Основные термины из области духовной культуры. Сфера духовной жизни народа издавна привлекает внимание исследователей, представляющих различные отрасли знаний

Сфера духовной жизни народа издавна привлекает внимание исследователей, представляющих различные отрасли знаний. Поэтому количество специальных терминов, приводимых в их работах для характеристики определенных явлений культуры, например описания религиозной обрядности или народного творчества, столь велико и многозначно, что в данном учебном пособии следует не только остановиться на рассмотрении абсолютно общих и, следовательно, наиболее часто используемых этнографами понятий, но и давать им толкования, освещая только этнографическую спецификацию. Подобный подход вполне правомерен, если учесть наличие изданных

-78-

в последнее время и у нас и за рубежом энциклопедических, философских, религоведческих, литературоведческих, искусствоведческих и подобных им словарей. Таким образом, обычные, “словарные” значения терминов в ряде случаев останутся за пределами изложения.
Изучая духовную жизнь народа в ее историческом развитии, этнограф, естественно, имеет дело с различными системами иррациональных, фантастических, мистических взглядов на окружающую природу, человека и общество. Давая описания, он вынужден пользоваться определенной терминологией, выработанной до него и нередко наполняемой сегодня новым содержанием. Ниже даются понятия и их этнографическое осмысление.
Верования —отдельные или относительно систематизированные представления, отражающие веру человека в существование сверхъестественных сил и существ, и их влияние на судьбы его и связанных с ним людей. Религия, помимо известного классического определения как формы общественного сознания, выражающей бессилие первобытного человека перед непонятными и подавляющими его стихиями природы и социальными силами, должна быть еще определена и как стройная система взглядов, отражающая веру человека в существование сверхъестественного существа (бога) и имеющая внешнее проявление в специальных атрибутах, сооружениях. Памятуя о том, что Л. Фейербах, по мысли К. Маркса, сводит религиозный мир к его земной основе и что во всех известных религиозных системах в мире богов существуют подобная земной социальная иерархия и неравенство, правомерно говорить о том, что проекция земного бытия на небесное или подземное царство была возможна лишь при уже сложившихся в человеческом обществе социальных институтах 8 . Иными словами, время возникновения религии (особо подчеркнем — как стройной системы взглядов, иерархичной по своей сути, а не как проявления любой формы веры в сверхъестественное) должно быть связано с появлением социального неравенства в коллективах людей. Вот почему, чтобы различать ложные представления людей доклассовой и классовой эпох, этнографы стараются употреблять для первой понятие “верование” как более общее и исходное, для второй — “религия”, подчеркивая этносоциальные различия между мировыми и полисными религиями.
Понятие “мировая религия” в настоящее время широко используется и, как подчеркивает С. А. Токарев (в его интересном исследовании “Религия в истории народов мира” приводится много определений и терминологических толкований различных сторон духовной жизни народов), относится только к трем религиям — христианству, исламу и буддизму. Эти религии объединяет не только их стремление увести своих адептов от

8 См.: там же. Т. 3. С. 2.

-79-

активной борьбы за преобразование жизни в мир иллюзорных надежд на потустороннее лучшее будущее, но и провозглашение хотя бы формального социального и национального равенства последователей религии перед высшим существом — богом.
При изучении духовной культуры важно подчеркнуть именно то, что христианином, буддистом или мусульманином может стать представитель любой этнической группы, что и объясняет широкое распространение мировых религий по земному шару в различных этнических средах. Напротив, другие религии (несмотря на число их приверженцев), к которым относятся иудаизм, индуизм, синтоизм, даосизм, религии Древнего Египта, доколумбовые религии Центральной и Южной Америки, джайнизм, сикхизм и др., имеют четко выраженную этническую окраску, распространены в пределах конкретного этноса, становятся господствующими среди прочих религий такого же типа, только с политическим возвышением этноса (так, возвышение ацтеков и образование ацтекской державы привело к утверждению господствующего положения ацтекских богов и к низвержению богов подчиненных ацтекам этносов, хотя в пределах этих этносов люди поклонялись своим, а не ацтекским богам). Эти религии, возникающие в период формирования классового общества на базе прежних племенных верований, когда, как правило, их приверженцем нельзя стать, а надо родиться (сионистский принцип и сегодня провозглашает, что иудеем является рожденный иудейкой), называются полисными религиями. Указанные различия между двумя типами религиозных систем показывают, что мировые религии в большей степени предмет изучения религоведов, в то время как полисные — этнографов.
Дорелигиозные верования —понятие, употребляемое в ряде этнографических работ с учетом указанных выше различий между верованиями и религиями для характеристики комплекса иррациональных представлений этнической группы, сложившегося до распространения здесь прежде всего мировых религий. Так употребляются понятия дохристианские верования, доисламские верования, добуддийские верования. К этой категории можно отнести и адат — систему обычного права народа, признанную исламом, которая противостоит шариату — своду религиозных, бытовых, уголовных и гражданских законов, основанных на установлениях Корана.
Распространена группа терминов, которые используются для характеристики верований доклассовой эпохи. Тотемизм (от слова “тотем” индейского племени оджибве Северной Америки, которое означает “его род”) — вера человека в родственную связь с представителями животного или растительного мира, иногда с неодушевленной природой (камни, горы, реки), а также в то, что такой представитель является предком их рода.

-80-

В этнографии было распространено предположение о связи тотемизма с периодом материнского рода, а также о тотемизме как племенной религии (Н. Н. Чебоксаров, И. А. Чебок-сарова). Чебоксаровы считают, что проявлениями тотемизма (его главными элементами) являются магия, фетишизм и анимизм.
Магия (от лат. magia — колдовство, чародейство) — вера человека в способность сверхъестественными средствами оказывать влияние на естественный ход событий, на материальные предметы или на другого человека. По своему функциональному назначению магия имеет массу наименований — охотничья, производственная, любовная, лечебная, вредоносная, родовспомогательная и др. По общей направленности магия справедливо подразделяется на заразительную (имеющую цель принудить подвергающийся воздействию объект совершить то действие или оказаться в том состоянии, которого ожидает исполнитель магического действия) и охранительную (цель которой — защита индивидуума или коллектива от любого магического воздействия врага или нежелательных действий внешних сил). Иногда эти два типа называют черной и белой магией. По характеру исполнения магических обрядов магические действия могут быть индивидуальными и коллективными.
Фетишизм(от португ. abretas — амулет) — поклонение неодушевленным предметам, которые наделялись сверхъестественной силой, способной оказать помощь поклоняющимся им. Вариантом фетишизма является идолопоклонство. Поклонение фетишу, т. е. самому материальному предмету, первоначально никак не связывалось с присутствием в нем особого духа (одушевление фетишей пришло позднее), и фетишами становились, как правило, необычные по своей форме предметы (камни, сучья, части животного и т. п.).
Анимизм(от лат. anima — душа) — одушевление, наделение сверхъестественной душой всех вещей, сил и явлений природы. В таком значении анимистические представления так или иначе присутствуют в первобытных верованиях и во всех религиях. Э. Тэйлор, который в прошлом веке ввел это понятие в науку, рассматривал анимизм как “минимум религии”, как начальную стадию религии вообще. В советской этнографии анимизм рассматривается не в тэйлоровской трактовке, а в трактовке Г. В. Плеханова, считавшего анимизм необходимым элементом религии, религиозных представлений вообще.
Сказанное достаточно отчетливо показывает, что по своей сути Доклассовые верования не столь однозначны, как считают Чебоксаровы, и представляют собой сочетание во всевозможных комбинациях и тотемизма, и анимизма, и магии, и фетишизма, и анимализма (зоолатрии) —поклонения животным, и астральных, или солярных, культов (поклонение небесным светилам)

-81-

и аграрных культов (в более поздние периоды доклассового общества) и т. п.
Шаманство(от тунгусо-маньчжурского наименования особого культового служителя “самань”) — одна из форм верований в доклассовую эпоху, вера человека в возможность с помощью К особых ритуальных действий, совершаемых специальным лицом — шаманом, установить контакт с мнимыми духами для оказания ими помощи при лечении болезней, охоте, рыбной ловле, в благополучном странствии по потустороннему миру и т. д. Шаманство широко распространено у народов Сибири и Севера, встречается (судя по археологическим данным и древним письменным памятникам) у многих народов Старого Света в позднепалеолитическую и неолитическую эпохи, а также в период становления классового общества.
Шаманизм —система религиозных воззрений, имеющая свое внешнее оформление и сходную у многих этносов социальную роль. В настоящее время некоторые исследователи считают шаманизм самой ранней формой религии, синхронной периоду возникновения классового общества и имеющей глобальное распространение; другая точка зрения состоит в следующем: шаманизм лишь форма религии зарождающегося классового общества, свойственная исключительно народам Сибири и Севера.
Камлание— специальное действо, совершаемое шаманом для установления “контакта” с духами.
Перевоплощение —принятие человеком любого образа с помощью специальных действий или предметов. Перевоплощение широко распространено в ритуальных действиях, связанных с почитанием тотемистических предков, животных, с культом умерших (обрядовое действо, имевшее целью защиту живых от возможного злого влияния духа умершего родственника), культом предков (обрядовое действо, характеризующееся почитанием реального предка данной этнической группы или семейной общины, возникшее в период перехода от доклассового общества к классовому и связанное с патриархально-родовой структурой) и т. д.
Бог —иллюзорный объект веры во всех классовых религиях, верховное существо, влияющее на судьбу людей, могущество которого может быть употреблено как на пользу, так и во вред верующим. В сознании верующего бог, как правило, существо положительное, поэтому терминологическое употребление его не должно быть смешано с понятием духов — сверхъестественных существ, обычно исполнителей воли богов, подразделяемых на добрых и злых.
Священные места и объекты — особопочитаемые данным этносом места и материальные объекты на местности как зоны обитания или сферы действия предков или духов. Выделение таких мест и объектов связано с анимистическими, тотемисти-

-82-

ческими представлениями, с культом умерших и предков. Могила — специально подготовленная яма для индивидуального (реже двойного или более) погребения. Могильник — система отдельных могил, обычно имеющая этническую специфику (место погребения членов данной этнической группы). Сопроводительный инвентарь — утварь, орудия труда, одежда, оружие, пища и тому подобные предметы, положенные в могилу или на могилу. Погребальные обряды — совокупность действий, связанных с погребением умершего члена рода или семьи и носящих устойчивый традиционный характер.
Табу(из полинезийских языков) — запрет, налагаемый традицией, священнослужителями или властвующими на предметы, действия, слова, имена, нарушение которого неминуемо жестоко (болезнью, смертью) преследуется сверхъестественными существами, духами, богами. Табуация — действие, связанное с наложением табу.
Жертвоприношение —обряд приношения даров богам, духам, предкам — семьи, рода, племени. В раннеклассовых религиях выделяется особая группа лиц — жречество, которая берет на себя исполнение жертвоприношений, благодаря чему становится важной социальной силой.
С духовной культурой народов связаны многочисленные положительные знания об окружающей природе. Сумму таких положительных знаний в этнографии называют народными знаниями, к ним относятся астрономические, агротехнические, метеорологические, гидрографические, зоотехнические и тому подобные наблюдения.
Специальным разделом в этнографическом описании выделяют народные игры, имевшие не развлекательный, а социальный характер, поскольку они были связаны с передачей производственных навыков, инициационными и семейно-брачными обрядами, физической закалкой и выносливостью. Этнографами по социальному значению различаются: детские, юношеские, девичьи, взрослые и обрядовые игры. Игры — существенная часть народных праздников, традиционных развлечений и гуляний, приуроченных к крупным производственным и социальным циклам.
В зарубежной этнографии понятие “фольклор” включает все и всякое народное искусство и творчество, и иногда его употребляют как синоним этнографии. Советские этнографы рассматривают фольклор в узком смысле — как устное поэтическое творчество, но признают и широкое толкование в таких сочетаниях, как музыкальный фольклор, танцевальный фольклор, выделяя, однако, народную живопись, скульптуру, графику, орнамент в понятие прикладного искусства. В разнообразии типов орнамента основными являются геометрический, растительный и зоо(антропо)морфный (изображения животных и людей).

-83-

Таков далеко не полный понятийный аппарат этнографической науки. Наличие рассмотренных выше специфических терминов — свидетельство собственной научной кодификации в этнографии, стремление добиться максимального приближения к однозначному толкованию их. Однако сколько бы ни было простых и сложных толкований, всегда следует помнить о бытовой и научной многозначности таких понятий, как “культура”, “племя”, “народ”, “религия”.

-84-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: