Культура Рима в период Республики и Ранней империи

В эпоху Поздней республики (II-I вв. до Р.Х.) началась романизация провинций, а также эллинизация самого Рима и всего римского общества, поскольку после подчинения Греции в середине II в. в Рим начался приток «сливок» греческого общества: художников, философов, учителей и риторов. Римляне признавали более высокий уровень греческой культуры, поэтому ее представители вошли во многие интеллигентские кружки, а греческим языком пользовалось высшее римское общество, что изредка приводило к злоупотреблениям, когда греческая культура за счет уничижения национальной абсолютизировалась и выдвигалась как предельно совершенная. Впрочем, именно в эпоху поздней республики родились национальная римская литература, театр, историография; были разработаны каноны оформившегося к рубежу веков литературного латинского языка, то есть восприятие греческих традиций происходило на национальной основе.

С другой стороны, эллинизация часто носила поверхностный характер, поскольку римляне усваивали не лучшие традиции эллинистической цивилизации, а связанные, в первую очередь, с увлечением роскошью. В Риме воздвигались огромные безвкусные виллы, устраивались баснословные пиры, ценились деликатесы (например, паштет из соловьиных язычков) и т. д.

Необузданное стремление к роскоши во все времена приводило людей к огромным долгам и порче нравов. Идеал неприхотливой простой жизни постепенно приходил в забвение. Процветало воровство, взяточничество и злоупотребление властью. Безземельные граждане в Риме требовали «хлеба и зрелищ». С начала II в. до Р.Х. в обычай входят звериные травли. Ради остроты зрелища зверей стравливали между собой, заставляли драться с людьми. Необычайное развитие получают в Риме гладиаторские бои. Гладиаторские бои устраивались в этрусских городах еще в VI в. до Р.Х. От этрусков они перешли в Рим. Впервые в 264 г. до Р.Х. в Риме был устроен бой гладиаторов, но в течение последующих полутора столетий гладиаторские игры носили характер частного представления и устраивались на поминках знатных людей (они назывались погребальными играми). Но постепенно популярность гладиаторских боев растет. В 105 г. до Р.Х. они были объявлены частью публичных зрелищ и об их устройстве стали заботиться магистраты. Наряду с магистратами имели право давать бои и частные лица. Самое удивительное, что в гладиаторских играх усматривали воспитательное значение.

Драматургия. Римляне осознали, что греческая литература неизмеримо выше их собственной и превзойти ее достаточно сложно, поэтому выдвинулись авторы, которые переделывали греческие произведения на римский манер, чем, в частности, характеризовалось творчество комедиографов Плавта и Теренция.

Плавт (250–184) стал родоначальником римской комедии паллиаты (паллиум – актерский плащ). Основные персонажи комедий, будучи римлянами, оказывались в условиях Греции, и тогда происходило столкновение греческих и римских реалий, создававших комические ситуации.

Линию Плавта развил его младший современник, в чем-то более одаренный вольноотпущенник Теренций (195–159). Большую роль в комедиях Теренция играли вводные «Прологи», в которых шла полемика с соперниками. «Прологи» можно рассматривать как пример ранней литературной критики.

Поэзия и риторика. В период поздней республики появился такой крупный поэт, как Лукреций (98–54), создавший эпохальное произведение «О природе вещей», в котором изложил материалистическое учение Эпикура о мире, состоящем из атомов. С этих позиций поэт описывал историю человечества, культуры и религии. Своеобразие трактата состояло в сочетании и слиянии научных и художественных принципов.

Юлий Цезарь провел реформу календаря. В Риме, как в Греции и многих восточных странах, календарь был лунным. До Юлия Цезаря в календаре царила неразбериха, явившаяся одной из причин отсутствия абсолютной хронологии для римской истории.

Цезарь с 45 г. до Р. Х. ввел солнечный календарь, уже существовавший в Египте, и ликвидировал разницу между астрономическим и римским календарями (67 дней). Новый календарь стал называться юлианским.

В эпоху поздней республики родился популярный позднее жанр сатиры, представлявшей собой соединение смешного и серьезного начал в одном произведении, переплетение стихов и прозы, высокого и низкого стилей. Авторы активно привлекали народные басни, анекдоты, притчи и т. д. Первые произведения такого рода стали писать Энний и Луцилий (II в. до Р. Х.).

В позднюю республику совершенствовалась риторика, наука о законах красноречия, чему способствовали и многочисленные политические столкновения, приводившие к судебным процессам. В риторике выделились два направления: аттицизм и азианизм.

Первое течение возникло из ориентации на аттическую литературную традицию, разработанную Дионисием Галикарнасским, выражавшим мысли в четкой, краткой и ясной форме. Наиболее ярким представителем аттического направления в латинской литературе был Юлий Цезарь, занимавшийся, помимо политики, литературными опытами, которые свелись к описанию многочисленных войн. Хрестоматийную известность получили «Записки о галльской войне».

Азианизм характеризовался возвышенностью, пышностью и эффектностью речи, изобиловавшей словесными фигурами. В таком духе начинал оратор Цицерон.

Цицерон (106–43) – одна из гениальных личностей древности, замечательный оратор, создавший множество трактатов, посвященных мастерству устной речи, философии, религии и истории. Ему принадлежало крылатое выражение «История – учительница жизни». Он оставил большое количество писем с красочными описаниями Рима поздней республики. Цицерона нельзя ограничить рамками одного стиля или направления в литературе, поскольку его творчество было многогранным и уникальным.

Искусство. О позднереспубликанском искусстве известно немного. Постройки этого времени практически не сохранились. Из уцелевших примечателен так называемый «круглый храм» рядом с Храмом благоденствия, отличавшийся строгой простотой и конструктивной целостностью, возникшей из сочетания этрусской планировки здания с архитектурным убранством в ионическом стиле. Со времен Цезаря храмы и площади украшались захваченными в чужих краях скульптурами.

Высшим достижением римской пластики стало портретное искусство, возникшее из обычая делать из гипса или воска маску с лица умершего члена семьи. Римские портреты производят впечатление неприятного реализма, поскольку изображают людей властных и жестких, а порой безвольных и бесхарактерных, что отражается в складках на лице и на лбу, морщинах, двойном подбородке, небритой щетине и т. д. – это люди, существование которых лишено жизненного нерва. В портретном искусстве произошла невидимая и пока мало ощутимая утрата нравственных и эстетических идеалов, предварившая новую эпоху.

Литература эпохи Августа (правление 27-14 гг.). (Ранняя Римская империя) Стараниями Августа его время явилось эпохой расцвета культуры, в первую очередь литературы, вершину которой составило творчество поэтов Вергилия, Горация и Овидия.

Вергилий (70–19 гг. до Р. Х.) увлекался любовной поэзией, по духу был близок эпикурейцам. Наиболее крупными произведения – «Буколики», «Георгики» и «Энеида».

Пиком творчества Вергилия явилась «Энеида», эпопея об основании Рима беглецом из Трои Энеем. Значение «Энеиды» состояло в том, что поэт первым среди римлян попытался стать достойным соперником Гомера, создав глобальное эпическое произведение, отразившее дух и историю рождения римского народа.

Гораций (65–8 гг. до Р. Х.) не написал крупных произведений, сопоставимых с трудами Горация. В «Одах», являвшихся небольшими лирическими произведениями, Гораций взял за образец греческую лирику периода архаики (Алкей, Сапфо, Анакреонт) и перенес ее стихотворные размеры в латинский язык. Гораций выдвинул требование умеренности в жизни – «золотой середины», – поэтому яркие подвиги поэта не привлекали.

Третья личность – Овидий (ок. 43 г. до Р. Х. – 18 г. н. э.), родился в состоятельной семье и никогда не нуждался, в отличие от Горация и Вергилия. Наибольшую известность Овидию принесли «Любовные элегии», выражавшие не столько искреннее чувство, сколько блестящую словесную разработку традиционных сюжетов. В элегиях содержится обращение не к конкретной женщине, как у Катулла, а к некоему идеализированному женскому образу. Позднее они легли в основу жанра любовного послания.

В эпоху Августа творил один из известных историков античности Тит Ливий. Он не был столь блестящим исследователем, как Геродот или Фукидид, и по сути являлся кабинетным ученым, описывавшим события, участником которых не являлся. Ливий оказался блестящим компилятором, переработчиком произведений историков прошлых поколений. Именно в его лице римская историография по уровню сравнялась с греческой. В основу изложения Ливий положил дидактику, так как считал, что история должна учить людей нравственно совершенствоваться. Те образцы человеческих личностей, которые он находил в истории ранней республики, являлись идеалом для любого римского гражданина. Язык Ливия признан вершиной латинской прозы, «молочной» латынью, которую в I в. н. э. сменит «серебряная» Корнелия Тацита. Стиль Ливия был очень популярен в эпоху Средних веков и Возрождения.

Строительство эпохи Августа. При Августе развернулось крупное строительство в Риме, который ранее представлял собой город с узкими улочками, тесными площадями, домами в несколько этажей, плотно заселенными бедняками. Август превратил Рим в просторный мраморный город, но практически ничто из построенного им не сохранилось. Самый крупный храм Пантеон (храм всех богов) был первым большим зданием типа ротонды с купольным перекрытием, в котором находился световой колодец. Купол пантеона, послуживший отдаленным прообразом константинопольской «Софии», символизировал небесный свод, место жительства богов. Пантеон позднее сгорел, и нынешнее сооружение относится к началу II в. н. э. Сейчас это христианский храм.

При Тите (79-81) было построено наиболее крупное сооружение ранней Римской империи – Колизей. Здесь проходили грандиозные гладиаторские бои и травли зверей. Сооружение было пронизано идеей невозможности противостояния новой империи.

Правление Траяна (98–117). После Флавиев начался период династии Антонинов (96–192), иногда называемый «золотым веком» Римской империи. Траян построил в Риме огромную площадь, названную по его имени. В центре форума была воздвигнута триумфальная колонна высотой 27 метров, вокруг которой по спирали располагались рельефы, изображавшие покорение Дакии. На вершине колонны красовалась скульптура самого Траяна, позднее замененная изображением апостола Петра. Христианское искусство средневековья восприняло подобную форму триумфальных колонн, на которых изображались новозаветные сюжеты, а сверху водружался крест.

В связи с массовым основанием новых колоний оформилась система межевания земель, проводившаяся специалистами- агрименсорами, – одна из вершин технической мысли римлян, когда территория колоний делилась по декартовой системе координат. Прокладывалась широкая дорога, проходившая через центр города, и другая, пересекавшая ее под прямым углом. В четырех образовавшихся секторах производилось деление на мелкие наделы, распределявшиеся между ветеранами-колонистами. Координаты же участков вычислялись по двум осям.

Правление Адриана (117–137). Следующим правителем династии Антонинов стал Адриан (117–137), усыновленный Траяном. Адриан упорядочил судопроизводство, распорядившись обобщить правотворчество римских юристов предшествовавшего времени, в первую очередь преторов, имевших право вносить дополнения и исправления в существовавшие законы. Так был издан «Вечный Эдикт» (128), благодаря которому римское судопроизводство стабилизировалось, поскольку император стал первой и последней инстанцией права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: