1) XIX – ассириология как часть библейской критики
2) Конец XIX – нач. XX в. – теория «панвавилонизма»
3) Издание трудов по дешифровке клинописи Г.Раулинсона
4) Дж.Смит собрал «Эпос о Гильгамеше»
5) Конец XIX – издание многотомных сборников
6) Вт.пол. XX в. – американцы присоединились к работам, публикация Крамера материалов из музеев разных стран
7) Исследования Бецольда, Майснера, Олмстеда, Оппенхейма
8) 40-50-е – работы американского шумеролога Якобсена. Этапы становления государственности. Идеализация восточной деспотии
9) анализ законов Хаммурапи
10) «панвавилонизм» в трудах Делича и Винклера
11) значительное внимание проблемам этногенеза
12) рубеж веков – Майснер и Кошакер основывают свои работы на теории циклизма Мейера (феодальное общество)
13) фактографическое направление
14) издание и комментарии деловых документов – Фалькенштейн, Оппенхейм, Гельб, Леманс
15) ведущие ассириологические школы: США, Франция, Италия, Голландия, Турция, Ирак
Изучение истории Месопотамии в отечественной науке.
1) основатель русской «школы» – М.В. Никольский, 2-томник «Документы хозяйственной отчетности древнейшей Халдеи» (1908, 1915) – 500 хоздоков III тыс.
2) Тураев «История Древнего Востока» - культура и история Месопотамии
3) Шилейко – переводы мифологических и исторических произведений
4) Тюменев «Государственное хозяйство древнего Шумера» (1956)
5) Струве «История Древнего Востока» (1941), вывод о рабовладельческом характере древневосточного общества
6) Дьяконов И.М. – проблемы соотношения государственного и общинно-частного секторов экономики, роль общины, характер рабства, роль городов и торговли, переход от родовых форм управления к монархизму, проблемы письменности и языков
7) Дандамаев – рабство и др. формы зависимости в поздней Вавилонии
8) Массон – переход от первобытнообщинного к раннеклассовому обществу
9) Археологические раскопки с 1969 г. в Ираке
10) академический многотомник «История Древнего Востока»