Общение как взаимодействие. Интерактивная сторона общения чаще всего прбявляется при организации совместной деятельности людей

Интерактивная сторона общения чаще всего прбявляется при организации совместной деятельности людей. Обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых попытках развить совместную деятельность, организовать ее.

Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее. Это и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию со- вместной деятельности.

В психологии все возможные виды взаимодействия разделяются на два противоположных вида: кооперацию (сотрудничество) и конкуренцию (конфликт). Кооперация представляет собой взаимодействие, способствующее организации совместной деятельности, достижению групповой цели. Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, взглядов субъектов взаимодействия. Традиционно конфликт рассматривался как негативный тип взаимодействия, В настоящее время в психологии проведено много исследований, обнаруживающих позитивные стороны конфликта.

К.М.Левитан, например, описывает шесть типов конфликтов, характерных для педагогической деятельности8:

1. Конфликты, обусловленные многообразием профессио
нальных обязанностей педагога. Осознание невозможности оди
наково хорошо выполнить все свои дела может привести добро
совестного педагога к внутреннему конфликту, к потере уверен
ности в себе, разочарованию в профессии. Такой конфликт явля
ется следствием плохой организации труда педагога; его преодоле
ние возможно на путях выбора главных, но в то же время реальных
и посильных задач и рациональных средств и методов их решения.

2. Конфликты, возникающие из-за различных ожиданий тех
людей, кто оказывает влияние на исполнение профессиональных
обязанностей учителя. Работники органов народного образова
ния, руководители школ, коллеги, ученики и родители могут ос
паривать выбор учителем средств, методов, форм обучения и
воспитания, правильность выставления оценок учащимся и т.д.
Наличие педагогической позиции, высокая профессиональная
культура помогут учителю психологически грамотно преодоле
вать подобные конфликты.

3. Конфликты, возникающие из-за низкого престижа от
дельных предметов школьной программы. Музыку, труд, изобра
зительное искусство, физкультуру причисляют к «второстепен
ным» предметам, что является следствием преобладания в школе
сциентистской установки. В то же время престиж любого школь
ного предмета зависит в конечном счете от личности учителя и
качества его работы.

Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии М, 1994 С. 15-17

4. Конфликты, связанные с чрезмерной зависимостью пове
дения учителя от различных директивных предписаний, планов,
оставляющих мало пространства для самодеятельности. При
этом деятельность педагога находится под пристальным внима
нием и контролем общественности и органов управления.

5. Конфликты, в основе которых лежит противоречие между
многогранными обязанностями и стремлением к профессиональ
ной карьере. В условиях школы учитель имеет мало возможно
стей сделать служебную карьеру – немногие учителя занимают
посты директора школы и его заместителей. Вместе с тем у педа
гога неограниченные возможности профессионального роста и
личной самореализации.

6. Конфликты, обусловленные несовпадением ценностей,
которые пропагандирует учитель в школе, с ценностями, кото
рые наблюдают ученики вне ее стен. Педагогу важно быть пси
хологически готовым к проявлению эгоистичности, грубости, без
духовности в социуме и в школе, чтобы отстоять свою профес
сиональную позицию.

Конкретным содержанием общения как взаимодействия является определенное соотношение индивидуальных «вкладов», которые делаются участниками в единый процесс деятельности.

Л.И.Уманский выделял три возможные формы организации совместной деятельности:

1) совместно-индивидуальная деятельность – когда каждый участник делает свою часть общей работы, независимо друг от друга; 2) совместно-последовательная деятельность когда общая задача выполняется последовательно каждым участником; 3) совместно-взаимодействующая деятельность когда происходит одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными. Психологический «рисунок» взаимодействия во всех этих моделях различен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: