Преждевременная история человечества была связана с пе_
реводом от присваивающего хозяйства (рыболовства, охоты и со_
бирательства) к земледелию и скотоводству, это стало основой
становления изготовляющей экономики, основными результата_
ми которой возникают появление новых форм жилья и переход
к крепкой оседлости.
Самой распространенной линией перехода к производящей
экономике была линия сложения земледельческо_скотоводче_
ского хозяйства на базе высокоразвитой экономики собирателей
и охотников.
В двух своих вариантах — прежде всего земледельческом
и прежде всего скотоводческом — эта линия была наиболее ха_
рактерна для Передней Азии, овладевавшей территорией совре_
менных Сирии, Ирана, Ирака, Турции и стран Восточного Сре_
диземноморья.
В этих регионах было сконцентрировано много видов расте_
ний и диких животных, которые могли служить исходным мате_
риалом для одомашнивания.
Кроме того, по праву Азия считается родиной большинства
культурных растений и одомашненных животных, на разведении
которых основывалось в древности и основывается сейчас хозяй_
ство значительной части Евразии, в том числе и в нашем государ_
стве.
Сложившемуся способу производства в странах Азии были ха_
рактерны следующие черты:
1) государственное или государственно_общинное владение
землей;
2) наличие сильного объединяющего начала:
а) деспотического (когда сообществом руководит глава
в племени семьи);
б) демократического (когда власть в сообществе принад_
лежит отцам семейств);
3) формальная свобода членов сообщества.
Возникновение и существование общинных взаимоотноше_
ний были во многом обязаны тому обстоятельству, что строитель_
ство и использование ирригационных каналов (оросительных си_
стем) возможно было только в результате совместных усилий.
В силу этого обстоятельства ни один строитель не мог претендо_
вать на какую_то часть построенной ирригационной системы,
в силу чего сама эта система могла находиться исключительно
в государственной (общинной) собственности.
Необходимо также учитывать и то обстоятельство, что в усло_
виях засушливого климата ценность имеет не всякий, а только та_
кой земельный участок, который может получить необходимое
увлажнение. Второе обстоятельство еще более усиливало пози_
цию владельцев оросительных систем, давало им фактически
неограниченное право привлекать свободных общинников к не_
сению трудовой повинности. Таким образом, в азиатской (по
крайней мере, преобладающей) форме не существовало собствен_
ности отдельного лица, а существовало лишь его владение, при
этом действительным, настоящим собственником являлась об_
щина.
Если азиатский способ производства предполагал в качестве
своего базиса земельную площадь как таковую, то основу антич_
ной формы составлял город как созданное место поселения
(центр) землевладельцев (земельных собственников), при этом
пашня являлась территорией города, а крестьянин был горожани_
ном (т.е. гражданином данного государства) только в силу того,
что был собственником части пахотных земель. Таким образом,
у античных народов, классическим примером которых являются
римляне (у них это проявляется в самой чистой форме), государ_
ственная земельная собственность одновременно выступала
в двух качествах — государственной земельной и частной земель_
ной собственности.
По своей социально_экономической сути рабство — это труд
одних людей (рабов) на других, соединенный с личной принад_
лежностью трудящегося рабовладельцу — тому, кто присваивает
продукт его труда. Рабство, будучи преимущественно интенсив_
ной моделью развития хозяйства, основано на увеличении коли_
чества производимого продукта за счет увеличения численности
работников (рабов).
Производительные силы античного рабства, по Варрону, —
это орудия трех видов: говорящие (рабы), мычащие (быки) и не_
мые (сельскохозяйственный инвентарь), при этом главной про_
изводительной силой античной системы хозяйства был раб.
По словам Колумеллы, «труд, основанный на рабстве, приносил
величайший вред: рабы дурно пахали землю, воровали зерно, при за_
кладке урожая на хранение неверно отражали его количество в счет_
ных записях». Дешевая рабочая сила также не могла стимулировать
внедрение технических усовершенствований. Все это, вместе взятое
(низкое качество рабочей силы и технический застой), в конечном
счете способствовало массовому разорению землевладельцев, отми_
ранию экономической системы, при которой основой производ_
ственных отношений является собственность рабовладельца на все
элементы производства, в том числе и на работника — раба.
История выделяет 3 этапа развития античного рабства:
1) складывание — с XII—VIII вв. до н. э. (Китай времен Чжоу_
ского царства) и IX—VIII вв. до н.э. (Греция «Гомеровской
эпохи») до VIII—VI вв. до н. э. (Италия);
2) утверждение и развитие — с VIII—III вв. до н. э. (Китай вре_
мен рабовладельческих царств периода Чуньцю_Чжаньго),
V—IV вв. до н. э. (Греция эпохи полисов в период их расцвета)
до III—I вв. до н. э. (Италия времени Римской республики
поздней поры);
3) распад — со II в. до н. э. (Ханьская империя на Востоке) до
V в. н. э. (Римская империя на Западе).
Отличительная хозяйственно_экономическая черта первого
этапа — рост производства за счет расширяющегося применения
труда рабов.
Второй этап связан с достижением максимальной ресурсоотда_
чи труда рабов; это этап расцвета городов_государств, сведенных
к одному центру («полису» в Греции, «го» в Китае, «цивитасу»
в Италии), это этап укрепления собственности и приобретения ею
двойного содержания (о чем сказано выше).
Третий этап античного рабства — это этап несоответствия воз_
можностей подневольного труда все более возрастающим обще_
ственным потребностям, в связи с чем рабовладельческое обще_
ство приходит к решению двух взаимосвязанных проблем:
1) изменению статуса рабочей силы, ее раскрепощению (что
объективно ведет к зарождению феодальных отношений);
2) оснащению труда более эффективными устройствами (тех_
никой) и способами (технологией), что является необходи_
мым условием товарного производства.
Именно на этой стадии в Римской империи происходит зарож_
дение феодальных отношений (от лат. feudum — феод, владение)
в форме колоната — такой формы отношений между мелкими
сельскими производителями (колонами) и крупными землевла_
дельцами, при которой арендатор земельного участка платит
арендную плату натурой или деньгами и выполняет натуральные
повинности.
Таким образом, разложение античного рабства в Римской
империи сопровождалось изменением социального статуса ра_
ба: этот процесс шел, например, в направлении от колона к вил_
лану — крестьянину, находящемуся в поземельной зависимости
от феодала (при сохранении личной свободы).