Изложение главы о психологии межличностных отношений представляет определенные методические трудности, вызванные тем, что теоретико-психологические представления о человеческих сообществах находятся в определенной зависимости от идеологических, мировоззренческих и философско-социологических установок и положений, которых придерживаются исследователи. Советская психология ориентировалась на марксистско-ленинское учение об обществе и личности и выполняла, по сути, идеологический заказ на обоснование преимуществ социальных объединений людей (коллективов) при социализме.
Г.С.Батищев (1932 - 1990) – отечественный философ, известный своими исследованиями по проблемам диалектики творчества, глубинно-го общения и образования человека В последние годы жизни развивал традиции русской религиозной философии Его основные труды еше ждут своего издания |
На наш взгляд, многие социально-психологические исследования, проведенные в советской психологии, требуют перепроверки и реинтерпретации. В связи с этим возникает вопрос о целесообразности описательно-констатирующего представления такого материала и о правомерности изложения его с критических позиций. Решение вопроса мы видим в конструктивном описании отечествен-ных философско-психологических исследований, имеющих теоретическое и практическое значение для психолого-педагогической науки и для педагогической практики. Это прежде всего представления Г.С.Батищева о типах и фор-
|
|
мах социальных объединений и В.И.Слободчикова о социальных организованностях и со-бытийных общностях.
Реинтерпретация – переосмысление |
В зарубежной социальной психологии и социологии накоплен огромный теоретический и фактический материал по соци-альным объединениям. Не вдаваясь в анализ многочисленных социально-психологических теорий и концепций зарубежной психологии, мы изложим лишь общепризнанные психологические разработки о социальной (прежде всего – малой) группе и групповой динамике. Э ти данные также важны для описания социального бытия человека, для понимания и объяснения социально-психологи-
154
ческих феноменов, возникающих в педагогической практике.
В соответствии с этим определяется и перечень обсуждаемых вопросов, которые посвящены описанию возможных типов и форм социальных сообществ, структуры и механизмов развития двух принципиально различных типов объединений людей – социальной организованности и событийной общности.
Конечно, этими вопросами не исчерпывается предметная область социальной психологии Но в наши задачи не входит систематическое изложение социально-психологических учений и фактологии. Эта задача может быть решена в рамках отдельного курса – социальной психологии.
|
|
В контексте курса важно дать общее представление о социальной жизни человека и выявить состав категорий и понятий, характеризующих социально-психологическую реальность.
5.1. Типы и формы социальных объединений
Социальная структура и неструктурированная общность Классификация социальных объединений в психологии
Возможно ли при многообразии социальных объединений выделить типичные и на каком основании?