Понятие, структура, функции политической системы общества

Политическая система общества представляет собой органическое единство государственных и общественных организаций (институтов), осуществляющих социально-политическое управление обществом. Это системное образование имеет сложную структуру, состоящую из элементов различных уровней и взаимосвязей между ними.

Элементами политической системы являются: государство, партии, профсоюзы, молодежные организации, политические движения и другие социальные институты.

Государство как полновластная организация занимает в политической системе особое место:

- центральный аппарат государственной власти (глава государства, Правительство, Парламент, Верховный Суд) образуют высший уровень политической системы. На этом уровне принимаются нормативные акты, определяющие правовое положение и механизм действия всех элементов политической системы;

- средний уровень политической системы образуют аппараты управления и другие органы власти на местах. Структуры среднего уровня служат связующим звеном между высшим уровнем политической системы и обществом, которое может быть охарактеризовано как нижний массовый уровень;

- нижний уровень имеет неоднородную и сложную структуру.

Структурными элементами массового уровня являются: политические группировки, партии, народные движения, массовые политические и неполитические организации, пользующиеся политическим влиянием.

Государство находится в постоянном и многообразном взаимодействии с элементами массового уровня. Многообразие форм и методов политического взаимодействия обусловлено, с одной стороны, всеохватным характером государства, с другой стороны, особенностями, которые присущи другим элементам политического общества.

Государство как политическая организация имеет открытые и теневые структуры, которые призваны решать политические задачи гласными и негласными методами. Так называемые теневые структуры в целях решения государственных задач работают в режиме секретности, используют негласных сотрудников и негласные методы деятельности. В ряде случаев официальные государственные учреждения осуществляют негласные функции, а высшие должностные лица государства скрывают смысл открытых политических действий, то есть ведут политическую игру. Необходимость теневых элементов и функций на верхнем и среднем уровнях политической системы обусловлена наличием противостоящих и противоборствующих элементов в политическом обществе, которые в случае необходимости осуществляют скрытые действия.

Политическое общество в целом по отношению к государству играет арбитражную роль, так как стремится контролировать деятельность государственного аппарата. Общественный контроль осуществляется различными ассоциациями (партиями и профсоюзами), массовыми, в том числе забастовочными, движениями, народными обществами, состоящими из ветеранов, женщин, молодежи и творческих лиц.

Формами контроля и воздействия на государственную власть выступают гласные и негласные средства и действия участников политического процесса. Гласными, открытыми путями воздействия на государственную власть являются: использование средств массовой информации, участие в массовых акциях одобрения или протеста и демократические процессы (выборы, референдумы, митинги), включающие в себя узаконенную деятельность партий, профсоюзов и других политических институтов. Негласные, теневые пути воздействия на государственную власть проявляются в политических интригах с помощью групп давления, так называемых мозговых центров, близкого окружения, элитарных клубов, товарищеских групп, парламентского лобби и политических фракций.

Наибольшее воздействие на государственную политику оказывают партии - политический инструмент овладения государственной властью и осуществления политики в интересах определенных групп населения. Правящие партии, как правило, для осуществления своих программных целей производят полную смену должностных лиц в государственном аппарате либо назначают по партийной принадлежности высших должностных лиц государства с последующей ротацией номенклатурных кадров. Парламентские партии в механизме государственной власти занимают более скромное место: их политическая деятельность заключается в осуществлении законодательной власти в рамках парламентских процедур и направлена на овладение государственной властью путем участия во всеобщих выборах.

Профсоюзы как организации по защите профессиональных интересов трудящихся по отношению к государству могут занимать различные позиции: от полного сотрудничества до открытой конфронтации. Во многом эти взаимоотношения определяются режимом государственной власти. В условиях авторитарного режима профсоюзы теряют свою самостоятельность и выступают в роли проводников государственной политики. В ряде случаев государство делегирует наиболее послушным профсоюзам часть своих законодательных полномочий (ВЦСПС в бывшем Советском Союзе). В условиях демократического режима профсоюзы выдвигают экономические требования и решают стоящие перед ними проблемы путем согласования своих позиций с возможностями государства удовлетворить предъявленные требования. Ослабление государственной власти, неустойчивый политический режим сопровождаются противостоянием профсоюзов и правительства. При этом наряду с экономическими требованиями выдвигаются лозунги анархо-синдикалистского характера.

Своеобразную роль в политической системе играет церковь как социальный институт, занимающийся духовной деятельностью. Отношение государства к церкви как элементу неполитического характера закреплено в конституциях современных государств, в том числе в Конституции

Российской Федерации 1993 г. (ст. 14). В соответствии с Основным Законом церковь формально исключена из политической системы.

Однако прямо и косвенно церковь пользуется своим духовным влиянием для участия в политической жизни, то есть фактически является элементом политического общества.

По характеру социальной сферы можно выделить тоталитарные, либерально-демократические и переходные политические системы.

Социальная среда распределительного типа формирует тоталитарные политические системы закрытого характера. В таких политических системах у власти находится одна господствующая партия (ядро системы), другие общественные организации (профсоюзные, молодежные и даже детские) выступают проводниками государственной идеологии. Индивид полностью подчинен коллективу. Государство в лице чиновников стремится контролировать всех и все, поскольку распределяет результаты коллективного труда в зависимости от места в системе распределения.

Для политических систем закрытого характера характерно стремление государства затруднить обмен идеями, мнениями и другой информацией внутри страны и с внешним миром. Государственная власть, стремясь обеспечить интересы номенклатуры, опирается на партийный диктат и выходит в политических отношениях за рамки правовых предписаний. Вместо открытого обмена информацией обществу навязывается демагогия о государственной защите интересов населения.

Политическая система в распределительной среде обеспечивает консервацию общественной жизни и стагнацию общественных отношений.

Социальная среда рыночного типа формирует либерально-демократические системы открытого характера. Государство в такой среде выполняет роль организатора общественных отношений, базирующихся на товарно-денежной основе; защищает собственность и обеспечивает права и свободы собственников. Партии в такой системе стремятся к завоеванию, удержанию и использованию власти с учетом интересов избирателей. Индивид, его нрава и свободы ставятся выше коллективных интересов. Положение индивида в политической жизни общества во многом определяется его имущественным состоянием.

Для политической системы открытого характера присущи разномыслие, обмен идеями, знаниями, товарами, людьми, инвестициями.

Государственная власть действует в организационно-правовых формах. Взаимоотношения государства, профсоюзов, иных организаций носят конституционный характер. Политическая система выполняет общественно значимые функции и обеспечивает интересы всего гражданского общества.

Смешанная социальная среда формирует переходные политические системы, для которых характерна конвергенция (смешение) противоречивых социально-политических явлений и процессов. В таких системах плюрализм, как правило, соседствует с политической нетерпимостью, а реформы сопровождаются попытками сохранить старые порядки. Переходные политические системы нестабильны, однако их эволюция ведет к формированию политических систем иного, более устойчивого типа. Государство в таких системах либо препятствует становлению новой политической системы общества, либо обеспечивает неизбежную в таких условиях эволюцию политического общества.

14. Гражданское общество: основные характеристики.

Понятие "гражданское общество" употребляется в двух значениях. Гражданское общество в широком смысле - это автономная и непосредственно не зависящая от государства сфера общественных отношений. Как таковое гражданское общество совместимо не только с демократическим, но и с авторитарным государством. Однако при этом происходит его частичное поглощение, причем наиболее полно - в условиях тоталитарного режима. Гражданское общество в подлинном и более узком смысле представляет собой цивилизованное (культурное) состояние общества, характерной чертой которого является равноправие личности, сообщества граждан и государства.

Гражданское общество формируют три начала: индивидуальное, коллективное и государственное. Силой, связывающей личность и общество, является государство. Последнее выделяется на определенном этапе развития общества и объединяет его членов в гражданское сообщество, закрепляя законодательно его структурные элементы: хозяйственные, экономические, семейно-родственные, культурно-правовые и другие отношения с участием граждан.

Становлению и развитию гражданского общества способствуют три фактора: правовой характер государства, культурное состояние общества и превращение подданных государства в свободных граждан. Основным препятствием к развитию гражданского общества является доминирование государства над обществом. Первенство государства, его верховенство по отношению к личности ведет к подчинению и разрушению гражданского общества. Доминирование государства проявляется в сокращении публичной сферы: массовых движений, партий, объединений, гражданских инициатив, и увеличении обязанностей индивида перед государством в ущерб правам и свободам гражданина.

В условиях демократии гражданское общество добивается децентрализации государственной власти за счет передачи части властных полномочий органам самоуправления и стремится осуществлять бесконфликтное взаимодействие с государством. В своем развитии гражданское общество воздействует на формирование и закрепление демократических институтов государственной власти, способствует реализации института прав человека, формирует открытые политические системы.

Современное гражданское общество неотделимо от правового государства, точно так же как правовое государство неотделимо от гражданского общества. "Гражданское общество выступает оборотной стороной правового государства, они не существуют друг без друга" (Основы политической науки. 4.1. - М., 1993. С. 218). Формирование гражданского общества представляет собой необходимое условие перехода к правовой государственности, равно как правовое государство является фактором, способствующим превращению общества в гражданское целое. Игнорирование этой закономерности проявляется в попытках посттоталитарных государств перейти к правовой государственности до создания гражданского общества. Однако подобный переход не может быть осуществлен в короткий срок, поскольку форсирование этого процесса ведет к разрушительным экономическим и социально-политическим последствиям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: