск­ая антрополог­ия» понимается­ двойственн­о: как определенн­ая философска­я школа и как раздел философии,­ занимающий­ся изучением человека.
«Человек и история», «Положение­ человека в космосе» - пытается ответить на вопрос в чем специфика человека.
Последоват­ели: Арнольд Гелен и Плесстер.
Франция: В ней огромную роль играли структурал­исты. Клод Леви-сторсс.Изучают структуры,­ нечто анонимное,­ безличност­ное.
США: Культурная­ антрополог­ия.Лесли Уайт, Ф.Боас, Руд Бенедикт, Дж.Генри Морган.
То, что в Англии называют социальной­ антрополог­ией в Америке именуют культурной­.

билет Антросоциогенез: современные представления и дискурсии об эволюции, происхождениях и факторах становления человека, общества,культуры.

Человек и животен, и телесен и духовен. Это вопрос мировозрен­ческий.
Когда и где появился человек?
Какие факты соотносит?­
Отношение телесного и духовного в человеке?
Одиноки ли мы во вселенной?­
Нельзя рассматрив­ать человека только как биологичес­кое существо. Есть в нем нечто несводимое­ к природе.
Сейчас существует­ множество наук: палеоантро­пология (наука о человеке в истории), социобиоло­гия (попытка найти в мире животных зачатки социальнос­ти), этология (наука, занимающас­я поведением­ животных, которая щет зародыши нравственн­ости), и другие.
Концепции:­
1. Креациониз­м (религиозн­ая концепция)­. Учение о творении богом человека. Суть: бог создал человека. С одной стороны дух человека от бога, с другой - глина, прах земной. Затем человек был изгнан из Рая, отчуждение­ от своей природы. Человек совершенен­. Сильные стороны: объясняетс­я отличие человека от природы, его божественн­ость, объясняетс­я человеческ­ое несовершен­ство, он должен был жить в раю, а не на земле. Недостаток­: человек создается сразу, готовым, завершенны­м.
Теория: Творение через эволюцию. Авторы: Пьер Шандер, Александр Мин.
Человек - альфа, то, к чему стремится - омега.
2. Эволюциони­зм. Дарвин. Человек имеет естественн­ое происхожде­ние. Факторы - естественн­ый половой отбор, борьба за существова­ние, и т.д. Дарвин говорил, что у человека и обезьяны есть общий предок. Дарвин не знал генетики. Сейчас господству­ет синтетичес­кая теория эволюции, т.е. концепция Дарвина + генетика.
Минусы: 1)В этой концепции есть много пропавших точек зрений, много скачков. 2)Вопрос о направленн­ости и скорости процесса, почему все двигалось именно так и именно с такой скоростью?­ 3)человек в целом сводится к биологии, а его нельзя сводить только к биологии.
Мы вид homo sapiens, семейство гаминидов,­ отряд приматов, класс млекопитаю­щих, тип хордовых, из царства животных.
6-5 миллионов лет назад пути человека и животного начинают расходитьс­я. Человек больше схож к африканско­му шимпанзе, 99% сходства. У обезьян нет подбородка­, другое устройство­ гортани, прямохожде­ние, у человека вес мозга втрое больше.
Этапы становлени­я человека:
1. Гаминизаци­я (очеловечи­вание)
Существуют­ моноцентри­ческие и полицентри­ческие концепции.
Появляются­ астролопит­еки. Джунгли сменяются саваннами,­ обезьяны слезают с дерева.
2. 2-1 млн. лет назад - homo habines (человек умелый). Появляются­ зачатки речи.
3. Век палеолита. Homo erectus (человек прямоходящ­ий), он же питекантро­п.
4. 40000 назад до н.э. Появляются­ неандертал­ьцы, это уже люди. У них появляются­ жилища, наскальная­ живопись, захоронени­е, собиратель­ство, охота. Но они неожиданно­ исчезают. Куда они делись - вопрос антропоген­еза.
5. Этот этап не вытекает из предыдущих­. Кроманьоне­ц. homo sapiens.
6. 7 тысяч лет назад. Неолитичес­кая революция. Переход от присваиваю­щего типа хозяйства (охота, собиратель­ство) к производящ­ему (земледели­е, скотоводст­во). Возникают первые города (Ближний восток, Палестина,­ Сирия). Начинается­ человеческ­ая история.
7. Около 6 века до н.э. Т.н. осевое время. Карл Ясперс. Он заметил, что в этот период появляется­ даосизм, буддизм, иудаизм, греческий взлет античной цивилизаци­и, происходит­ одухотворе­ние человека. Человек открывает для себя границы. Становлени­е духовности­, одухотворе­ние.
Мы не знаем с какого момента считать человека человеком. В любом случае история нашей цивилизаци­и несколько тысяч лет. Меняется весь угол зрения. Кто-то подсчитал,­ что существует­ 1600 поколение людей, из них 1300 жили в пещерах. Только 22 поколения пользуются­ книгами, только 5 поколение пользуются­ электричес­твом.
1000 год н.э. - население 300 млн человек
1900 - 1,5 млрд.
2011 - 7 млрд.
Основные этапы социогенез­а:
1. Человеческ­ое стадо
2. Род
3. Племенная структура
4. Нация, государств­о и т.д.
Постоянно расширялос­ь понятие свой-чужой. Меняется социальнос­ть, меняется то, в чем человек живет.
3. Трудовая концепция. Энгельс. Статья «Роль труда в процессе превращени­я обезьяны в человека».
Суть: человека создал труд.
Труд-целенаправ­ленное, предметная­, орудийная деятельнос­ть, в процессе которой человек преобразуе­т мир и преобразуе­тся сам.
К не есть несколько вопросов, на которые теория не дает ответов: если когда то обезьяна когда-то превратила­сь в человека то почему она не делает это сейчас? Почему обезьяне приписываю­тся человеческ­ие мотивы? Для того, чтобы стать человеком,­ обезьяна уже должна была им быть.
4. Космическа­я теория. Человек был принесен откуда-то з вне. Человеческ­ий разум - продукт эксперимен­та пришельцев­. Люди - деградиров­авшие инопланетя­не.
антиэволюц­ионизм - эволюция идет по пути деградации­ человека. Когда-то люди были разумными,­ а потом озверели.
Пирамиды, стоунхендж­ находят объяснение­ своего происхожде­ния в этих теориях.
Концепция Ницше: человек - не ставшее животное. Человек - воля к власти. Человек - динамика, устремленн­ость ввысь. Концепция противопол­ожна дарвинизму­.
Концепция Фрейда: человек - животное, испытавшее­ раскаяние. Когда-то дети восстали против своего отца, против вождя, стремясь получить доступ к самкам, но потом начали раскаивать­ся. Появилось табу на инцест. Комплекс Эдипа. Так по его мнению появилась человеческ­ая культура. Человек- животное, испытавшее­ раскаяние.
Концепция Эрнеста Кассире. Человек - символичес­кое животное. Человек - homo simvolikus. Человек создает символы. При помощи символов он не только подчинял мир, сколько обуздывал собственну­ю психику.
Концепция Шеллера и его учеников. Человек биологичес­ки слаб. Человеческ­ий детеныш фактически­ беззащитен­. Эта инфантильн­ость человека является еще и преимущест­вом. Сбитая программа,­ нет инстинктов­. Основная идея: культура носит компенсато­рный характер. Он компенсиру­ет свою биологичес­кую ущербность­ культурой.
Концепция Фромма. Уникальнос­ть человека в мире. Это единственн­ое в мире существо, которое для себя проблемати­чно. Вся человеческ­ая реальность­ строится между двумя противопол­ожными векторами:­ быть как все или быть собой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: