Определение мифа Лосева в «Диалектике мифа». Определить миф очень трудно. «Миф есть в словах данная чудесная личностная история» (А. Ф. Лосев. «Диалектика мифа»).
Медуза – защита – превращение – кошмар.
Древняя Греция – культовые и бытовые предметы.
Немногочисленные скульптурные подлинники и предметы-передатчики, позволяющие тиражировать схему, -- вазы, монеты, печати, геммы, камеи. Их много сохранилось. Через малые формы можно узнать о формах больших.
Вазописей Полигнота – тот, кто копировал картину Полигнота.
По монете была реконструирована группа Мирона «Афина и Марсий».
Гомер, «Илиада» и «Одиссея»
«Теогония» Гесиода
Дргр трагедии
Дргр эпиграмма
Аполлодор Мифологическая библиотека II в до н. э.
Не читать больше Куна.
Роберт Грейвз «Мифы Древней Греции».
ДР. РИМ
Две группы памятников.
Копии греческой скульптуры и
Римская фреска с копиями греческих картин. В ряде случаев сохранилась и копия, и описание.
Изложение мифов:
«Метаморфозы» Овидия. I в. до н. э.
Вергилий «Энеида», I в. до н. ж.
Гигин Фабулы
Упоминание знаменитых произведений искусства.
….
Средневековье. Раннее и высокое до 12 в.
Античными образами пользуются очень аккуратно. Для них это перевод и переписывание античного трактата.
При каролингах копирую поэму Ората (?) о звездах. Андромеда практиччески античная, только со звездами (созвездие).
Психомахия Пруденция. Добродетели и пороки – пришельцы из античного мира.
Два рельефа с изображением солнца.
1. Арка Константина (4 в.) – солнце Гелиос встает из моря за островом Родос
2. Из Пармского баптистерия – к. 12 в. Солнце и луна фигурируют. Бенедетто Антеломи, средневековый мастер видел что-то в этом роде – видел античный памятник.
XIII в., в Проторенессансе.
Никколо Пизано – аллегория силы в образе Геракла, которого он не знал.
Адам и Ева в Раю, а в реальности спор Афины и Посейдона.