Общие требования охраны труда

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Для проводника пассажирского вагона

Резерва проводников пассажирских вагонов

ИОТ - ЛВЧ - 26 – 001 - 2014

Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая инструкция по охране туда для проводника пассажирского вагона резерва проводников вагонного участка Новокузнецк устанавливает требования по охране труда для проводника пассажирского вагона (далее - проводник), занятого обслуживанием пассажиров в пути следования и разработана на основании «Отраслевых правил по охране труда в пассажирском хозяйстве федерального железнодорожного транспорта» ПОТ РО -13153-ЦЛ-923-02 других нормативных документов по вопросам охраны труда для проводников пассажирскихвагонов, эксплуатационной и ремонтной документации.

1.2. К работе проводником пассажирского вагона допускаются лица мужского и женского пола, не моложе восемнадцати лет, имеющие профессиональное обучение, прошедшие при поступлении на работу предварительный медицинский осмотр, обучение, вводный и первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте, противопожарный инструктаж, стажировку, первичную проверку знаний требований охраны труда.

Проводник должен иметь II группу по электробезопасности на право обслуживания электроустановок до 1000В, проходить периодическую проверку знаний по электробезопасности 1 раз в 12 месяцев.

1.3. В процессе работы проводник должен проходить:

Повторные инструктажи, не реже одного раза в три месяца, внеплановые и целевые инструктажи по охране труда;

очередную и внеочередную проверку знаний требований охраны труда (очередная - 1 раз в 2 года);

периодические медицинские осмотры в установленном порядке;

периодическое обучение и проверку знаний по санитарному минимуму не реже одного раза в год;

периодическое обучение и проверку знаний по пожарно-техническому минимуму не реже двух раз в год;

проверку знаний на право обслуживания хвостового вагона не реже 1 раза в год.

1.4. Проводник должен проходить периодическое, не реже одного раза в год, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим.

Вновь принимаемый на работу проводник должен проходить обучение по оказанию первой помощи пострадавшим не позднее одного месяца после приема на работу.

Проводник, обслуживающий хвостовой пассажирский вагон, должен иметь удостоверение на право выполнения обязанностей проводника хвостового вагона и стаж работы в должности проводника не менее 1 года.

1.5. Во время работы на проводника могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:

- движущийся железнодорожный подвижной состав;

- движущиеся транспортные средства;

- напряжение электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

- недостаточная освещенность рабочей зоны;

- повышенная запыленность воздуха рабочей зоны;

- повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

- повышенная подвижность воздуха;

- повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;

-повышенная температура поверхностей отопительного оборудования, воды;

- пониженная температура поверхностей наружного оборудования вагона;

- расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли;

- эмоциональные перегрузки.

На проводника может воздействовать биологический фактор (патогенные микроорганизмы) при контакте с постельными принадлежностями и постельным бельем.

1.6. Проводник должен знать:

- действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы;

- методы и средства защиты от опасных и вредных производственных факторов и предупреждения несчастных случаев, производственных заболеваний;

- требования производственной санитарии, электробезопасности и пожарной безопасности при подготовке пассажирского вагона (далее - вагона) в рейс и в пути следования;

- видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения, знаки безопасности и порядок ограждения подвижного состава;

- соответствующие разделы Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации и нормативных документов ОАО «ФПК» и ОАО «РЖД», знание которых необходимо при выполнении служебных обязанностей;

устройство оборудования вагонов всех типов, требования безопасности при эксплуатации систем отопления, водоснабжения, вентиляции и кондиционирования воздуха, освещения, холодильных установок, электрооборудования, тормозного оборудования, пожарной сигнализации, установок пожаротушения, первичных средств пожаротушения и другого оборудования;

места хранения аптечки с необходимыми медикаментами и перевязочными материалами.

1.7. Проводник должен:

- выполнять только входящую в его обязанности или порученную начальником поезда или поездным электромехаником работу;

- применять безопасные приемы выполнения работ, а также средства индивидуальной и коллективной защиты;

- содержать в исправном состоянии и чистоте внутреннее вагонное оборудование, съемный инвентарь, а так же форменную и специальную одежду;

- выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков, надписей, громкоговорящей связи, звуковых и световых сигналов, подаваемых машинистами, водителями транспортных средств, составителями поездов и другими работниками железнодорожного транспорта;

- быть предельно внимательным в местах движения транспорта;

- проходить по территории вагонного участка и железнодорожной станции (далее-станции) по установленным маршрутам, пешеходным дорожкам, проходам и переходам, быть внимательным в темное время суток, при гололеде и при плохой видимости;

- соблюдать меры безопасности в местах движения транспорта, при переходе железнодорожных путей для ос­мотра вагонов, обходя различные сооружения, устройства, приспособле­ния, механизмы и материалы, расположенные на междупутье:

1) переходить пути только под прямым углом, предварительно убедившись, что в этом месте нет движущего на опасном расстоянии подвижного состава;

2) обходить подвижной состав, стоящий на пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;

3) проходить между расцепленными вагонами, если расстояние между авто­сцепками этих вагонов не менее 10 м;

- при прохождении вдоль путей по обочине или посередине междупутья:

1) необходимо идти по одному, друг за другом;

2) обращать внимание на движущиеся по путям подвижные составы;

- при переходе пути, занятого подвижным составом:

1) пользоваться только переходными площадками вагонов, убедившись в исправности поручней и подножек и в отсутствии движущегося по смежному пути другого подвижного состава;

2) при сходе с переходной площадки вагона держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, предварительно осмотрев место схода;

- при выходе на путь из помещения или из-за зданий, которые затрудняют видимость пути:

1) предварительно убедиться в отсутствии движущего по пути подвижного состава;

2) в темное время суток подождать, пока глаза не привыкнут к темноте;

- быть предельно внимательным в местах движения транспорта;

- уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;

- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленный ре­жим труда и отдыха;

- при работе в зимнее время для предот­вращения переохлаждения и обморожения работник должен использовать теплозащитную спецодежду и обувь, а так же средства от обморожения;

- знать и соблюдать требования настоящей Инструкции;

- сообщить начальнику пассажирского поезда:

1) об обнаружении нарушений требований настоящей Инструкции;

2) о возникновении ситуаций создающих опасность для жизни людей или являющихся предпосылками к аварии, а так же в случае, если произошел несчастный случай с ним или другим работником;

3) о неисправностях оборудования, инструмента, защитных систем, приспособлений и СИЗ.

1.8. Проводник должен выполнять требования пожарной безопасности согласно «Инструкции по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирского поезда ЦЛ-ЦУО/448 и «Вагоны пассажирские. Требования пожарной безопасности» ВНПБ-03:

- курить в вагоне запрещено;

- не использовать электронагревательные приборы, не оборудо­ванных для этих целей;

- не подходить с открытым огнем к газосварочному аппарату, газовым балло­нам, аккумуляторным ящикам, легковоспламеняющимся жидкостям, материалам и окрасочным камерам;

- не применять неисправную электропроводку и неисправные элек­троприборы;

- не допускать скопления горючего мусора в вагоне, а также не загромождать пути эвакуации, не блокировать аварийные выходы;

- уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения.

1.9. В целях пожарной безопасности проводник должен знать:

- сигналы пожарной тревоги и способы сообщения о пожаре. Перед отправлением в рейс необходимо проверить исправность работы пожарной сигнализации и двигателя установки пожаротушения, а в пути следования необходимо следить за их исправностью. Пожарная сигнализация и установка пожаротушения должны постоянно находиться в дежурном режиме;

- типы имеющихся в вагонах переносных огнетушителей по виду используемых в них огнетушащих веществ, их технические характеристики и порядок работы с ними при пожаре. Перед отправлением в рейс огнетушители должны быть опломбированы и указаны сроки их испытаний;

- назначение, устройство самоспасателя промышленного изолирующего (СПИ-20, ГДЗК, ГДЗКУ), и порядок их использования при эвакуации пассажиров в случае возникновения пожара.

1.10. В целях пожарной безопасности проводникам вагонов не допускается:

- перевозить и хранить взрывоопасные вещества, легко-воспламеняющиеся и горючие жидкости;

- пользования пассажирами открытым огнем, провоза легко-воспламеняющихся и горючих жидкостей,

- применять для освещения открытый огонь (свечи без фонарей, керосиновые лампы и прочее);

применять для приготовления пищи и других надобностей керосинки, примусы, спиртовые горелки, газовые приборы, а также утюги, электрические чайники, плитки и другие электробытовые приборы, не предусмотренные электрической схемой электрооборудования вагона;

загромождать вещами пути эвакуации пассажиров (коридоры и тамбуры вагона);

Проводник должен контролировать выполнение требований пожарной безопасности пассажирами, показания электроизмерительных приборов и сигнализации пульта управления электрооборудованием вагона..

1.11. Проводник должен обеспечиваться сертифицированной спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты согласно приказа Минздравсоцразвития России № 582н от 22.10.2008г. «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи сертифицированной спецодежды, спецобуви и других СИЗ работникам ж.д. транспорта РФ»:

Халат хлопчатобумажный Туфли с хромовым верхом на полиуретановой подошве Перчатки с полимерным покрытием Перчатки резиновые или перчатки из полимерных материалов Плащ для защиты от воды Жилет сигнальный 2 класса защиты Куртка на утепляющей подкладке Валенки (сапоги валяные) с резиновым низом Очки защитные (зимой дополнительно) 2 на год 1 пара на год 6 пар на год 12 пар на год 1 на 3 года 1 на год Дежурная (1 на 2 года) 1 пара на 1 год До износа

Проводник должен следить за исправностью специальной одежды, сроками ее носки, своевременно сдавая ее в стирку и ремонт.

1.12. Проводнику запрещается:

- переходить или перебегать пути перед движущимся подвижным составом;

- подлезать под вагонами;

- становиться или садиться на рельс;

- садиться на подножки вагонов или локомотивов и сходить с них во время движения;

- находиться на междупутье между поездами при безостановочном их следова­нии по смежным путям;

- переходить стрелки, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков,

- становиться между остряком и рамным рельсом, подвиж­ным сердечником и усовиком, в желоба на стрелочном переводе;

- находиться в местах, отмеченных знаком «Осторожно! Негабаритное место», а также около этих мест при прохождении подвижного состава;

- находиться под поднятым и перемещаемым грузом;

- наступать на электрические провода и кабели;

- прикасаться к оборванным проводам и другим легко доступным токоведущим частям;

- при выполнении работ, приближаться самим или с применяе­мыми приспособлениями к находящимся под напряжением проводам или частям контактной сети на расстояние менее 2м;

- прикасаться к оборванным проводам контактной сети и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они земли и заземленных конструкций или нет;

- подниматься на крышу вагона, находиться на ней или выполнять какие-либо работы, складная лестница для подъема на крышу должна быть сложена и заперта трехгранным ключом на замок и опломбирована;

- прикасаться к электрооборудованию электроподвижного состава до отключения напряжения.

1.13. Работник, обнаруживший обрыв проводов или других эле­ментов контактной сети, свисающие с них посторонние предметы, должны:

- немедленно сообщить об этом руководителю (начальнику пас. поезда), диспетчеру или в ближайший районный пункт контактной сети;

- до прибытия ремонтной бригады опасное место оградить любыми подручными средствами;

- следить, чтобы никто не приближался к оборванным проводам на расстояние менее 8 м;

- в случае попадания в зону "шаговых напряжений" покинуть ее, соблюдая следующие меры безопасности:

1) нельзя отрывать подошвы от поверхности земли и делать широкие шаги;

2) передвигаться только «гусиным шагом» - пятка шагающей ноги, не отрываясь от земли, приставляется к носку другой ноги.

Выходя на железнодорожный путь из помещений участка, вагона или зданий, ухудшающих видимость пути, необходимо предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава, а в темное время суток, кроме того, подождать, пока глаза привыкнут к темноте.

1.14. В пути следования проводнику необходимо обращать внимание на звуки, издаваемые работающими электродвигателями, генератором, приводом к нему, ходовыми частями вагона. При возникновении посторонних звуков, а также вибраций необходимо сообщить об этом поездному электромеханику или начальнику поезда.

1.15. Проводник должен соблюдать правила личной гигиены:

- Работник поездной бригады должен быть одет в форменную одежду в соответствии с требованиями, установленными приказом ОАО «РЖД», иметь опрятный внешний вид (прическа, руки и т. п.);

- Личную одежду и специальную одежду необходимо хранить отдельно друг от друга;

- Необходимо соблюдать правила личной гигиены, мыть руки теплой водой с мылом перед едой и по необходимости, а также после каждой уборки вагона и приема использованного постельного белья;

- После уборки туалетов, а также в случае выявления больного с подозрением на инфекционное заболевание должна проводиться дополнительная гигиеническая обработка рук с применением дезинфицирующих средств и последующим мытьем теплой водой.

- Проводнику необходимо соблюдать санитарные требования к условиям хранения и приема пищи. Воду пить только кипяченую или бутилированную. Отдыхать и принимать пищу следует в купе для отдыха, имеющего соответствующее оборудование. Спать следует на нижней полке в купе для отдыха, используя постельное белье.

1.16. При нахождении на железнодорожных путях проводник должен соблюдать следующие требования:

К месту работы и с работы проходить только по специально установленным маршрутам, обозначенным указателями "Служебный проход":

Маршруты служебного прохода на работу и с работы:

С привокзальной площади работники для прохода к зданию резерва проводников, столовой, туалета, складам ЛВЧ-26 должны подняться по лестничному маршу, пройти по пешеходному мосту через парк «Б», спуститься с моста на 3-ю посадочную платформу, далее пройти по 3-ей посадочной платформе вдоль 10 – го пути и по служебным проходам, обозначенных указателями «Служебный проход».

По прибытию работников на пассажирском поезде или электропоезде на 1-ю или 2-ю посадочную платформу парка «Б», они должны подняться по лестничному маршу на пешеходный мост, далее пройти по мосту через парк «Б» и спуститься на 3-ю посадочную платформу, далее вдоль 10 – го пути и по служебным проходам, обозначенных указателями «Служебный проход». Хождение по путям парка «Б» запрещено.

Обратно следуют тем же маршрутом.

Маршруты служебного прохода в ремонтно - экипировочном парке «Г»:

- К составу, находящемся на пути № 1 парка «Г», проход установлен вдоль 1 пути и междупутью 1 и 2 путей.

- К составам, находящимся на №№ 2, 4, 5, 6, 7 путях проход установлен по междупутью этих путей. Работники, убедившись в отсутствии приближающегося поезда или маневровых работ, пересекают под прямым углом путь № № 1, 2, 4, 5, 6, 7 и далее следуют в нужное направление.

- Выход на междупутья в нечетной горловине осуществляется по охраняемому переезду.

- В середине парка «Г» проход установлен по расцепкам (растяжкам между вагонами), расстояние между автосцепками расцепленных вагонов должна быть не менее 10 метров.

- В четной горловине – в районе контрольных столбиков на расстоянии не менее 5 метров от автосцепки.

- Проходы обозначены указателями «Служебный проход». Обратно следуют тем же маршрутом.

На тракционные пути участка:

Для прохода к зданию пригородного вокзала, ремонтных путей ЛВЧ-26, душевым ЛВЧ-26, камере хранения ЛВЧ-26, участку колесно-роликовому, участку единой технической ревизии вагонов работник должен пройти через парк «Б» по пешеходному мосту, выйти из здания пригородного вокзала на перрон 5-го приемоотправочного пути, повернуть направо и далее следовать по перрону до входных ворот на ремонтные пути.

1.17 Проводнику во время подготовки вагона в рейс и в пути следования запрещается:

прикасаться к оборванным и оголенным проводам, контактам и другим легко доступным токоведущим частям электрооборудования вагона;

открывать подвагонные ящики с высоковольтной аппаратурой и аккумуляторными батареями, распределительные щиты, шкафы и пульты управления, кожухи электропечей, электрокалориферов, электро-нагревателей котла отопления.

ремонтировать и регулировать радиооборудование, электрическое оборудование системы кондиционирования воздуха и другое электрооборудование вагона;

подниматься на крышу вагона для производства каких-либо работ.

производить какую-либо работу в вагоне при производстве маневровой работы. Необходимо прекратить работу, сесть на нижнюю полку и не производить никаких работ до полной остановки состава.

1.18. В случае получения травмы или заболевания в пути следования проводник должен прекратить работу, самому или через другого члена поездной бригады поставить в известность начальника поезда, а в пункте формирования - руководство резерва проводников и обратиться за помощью в медпункт или ближайшее медицинское учреждение.

При травмировании других работников, проводник должен оказать первую помощь пострадавшему согласно инструкции № 182, сообщить об этом начальнику поезда.

1.19. При обнаружении нарушений настоящей Инструкции или неисправностей какого-либо оборудования вагона, а также средств индивидуальной защиты и пожаротушения проводник должен сообщить об этом начальнику поезда или поездному электромеханику.

1.20. Проводник, не выполняющий требования настоящей Инструкции, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: