Право психологии на существование как самостоятельной науки В.Вундт обосновывал принципиальным отличием ее от других наук. В психологии человек одновременно является и субъектом, к объектом познания, так как свое сознание человек исследует с по-
мощью же сознания. Он считал, что психология имеет определенное преимущество перед другими науками: объекты ее исследования да-
24 Выготский Л.С. Собр.соч: В 6 т. М„ 1982. Т.1. С.300.
ны ей непосредственно, открываются самому человеку в ощущениях, представлениях и переживаниях. Поэтому психология может исследовать свой предмет непосредственно, «на себе», в интроспекции, т.е. самонаблюдении.
| Э.Титченер(1867-1917) – американский психолог, лидер структурной школы в психологии. |
Взгляды В.Вундта на предмет психологии разделял американский психолог Э.Титченер – создатель структурной психологии. Предметом психологии он также полагал сознание, но уже как совокупность субъективных процессов, протекающих в течение всей жизни человека. Задача психологии состоит в анализе
структуры, морфологии сознания, в разложении его на элементарные процессы, В конечном счете, в качестве элементарных процессов сознания для Э.Титченера выступали ощущения, а само сознание предстало как их совокупность, «мозаика". Он настаивал также на исследовании «чистого содержания сознания» методом аналитической интроспекции.
Австрийский философ Ф.Брентано выдвинул программу построения психологии, в центре которой стояло понятие «интен-
| Ф.Брентано(1842-1910) – австрийский философ; в работе «Психология с эмпирической точки зрения» обосновал новый предмет психологии сознания – внутренний опыт субъекта, включая производимые им действия. |
ционального акта сознания». Предметом психологии провозглашалось не содержание, а акт сознания как интенция. Сознание понималось как активное начало, направленное на объект, оно всегда есть сознание предмета.
У последователя Брентано К.Штумп-фа на первый план в объяснении сознания выступило понятие функции, с помо-
| В.Джемс(1842-1910)-американский психолог и философ; разрабатывал учение о целостности, жизненной значимости и динамике сознания. |
шью которой сознание осуществляет свой интенциональный акт. Из учений об интенциональном акте и функции сознания в США выросло и оформилось особое направление в психологии – функционализм. Предтечей этого направления был В.Джемс. Оставаясь в рамках психологии сознания с ее субъективным методом, он рассматривал сознание как особую биологическую функцию, как инструмент приспособления человека к среде. В функционализме роль сознания сводилась к оценке меры успешности действий индивида по удовлетворению своих потребностей. Исследовать сознание человека – значит ответить на вопрос, как оно позволяет человеку познавать окружающий мир,
посредством каких операций оно обеспечивает решение жизненных задач. В функционализме психическое служит достижению практически полезных целей человека, выполняет приспособительные функции. Сознание рассматривается как промежуточный приспособительный механизм между организмом и средой.
Таким образом, исторически первой проекцией психологической реальности человека, предметом научной психологии выступило сознание. Предметом психологии стали различные проявления сознания. Различные варианты исследования сознания составили так называемую субъективную, или интроспективную, психологию.
| И.М.Сеченов(1829-1905) – русский физиолог и психолог; разрабатывал естественнонаучную теорию психической регуляции поведения («Рефлексы головного мозга», 1963). |
Сособой программой построения психологии выступил отечественный ученый И.М.Сеченов. Главной категорией, которую И.М.Сеченов положил в основу создаваемой им психологии, явилось понятие рефлекса. Он разработал рефлек-
торную теорию психического, согласно которой психические процессы (восприятие, память, мышление и т.д.) -высшие акты сознания и личности разворачиваются по механизму физиологического рефлекса.
Учение И.М.Сеченова о психологии представляет собой образец естественнонаучного способа объяснения психических актов, в том числе и сознания.
2.3. Представление о человеке в основных направлениях психологии
Бихевиоризм как наука о поведении Психоанализ как учение о бессознательной психике Гештальтпсихология как учение о целостности психических явлений Самоактуализирующаяся личность в гуманистической психологии Человек познающий в когнитивной психологии Общественно-историческая и деятельиостная сущность человеческой психики в советской психологии
Каким предстает человек в основных направлениях и школах психологии? В чем достоинства и недостатки каждого из известных течений психологии? Отрицают ли друг друга школы в психологии?






