И античное рабство

Преждевременная история человечества была связана с пе_

реводом от присваивающего хозяйства (рыболовства, охоты и со_

бирательства) к земледелию и скотоводству, это стало основой

становления изготовляющей экономики, основными результата_

ми которой возникают появление новых форм жилья и переход

к крепкой оседлости.

Самой распространенной линией перехода к производящей

экономике была линия сложения земледельческо_скотоводче_

ского хозяйства на базе высокоразвитой экономики собирателей

и охотников.

В двух своих вариантах — прежде всего земледельческом

и прежде всего скотоводческом — эта линия была наиболее ха_

рактерна для Передней Азии, овладевавшей территорией совре_

менных Сирии, Ирана, Ирака, Турции и стран Восточного Сре_

диземноморья.

В этих регионах было сконцентрировано много видов расте_

ний и диких животных, которые могли служить исходным мате_

риалом для одомашнивания.

Кроме того, по праву Азия считается родиной большинства

культурных растений и одомашненных животных, на разведении

которых основывалось в древности и основывается сейчас хозяй_

ство значительной части Евразии, в том числе и в нашем государ_

стве.

Сложившемуся способу производства в странах Азии были ха_

рактерны следующие черты:

1) государственное или государственно_общинное владение

землей;

2) наличие сильного объединяющего начала:

а) деспотического (когда сообществом руководит глава

в племени семьи);

б) демократического (когда власть в сообществе принад_

лежит отцам семейств);

3) формальная свобода членов сообщества.

Возникновение и существование общинных взаимоотноше_

ний были во многом обязаны тому обстоятельству, что строитель_

ство и использование ирригационных каналов (оросительных си_

стем) возможно было только в результате совместных усилий.

В силу этого обстоятельства ни один строитель не мог претендо_

вать на какую_то часть построенной ирригационной системы,

в силу чего сама эта система могла находиться исключительно

в государственной (общинной) собственности.

Необходимо также учитывать и то обстоятельство, что в усло_

виях засушливого климата ценность имеет не всякий, а только та_

кой земельный участок, который может получить необходимое

увлажнение. Второе обстоятельство еще более усиливало пози_

цию владельцев оросительных систем, давало им фактически

неограниченное право привлекать свободных общинников к не_

сению трудовой повинности. Таким образом, в азиатской (по

крайней мере, преобладающей) форме не существовало собствен_

ности отдельного лица, а существовало лишь его владение, при

этом действительным, настоящим собственником являлась об_

щина.

Если азиатский способ производства предполагал в качестве

своего базиса земельную площадь как таковую, то основу антич_

ной формы составлял город как созданное место поселения

(центр) землевладельцев (земельных собственников), при этом

пашня являлась территорией города, а крестьянин был горожани_

ном (т.е. гражданином данного государства) только в силу того,

что был собственником части пахотных земель. Таким образом,

у античных народов, классическим примером которых являются

римляне (у них это проявляется в самой чистой форме), государ_

ственная земельная собственность одновременно выступала

в двух качествах — государственной земельной и частной земель_

ной собственности.

По своей социально_экономической сути рабство — это труд

одних людей (рабов) на других, соединенный с личной принад_

лежностью трудящегося рабовладельцу — тому, кто присваивает

продукт его труда. Рабство, будучи преимущественно интенсив_

ной моделью развития хозяйства, основано на увеличении коли_

чества производимого продукта за счет увеличения численности

работников (рабов).

Производительные силы античного рабства, по Варрону, —

это орудия трех видов: говорящие (рабы), мычащие (быки) и не_

мые (сельскохозяйственный инвентарь), при этом главной про_

изводительной силой античной системы хозяйства был раб.

По словам Колумеллы, «труд, основанный на рабстве, приносил

величайший вред: рабы дурно пахали землю, воровали зерно, при за_

кладке урожая на хранение неверно отражали его количество в счет_

ных записях». Дешевая рабочая сила также не могла стимулировать

внедрение технических усовершенствований. Все это, вместе взятое

(низкое качество рабочей силы и технический застой), в конечном

счете способствовало массовому разорению землевладельцев, отми_

ранию экономической системы, при которой основой производ_

ственных отношений является собственность рабовладельца на все

элементы производства, в том числе и на работника — раба.

История выделяет 3 этапа развития античного рабства:

1) складывание — с XII—VIII вв. до н. э. (Китай времен Чжоу_

ского царства) и IX—VIII вв. до н.э. (Греция «Гомеровской

эпохи») до VIII—VI вв. до н. э. (Италия);

2) утверждение и развитие — с VIII—III вв. до н. э. (Китай вре_

мен рабовладельческих царств периода Чуньцю_Чжаньго),

V—IV вв. до н. э. (Греция эпохи полисов в период их расцвета)

до III—I вв. до н. э. (Италия времени Римской республики

поздней поры);

3) распад — со II в. до н. э. (Ханьская империя на Востоке) до

V в. н. э. (Римская империя на Западе).

Отличительная хозяйственно_экономическая черта первого

этапа — рост производства за счет расширяющегося применения

труда рабов.

Второй этап связан с достижением максимальной ресурсоотда_

чи труда рабов; это этап расцвета городов_государств, сведенных

к одному центру («полису» в Греции, «го» в Китае, «цивитасу»

в Италии), это этап укрепления собственности и приобретения ею

двойного содержания (о чем сказано выше).

Третий этап античного рабства — это этап несоответствия воз_

можностей подневольного труда все более возрастающим обще_

ственным потребностям, в связи с чем рабовладельческое обще_

ство приходит к решению двух взаимосвязанных проблем:

1) изменению статуса рабочей силы, ее раскрепощению (что

объективно ведет к зарождению феодальных отношений);

2) оснащению труда более эффективными устройствами (тех_

никой) и способами (технологией), что является необходи_

мым условием товарного производства.

Именно на этой стадии в Римской империи происходит зарож_

дение феодальных отношений (от лат. feudum — феод, владение)

в форме колоната — такой формы отношений между мелкими

сельскими производителями (колонами) и крупными землевла_

дельцами, при которой арендатор земельного участка платит

арендную плату натурой или деньгами и выполняет натуральные

повинности.

Таким образом, разложение античного рабства в Римской

империи сопровождалось изменением социального статуса ра_

ба: этот процесс шел, например, в направлении от колона к вил_

лану — крестьянину, находящемуся в поземельной зависимости

от феодала (при сохранении личной свободы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: