Заключение. Введение в этнографию представляет собой попытку привлечь внимание широкой вузовской общественности к необходимости изучать культуру и быт

Введение в этнографию представляет собой попытку привлечь внимание широкой вузовской общественности к необходимости изучать культуру и быт, историю происхождения народов, далеких и близких, в особенности — объединившихся в едином государстве. Оставив в стороне малорезультативную проблему как называть саму науку о народах — этнографией или этнологией, следует признать ее и теоретическую и практическую значимость в многонациональной стране, когда незнание сути народной традиции, обычая, хозяйственного уклада может спровоцировать межнациональное отчуждение и даже противостояние. Совершенно очевидно, что такое знание, которое само по себе способно породить чувства сопереживания, соучастия в жизни соседей, не может придти само, а должно быть получено как в семье, так и в системе образования. Пока же, довольно часто, наши знания о соседях носят “обывательский характер”, и даже нередко уничижительный. Мы живем еще в условиях, рожденных нами самими или усвоенными от прошлого стереотипами представлений. Так, удобная для административных целей система оседлости, даже у народов, ведущих хозяйственно-кочевой образ жизни, стала эталоном культурного развития и активно внедрялась в жизнь десятилетиями. “Борьба за оседлость” не могла не привести к падению традиционного хозяйства (например, кочевого оленеводства), к “освобождению” от полезного труда женщин, а это послужило причиной крупных социальных потрясений у большого числа народов Севера и Сибири. Такой же социальной трагедией обернулось для СССР и особенно России предпочтение индустрии перед сельским хозяйством, результатом чего стали экологические невзгоды и прямое обезлюдение обширных прежде аграрных земель. Только через знания, желание узнать больше о всех народах, живущих в мире, и особенно в СССР, можно рассчитывать

-166-

на установление подлинной дружбы народов и взаимообогащение каждого достижениями другого и других. Только через знания можно прийти к пониманию сути самих национальных проблем, стоящих перед современным миром, перед СССР. Следует давно понять, что межнациональные проблемы, национальные вопросы в настоящее время не решатся сами по себе. “Истматовские кадры”, утверждающие и сегодня: национального вопроса в СССР нет, дискредитировали себя. В плену прежних теоретических схем находится (судя по “круглым столам” и публикациям) и основной отряд обществоведов. Даже в органах облисполкомов и обкомов по национальным проблемам, уже созданных в большинстве союзных республик, практически нет лиц, профессионально занимающихся изучением национальных культур и традиций. Отсутствие компетентных и профессионально подготовленных лиц, руководящих национальной политикой в стране, может привести к неверным решениям, последствия которых в одночасье не исправишь.
Пока не написаны истории народов, достойные их, необходим историко-культурный, национальный всеобуч. Школа и даже вуз такого всеобуча не дают. В то же время каждый рабочий коллектив, каждое воинское подразделение и т. д. все более и более интернационализируются.
Однако в стране есть профессионалы в области межнациональных отношений — это этнографы. В начале 20-х годов именно они активно проводили ленинскую национальную политику на местах, используя не только достижения этнографической науки, но и широкие полномочия, предоставленные им советским правительством. Сегодня же, в отличие от развитых стран мира, в нашей стране этнографам отводится в решении этих вопросов второстепенная, вспомогательная роль.
Стране необходима настоящая, серьезная этнографическая служба. Она должна быть государственной, без ее экспертной оценки ни одно ведомство не должно принимать решений, затрагивающих интересы народов, их суверенитет, хозяйство, их территорию.
Еще в 1969 г. предлагалось (по этому вопросу кафедра этнографии и антропологии Ленгосуниверситета направляла специальную служебную записку в адрес Л. И. Брежнева и А. Н. Косыгина) готовить соответствующие кадры на первоначальном уровне на кафедрах этнографии университетов Ленинграда, Москвы, Тбилиси, Еревана, Алма-Аты, Омска, Киева, Казани и на высшем уровне — через стажировку и аспирантуру на тех же кафедрах и в институтах этнографии АН СССР и союзных республик. Обращение к опыту и знаниям советских этнографов поможет в деле решения острых национальных вопросов в СССР. Этой цели в какой-то мере служит данное учебное пособие, способное хотя бы возбудить интерес к самому предмету — народам, их истории и культуре.

-167-

Оглавление

Введение 3

Глава I. Этнография и ее место в системе общественных наук 5

Определение науки 5

Объект исследования. Методология 8

Общенаучное и социальное значение этнографии 10

Основные составные этнографического исследования 13

Этноэкология на примере природопользования северных народов 15

Глава II. Этнографические учреждения и издания 21

Типы учреждений в СССР и за рубежом 21

Академические центры 23

Вузовские центры 25

Место этнографии в системе университетского образования 31

Музейные центры 36

Журнальные центры и общества 42

Основные периодические издания и типы монографий 46

Глава III. Понятийный аппарат этнографической науки 53

Общенаучные термины 54

Термины из области социальной жизни 63

Термины из области семейно-брачных отношений 71

Основные термины из области материальной культуры 75

Основные термины из области духовной культуры 78

Глава IV. Этнографический источник и классификация этносов 85

Этнографические источники 85

Связь этнографии с гуманитарными и естественными науками 87

Классификация в этнографии 89

Систематизация в языкознании и лингвистическая классификация народов мира 93

Глава V. Хозяйственно-культурные типы народов мира 97

Выделение хозяйственно-культурных типов 98

Локальные группы первого хозяйственно-культурного типа 101

Локальные варианты второго хозяйственно-культурного типа 107

Пашенные земледельцы - третий хозяйственно-культурный тип, их локальные варианты 112

Глава VI. Этногенетические исследования (о значении различных источников в рамках комплексного подхода) 114

Глава VII. Отечественная и зарубежная этнография (основные школы и направления) 131

Эволюционная школа 132

Антиэволюционисты в Западной Европе и США: культурно-историческая, социологическая и историческая школы 136

Функциональная школа 138

Психологическая школа, психорасизм в этнографии США 141

Культурный релятивизм и теория ценностей в американской этнографии 142

Современные тенденции в теории зарубежной этнографии - неоэволюционизм (морганизм) и структурализм 144

Отечественная этнография (советская школа в этнографии) 146

Глава VIII. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого АН СССР 151

Заключение 166


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: