Лекция 1. 20.03.2014

МИФОЛОГИЯ И БИБЛИЯ – СЮЖЕТЫ

Анна Владимировна Пожидаева

Лекция 1. 20.03.2014

Два аспекта. Всего четыре занятия. Сегодня теория. Что такое иконография, что иконология, как обращаться с темами и сюжетами. Что такое корректное восстановление темы и программы, какие могут быть ошибки. Как и когда, в какие периода искусство обращалось к мифологических сюжетах. В след. семестре курс христианской иконографии.

Весь 17 век – метаморфозы Овидия – Рубенс, Рембрандт и т.д. Как Рембрандт по-особенному трактует мифологические сюжеты.

Наука о смыслах образов довольно новая. Ей немногим больше ста лет. Говоря о ступенях осмысления любого визуального впечатления воспользуемся классической системой ступеней осмысления уровней визуального образа.

Панофски – классический автор, наряду с Аби Варбургом, венской школы.

Сборник «Этюды по иконологии» Панофского.

Почему это актуально? Совсем недавно появилась возможность заниматься смыслами произведений – при ссср не было. 20 с небольшим лет назад началось изучение иконографии у нас.

Нет представлений о корректности опознания конкретного сюжета.

Панофский – человек остроумный и знающий.

1. Первичный, или естественный сюжет – для этого нужен только наш человеческий опыт.

Фактический и выразительный. Впечатление на сетчатке.

Мужчина приподнимает шляпу.

Тайная вечеря. За столом 13 человек, один главный, все чем-то взволнованы.

2. Вторичный или условный сюжет (больше всего похоже на науку). Узнавание сюжета на основании знания текстовых источников и контекста эпохи – иконография.

Человек обнажает голову как рыцарь обезоруживается. Как и рукопожатие.

В случае с тайной вечерей. 1. Способность соотнести изображенное с определенным текстом. В Евангелии тогда-то приходят и то-то говорят. Наверное, он сказал «один из вас предаст меня», поэтому они так волнуются.

Если мы видим эту фреску где-нибудь в отрыве в газете.

В Италии 15 в. была традиция изображать ТВ в трапезных монастырей. Если это трапезная монастыря, логично предположить, что текст и ситуация совпадают. Одно без другого не работает.

А то может, это совет богов во время Троянской войны.

3. Внутренний смысл или содержание, область символических значений (иконографический синтез, иконология).

Нуждается в комментарии. Мы можем прокомментировать нашего знакомого со шляпой – мы его знаем, знаем частности.

Поставили Леонардо в контекст. Теперь читаем Вазари – как долго работал с вещью, как экспериментировал с красками. Всегда стремится к тотальному синтезу. Идеальный пейзаж, идеальная группа, идеальный интерьер, поиск идеального освещения. Стремится к идеальному образу.

Другие ТВ – 13 в. и Дали.

1. Тот, кому сейчас, обмакнув, кусок подам, предаст меня.

2. Общие ассоциации.

Леонардо – совокупный портрет человечества через эмоции.

Не будь других работ Леонардо и работ Вазари, мы бы ничего не знали. Так в русском искусстве. Значит, наше суждение было бы гораздо беднее.

Больше всего похож на науку, полезен и понятен третий уровень.

Благодаря иконографии определяем сюжет. Благодаря иконологии вступаем на зыбкую почву – что хотел сказать сюжетом, какие особенности.

Четыре благовещения, практически идентичные.

Дуччо – византийская традиция


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: