double arrow

Я-концепция


Теория самосознания активно изучается в рамках Я – концепции .

Я – концепция – целостное психическое образование, его структура состоит из трех компонентов:

  1. когнитивный (познавательный) "Я – образ", связанный с характеристикой содержания субъективных представлений о себе (образ своих способностей и познавательных возможностей, внешности, качеств характера, склонностей, интересов и др.);
  2. аффективный (эмоционально-ценностный), включающий отношение к себе или к отдельным качествам своей личности (самооценка, самоуважение, самолюбование, самокритика и др.);
  3. поведенческий (волевой) – стремление строить поведение согласно требованиям определенной ситуации (самопрезентации, взаимодействия и др.).

"Я – образ" особенно интенсивно формируется у старшеклассников и выступает как установка по отношению к самому себе. Психологи описывают различные проявления образа "Я" и показывают фактическое их множество. Одни из них, в зависимости от конкретной ситуации, выступают на первый план, другие пока "остаются в тени". Например, "Я – образы" личности как школьника, друга, гостя, спортсмена и др. система Я – концепций в течение жизни изменяется, уточняется, корректируется.




Образ "Я" может переживаться в момент самого действия. Тогда его принято называть " реальным Я ". Это сиюминутное "Я" личности, которое может довольно быстро измениться. Например, ученик 10 класса, решив трудную задачу, может думать о себе "Я хороший интеллектуал", но вскоре не может понять логики теоремы и возникает другой "Я – образ": "Какой же я глупый…". "Реальное Я" – это представление о себе в настоящее время.

Однако, каждый человек, живя в обществе, в той или иной степени, осознает моральные нормы, ценности и формирует образ " идеального Я ", т.е. то, каким он должен стать, чтобы быть успешным в жизни – это идеал, к которому личность стремится как к "вершине" своего совершенства.

Среди различных "Я – образов" выделяют и "фантастическое Я" – то, каким человек желал стать в будущем, если это было бы возможно. Например, физически слабый подросток видит себя покорителем снежных вершин или юноша, испытывающий безответную любовь формирует "Я – образ" известно ученого с мировым именем, имеющего много поклонниц и др. Образы "фантастического Я" обычно являются основой реальной и нереальной мечты, грез. По мнению К. Роджерса "Я" – дифференцированная часть феноменального поля, а Я – концепция – это то, как человек сам себя представляет и воспринимает. Поэтому с точки зрения феноменологических воззрений Я – концепция отражает самовосприятие человеком себя с позиций его представлений о тех или иных социальных ролях и как он их выполняет реально в различных жизненных ситуациях. Отсюда – выделение в структуре Я – концепции реального Я и идеального Я. И хотя Я меняется всякий раз при условии нового опыта, оно в всегда сохраняет качество целостной системы – гештальта.







Сейчас читают про: