Психологическое самообразование. Вопросы для обсуждения и размышления

Вопросы для обсуждения и размышления

1. Как бы вы объяснили следующие факты житейской и на
учной психологии:

а) выпускники психологических факультетов отмечают, что
они не отличаются от непсихологов способностью понимать дру
гих людей, умением строить, поддерживать и развивать межчело
веческие отношения;

б) медицинские психологи и психиатры утверждают, что
стабильный процент среди молодых пациентов психиатрических
клиник составляют студенты факультетов психологии;

в) ваш собственный опыт говорит, что некоторые люди, да
лекие от профессиональных занятий психологией, тем не менее
являются тонкими знатоками человеческих душ;

г) стал хрестоматийным факт отрицательного отношения
Ф.М.Достоевского и А.С.Макаренко к психологии; в то же самое
время одного называют гениальным писателем-психологом, а
другого – гениальным педагогом-психологом?

2. Первым вариантом научной психологии стала физиологи
ческая психология В.Вундта, которая строилась как психология
экспериментальная. Для В.Вундта областью экспериментов были
простейшие психические процессы – ощущения, представления,
чувства. В то же время он утверждал, что существует и другая
психология – психология народов, изучающая продукты челове
ческого духа: язык, традиции, обычаи, мифы и др., использую
щая другие – неэкспериментальные – методы. В чем вы видите
причину подобной "не последовательности» В.Вундта?

3. Закономерно ли, на ваш взгляд, сосуществование многих
направлений и школ в психологии? Что является объективным
основанием для отдельных течений в психологии, различных
психологии? Чем определяется доминирование в обществе опре
деленного психологического направления или школы?

4. Из истории психологии известно, что попытки описать
строение человеческой субъективности приводили чаще всего к
схематичным и упрощенным моделям внутреннего мира челове
ка, к подмене целого частью.

Подумайте, есть ли в принципе необходимость выделения частей при познании целого? Возможен ли научный анализ жи-вой реальности, какой является человеческая субъективность?

5. Можно ли согласиться с утверждением, что в дидактиче
ских целях для лучшего понимания изучаемых являний можно

80 Раздел /. Предмет и методы психологии

пренебречь научной строгостью в изложении психологических фактов? Иначе говоря, можно ли сложное изложить просто?

Литература для чтения

Берн Э. Введение в психотерапию и психоанализ для непосвященных. СПб., 1991. Гл.У.

Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М, 1982.

Воробьева Л.И. Гуманитарная психология: предмет и задачи // Вопр. психологии. 1995. №2.

Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Т.1. С 291-436.

Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1983

Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1992. Т.1. Гл.2.

Грининг Т. История и задачи гуманистической психологии // Вопр. психологии. 1988. №4.

Ждан А.Н. История психологии, М., 1990. Разд.У-У1.

Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. М-, 1982.

Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского и современная психология. М., 1986.

Петухов В.В., Столин В.В. Психология. М., 1989. Роговин М.С. Введение в психологию. М., 1969. Гл.3. Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986.

Роджерс К. Несколько важных открытий // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. 1990. №2.

Розин В.М. Психология и культурное развитие человека. М., 1994. Гл.1. §2.

Рубинштейн С.Л Основы общей психологии; В 2 т. М., 1989. Т.1. Гл.1. Предмет психологии; Гл.111. История психологии.

Рубинштейн С.Л. О философских основах психологии // Проблемы общей психологии. М., 1976.

Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопр.психологии. 1986. №6.

Теплов Б М Заметки психолога при чтении художественной литературы // Избр. труды. В 2 т. М., 1985. Т.1 С.306-312.

Хрестоматия по истории психологии // Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. М., 1980. Разд.1. Бихевиоризм; Разд.2. Гештальтпсихология.

Фрейд 3. Психология бессознательного. Проблемы метатеории. М., 1989.

Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., 1994. Гл.2.

Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985. Гл.10-14.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: