Рабство

1. Историография.

a. Струве. Рабство господствует на ДВ, и из него растут все ноги. Формационный подход.

b. Дьяконов и Якобсон – оппозиция Струве. Считают, что рабство не может определять хозяйство в принципе. Рабский труд не эффективен (нет стимула, огромные ресурсы для удержания рабов), определяющий всегда труд свободных. Однако, это не опровергает идею формационного подхода.

2. Возникновение рабства. Ирригация в долинах крупных рек => огромные урожаи => есть излишки => врагов-мужчин теперь не умервщляют, а обращают в рабство, как и женщин. Теперь это возможно еще и потому, что бронза => более совершенны средства умервщления (Дьяконов, вслед за ним – Емельянов). Эти военнопленные в общинах – на правах младших родственников.

3. Источники рабства.

a. Военное. Пока не было металла – только женщин и детей, затем и мужчин (Емельянов). Последних, впрочем, сажали исключительно на государственную землю (Якобсон).

b. За долги. Патриархальное, на правах младшего члена семьи.

c. За провинности (в Египте – за нарушение ирригации).

4. Социальный аспект. Рабы не осознавали себя как единый класс. Имели статус живых трупов и не были против, т.е. отноислись к этому статусу вполне серьезно. Долговое рабство не могло длиться более 3 (Хаммурапи) или 6 лет (Семиты). Освобождение – редкость.

5. Внеэкономическое принуждение, его значение и формы. Вся древность – эпоха господства внеэкономических средств принуждения, т.к. производительность человеч. труда слишком низка, чтобы окупать наем. Продукты ремесла намного дороже по сравн. с современностью, т.к. нет промышленности, любой товар – штучный. Формы внеэкономического принуждения:

a. Рабство (у клиента отбирают все продукты его труда, взамен дают минимум для того, чтобы выжить).

b. Рентная эксплуатация (клиента сажают на землю, большую часть продукта он отдает дяде, нек. часть оставляет себе).

6. Виды рабства. Рабство бывает классическое и патриархальное. На востоке классическое невозможно, т.к.:

· несовершенство орудий уничтожения (Дьяконов)

· нужно слишком много надсмотрщиков (потому 3 дин. Ура и загнулась в 100 лет - Ладынин)

· родственные и культурные связи не позволяют одному общиннику плохо обращаться с другим;

а потому два варианта:

a. Рабство патриархальное. Два-три раба – «члены» (только в кавычках!) общины, почти наравне с младшими родственниками. Параллельно с простыми рабами существовали «крепостные» (на Западе - serfs) – прикреплены к земле, оторваны от общины, но могут быть субъектами права (хеттские «рабы», мушкенумы). Они – государственный сектор, в то время как собственно рабы - частные. Положение собственно рабов лучше.

b. Гос-земля делится на мелкие хозяйства, в каждом – хозяин и рабы, с хозяина – рента. Но у этого хозяина все равно нет собственности на землю.

Община

1. Историография.

a. Струве и вся советская историография за ним полагает общину в древности пережитком первобытки. Разложение общины – прогресс.

b. Дьяконов и Якобсон полагают общину единственно возможной ячейкой производства на ДВ. Община возникает сама собой, в любых условиях (так, «вторичные» общины ремесленников на великих стройках в Египте). Даже там, где, казалось бы община задавлена (Египет) можно по документам установить общину «идеологическую» (весь Египет как одна община вокруг фараона). Разложение общины – не показатель. В чём согласны со Струве: община – это явление ещё из животного мира. Историю общины (в т. ч. соотношение общины и государства) выдвигают как основу для периодизации истории древнего мира (статья 97 года в ВДИ).

2. Эволюция общины от родовой к соседской. Усиление обмена => сложность сохранения общности только по родовому признаку => соседская община.

3. Функции общины. Коллективные землевладение, землепользование и защита равноправных общинников. Существует два сектора в экономике: государственный и частный (общинный). Внутри общины дела раздела земли и её обработки. Также мелкое строительство. Члены общины равноправны и отвечают друг за друга. Отсюда её выгодность для гос-ва: круговая порука. Авторитетность общины: изгнание – серьезное наказание.

4. Власть в общине. Военная демократия (Якобсон): совет старейшин решает вопросы, на сходке решения утверждаются, на ней же выбирают одного или двух вождей, который общаются со внешним (в т.ч. и с божественным) миром. Эти вожди не работают, а получают еду от других. В этом – основа эксплуатации и имущественного расслоения. Государство возникает как аппарат насилия для сбора средств, на которые живет этот вождь. Налоги, войско. Иногда налоги прямые (т.е. деньгами или продуктами), иногда – косвенные (ср. в Шумере – в виде участка земли, отдаваемого в храмовое пользование; на этом участке – гос-рабы; или в виде отработки на ирригации).

5. Община и гос-во. Либо сосуществуют с политической автономией общины или даже поглощением ею государственных функций («ранняя древность». Номы, полисы). Либо государство полностью подчиняет общину («поздняя древность»). Человек имеет долг как перед государством, так и перед общиной. Хорошо, если они совпадают. А если нет? Тогда попытки со стороны государства подавить общину. Для понимания важности общины ср. Египет и Месопотамию в начале 2 тыс: и там и там глобальные потрясения, но в Египте общины нет, а в Месопотамии есть. Результат: в Египте все думают, что все, здецпи, в Месопотамии же – ничего, сносно.

-Черты экономического развития.

Существует три пути развития стран дрвенего Востока с соответствующими достижениями в области материальной культуры:

а. Шумер и Средний Элам.

Экономика. Земля делится на общинную и храмовую. Впоследствии вторая превратилась в государственную. Она преобладает. Община владеет своей землей. Общинник обрабатывает свою землю силами своими и своих родственников. Возможны также кабала и рабство. Люди, обарабатывающие государственную землю, имеют ее условно (выдается за службу, причем не семье, а индивидуально; может быть отнята или перераспределена по решению администрации). Некоторые служащие за службу получали не землю, а паек.

Политика. У Евфрата много рукавов => больше предпосылок к существованию номовых государств, чем в Египте, где единая магистраль. Баланс государства и общины.

Социум. Т.о., сословное деление на свободных общинников и более низких по статусу служащих, которые владеют землей условно. Однако было и другое деление, е совпадавшее с сословным:

· храмовая знать, которая могла и не иметь земли, но распоряжавшаяся государственной землей, как своей;

· средний класс; для него рабский труд – подсобный, в осн. все своими силами; крстьне и ремесленники; сюда же – не очень состоятельные владельцы условной земли.

· низший класс – рабы и люди, находящиеся в других типах зависимости

б. Египет.

Экономика. Из-за сильной роли государства, общинная земля если и была, то очень скоро поглотилась государственной.

Политика. Единая речная магистраль, с двух сторон – пустыня => цивилизация вытянута => маловероятен сепаратизм номов (проще быть независимым, когда номы расположены кучкой, чем когда они в строчку; к тому же, если номы в кучку, соседям легче смириться с сепартизмом одного нома, чем если они в строчку и отделение одного нома сводит на нет всю ирригацию). Поэтому здесь с самого начала – сильное государство и мала роль общины. В принципе, не сильно отличается от Шумера, так как там в конце концов сложилась та же ситуация, только юзание государственных земель чиновниками и жрецами происходило неформально.

в. Хетты, Миттани и др.

Экономика. Нет рек, есть предгорья, поэтому для достижения тех же целей нужно гораздо больше времени. Кроме с/х очень важны скотоводство, торговля, ремесло.

Социум. Вроде бы, в таких условиях главенствовать должна община, но из-за отставания в развитии, такие державы успели подвергнуться влиянию государств первых двух типов => кое-где государство, а не община, было главным.

Политика. Иногда складывались военные союзы ряда номов вокруг сильного соседа.

Раздвоение этого типа государств на античное (полис) и другой (большая часть населения в результате – под государством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: