Вопросы для обсуждения и размышления
1. Психолог «при объективном изучении человека не наблю
дает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием, чувствова
нием, ощущением, воображением, волей... Он приходит к за
ключению, что все эти термины могут быть исключены из опи
сания жизнедеятельности человека... Сознание и его подразделе
ния являются поэтому не более как терминами, дающими психо
логии возможность сохранить – в замаскированной, правда,
форме, – старое религиозное понятие «души».
О психологе какой школы идет речь в цитате? Что является гносеологической основой подобного утверждения?
2. Стало хрестоматийным утверждение К.Маркса о созна
нии: «Способ, каким существует сознание и каким нечто суще
ствует для него, это – знание... Нечто возникает для сознания
постольку, поскольку оно знает это нечто. Знание есть его един
ственное предметное отношение». Так ли это? О каком сознании
идет речь в данном положении?
3. В психологии, ориентированной на естественнонаучную
парадигму, типичным является утверждение о том, что сознание
есть продукт деятельности высших отделов мозга: подсознатель
ные (бессознательные) процессы локализуются в подкорковых
отделах мозга.
|
|
В чем принципиальная ограниченность подобных представлений о сознании человека? Как совместить с этим представлением результаты духовной практики йогов по управлению и контролю процессами, протекающими внутри человеческого организма (дыхание, кровообращение и др.)?
4. В психологии осознание предмета обозначают внешней реф
лексией; осознание себя составляет задачу внутренней рефлексии.
По одному ли механизму формируются эти способности? Что здесь общего и различного? Подумайте, являются ли переживания стыда и совести рефлексивными процессами? В чем их различие?
5. Можно ли согласиться с утверждением, что процесс воспитания человека есть процесс формирования его сознания?
Литература для чтения
Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. С.-Петербург, 1992.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М, 1986.
Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.
Велихов Е.П., Зинченко В.П., Лекторский В.А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода // Вопр. философии. 1988. №11.
Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З.Фрейда и К.Роджерса // Вопр. психологии. 1990. №4.
Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания //Вопр. психологии. 1991. №2.
Иванов В.П. Человеческая деятельность – познание – искусство. Киев, 1977.
Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
Мамардашвили М.К. Анализ сознания в работах Маркса // Как я понимаю философию. М., 1992. С.249-268.
|
|
Мамардашвили М.К. Сознание – это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть // Как я понимаю философию. М., 1992. С. 72-85.
Михайлов Ф.Т. Загадка человеческого Я. М., 1976,
Михайлов Ф.Т. Сознание и самосознание. М., 1991.
Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М., 1990.
Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.
Проблемы рефлексии / Отв. ред. И.СЛаденко. Новосибирск, 1987.
Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. М., 1976. С.253-381.
Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Автореферат докт. дисс. М., 1994.
Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте // Вопр. психологии. 1990. №3.
Столин В.В. Самосознание личности. М., 1984.
Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989.