Атрибут.
Символ – цитата из Брокгауза.
Виноградная лоза и рыба – символы Христа. Но они не сопровождают его, а изображаются отдельно, указывают на него. Почему мы понимаем, что они указывают на Христа – нужно дополнительное знание. «Виноградная лоза, отец мой виноградарь».
Символ – черепок с изображением, разламывавшийся полам при свидетеле как знак. Сюм боло – составляю вместе.
Змея и сова – атрибуты Афины, когда находятся рядом с ней.
2. Аллегория, или персонификация. Изображение любого отвлеченного понятия в человеческом образе. Началось с походов Александра Македонского. Когда он за три года завоевал вселенную, он начал поклоняться богине удачи – Тюхе – римской фортуне.
Случай, когда особое почтение оказывается не просто малому божеству, а персонифицированному понятию.
Особенно отличился Древний Рим – аллегории Времен года, аллегории стихий. Любили греки нику-победу. Заставляли ее раздеваться (снимать сандалию) – чтобы не покидала Афины.
Две страницы из Парижской псалтири.
|
|
Ночь, Утро и пророк Исайя, который молится. Ночь тушит факел, заря, маленький мальчик, вбегает с горящим факелом.
Исайя молится на заре. Исайя – «пятый евангелист» -- говорит о приходе мессии – скоро, но не сейчас.
Давид, извлекающий звуки из Мелодии-Псалтири.
Метанойя – умоперемена – покаяние.
Расцвет аллегории – позднее средневековье – 14 и 15 вв.
Аллегории доброго и дурного правления из Сиены. Конкордия с огромным рубанком для сглаживания противоречий.
Появляются особые словари. Св. Франциск и госпожа Бедность из Ассизи.
Христос обручает его с оборванной женщиной в терновом кусте.
Боттичелли. «Клевета Апеллеса».
Апеллес был любимым художником Александра М. Он изобразил аллегорию клеветы. Она не сохранилась, ее описание в трактате Филострата о картинах.
Леон-Батиста Альберти стал первым читал по-гречески. За сто лет до альберти нельзя было читать. У Петрарки лежал оригинал, но он ничего не мог с ним сделать. Альберти прочитал описание, перевел и снабдил комментарием – хорошо бы, чтобы кто-нибудь изобразил.
Боттичелли – не мастер мимики.
За ними шло раскаяние.
Дважды Боттичелли пользуется живыми штампами – «Нагая правда». Это персонификация. Плюс молитвенный жест не такой, как в источнике.
Атрибут. Может быть предмет, может быть живое существо, может быть неотделимая деталь внешности.
Синайский Петр 6 века. Не только с ключом, но и похож на себя. Эйконисмос – сходство образов. Соответствие образа описанию, результат повторяемости образов. Петр был старец лет 60, седой, с короткой бородой и т.д.
А на Западе эйконисмоса нет. На лиможской эмали у всех апостолов типовые головки. И он с Огромным ключом.
|
|
Св. Себастьян молодого Рафаэля и пожилого Тициана. Атрибут один и тот же – стрела. У Рафаэля нет никакой роли стрелы для трактовки образа.
Петр Мартир – доминиканец 13 в. Был зарублен у алтаря за проповедь против альбигойцев.
Джованни Беллини не изобразил рассеченную голову пополам. Избрал путь условности – повесил у него за головой огромный тесак. А если бы дал ему в руки – получился бы св. Варфоломей (содрали кожу).
Шествие мучениц из Сант-Аполлинаре ин классе.
Узнаем по общему атрибуту – мученическому венцу. И только св. Агнесса имеет отдельный атрибут – маленький агнец. Указывает на ее имя, причем неправильно. Греческое имя Агнесса означает не ягненок, а «чистота». Созвучно латинскому «агнус» – барашек.