double arrow

Ние, а человека, обладающего сознанием

Право психологии на существование как самостоятельной науки В.Вундт обосновывал принципиальным отличием ее от других наук. В психологии человек одновременно является и субъектом, к объектом познания, так как свое сознание человек исследует с по-

мощью же сознания. Он считал, что психология имеет определенное преимущество перед другими науками: объекты ее исследования да-

24 Выготский Л.С. Собр.соч: В 6 т. М„ 1982. Т.1. С.300.

ны ей непосредственно, открываются самому человеку в ощущениях, представлениях и переживаниях. Поэтому психология может исследовать свой предмет непосредственно, «на себе», в интроспекции, т.е. самонаблюдении.

Э.Титченер(1867-1917) – американский психолог, лидер структурной школы в психологии.

Взгляды В.Вундта на предмет психологии разделял американский психолог Э.Титченер – создатель структурной психологии. Предметом психологии он также полагал сознание, но уже как совокупность субъективных процессов, протекающих в течение всей жизни человека. Задача психологии состоит в анализе

структуры, морфологии сознания, в разложении его на элементарные процессы, В конечном счете, в качестве элементарных процессов сознания для Э.Титченера выступали ощущения, а само сознание предстало как их совокупность, «мозаика". Он настаивал также на исследовании «чистого содержания сознания» методом аналитической интроспекции.

Австрийский философ Ф.Брентано выдвинул программу построения психологии, в центре которой стояло понятие «интен-

Ф.Брентано(1842-1910) – австрийский философ; в работе «Психология с эмпирической точки зрения» обосновал новый предмет психологии сознания – внутренний опыт субъекта, включая производимые им действия.

ционального акта сознания». Предметом психологии провозглашалось не содержание, а акт сознания как интенция. Сознание понималось как активное начало, направленное на объект, оно всегда есть сознание предмета.

У последователя Брентано К.Штумп-фа на первый план в объяснении сознания выступило понятие функции, с помо-

В.Джемс(1842-1910)-американский психолог и философ; разрабатывал учение о целостности, жизненной значимости и динамике сознания.

шью которой сознание осуществляет свой интенциональный акт. Из учений об интенциональном акте и функции сознания в США выросло и оформилось особое направление в психологии – функционализм. Предтечей этого направления был В.Джемс. Оставаясь в рамках психологии сознания с ее субъективным методом, он рассматривал сознание как особую биологическую функцию, как инструмент приспособления человека к среде. В функционализме роль сознания сводилась к оценке меры успешности действий индивида по удовлетворению своих потребностей. Исследовать сознание человека – значит ответить на вопрос, как оно позволяет человеку познавать окружающий мир,

посредством каких операций оно обеспечивает решение жизненных задач. В функционализме психическое служит достижению практически полезных целей человека, выполняет приспособительные функции. Сознание рассматривается как промежуточный приспособительный механизм между организмом и средой.

Таким образом, исторически первой проекцией психологической реальности человека, предметом научной психологии выступило сознание. Предметом психологии стали различные проявления сознания. Различные варианты исследования сознания составили так называемую субъективную, или интроспективную, психологию.

И.М.Сеченов(1829-1905) – русский физиолог и психолог; разрабатывал естественнонаучную теорию психической регуляции поведения («Рефлексы головного мозга», 1963).

Сособой программой построения психологии выступил отечественный ученый И.М.Сеченов. Главной категорией, которую И.М.Сеченов положил в основу создаваемой им психологии, явилось понятие рефлекса. Он разработал рефлек-

торную теорию психического, согласно которой психические процессы (восприятие, память, мышление и т.д.) -высшие акты сознания и личности разворачиваются по механизму физиологического рефлекса.

Учение И.М.Сеченова о психологии представляет собой образец естественнонаучного способа объяснения психических актов, в том числе и сознания.

2.3. Представление о человеке в основных направлениях психологии

Бихевиоризм как наука о поведении Психоанализ как учение о бессознательной психике Гештальтпсихология как учение о целостности психических явлений Самоактуализирующаяся личность в гуманистической психологии Человек познающий в когнитивной психологии Общественно-историческая и деятельиостная сущность человеческой психики в советской психологии

Каким предстает человек в основных направлениях и школах психологии? В чем достоинства и недостатки каждого из известных течений психологии? Отрицают ли друг друга школы в психологии?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: