Глава 3. Кем были древние бритты. Прежде чем приступить к изложению мифологической системы "древнихбриттов"

КЕМ БЫЛИ ДРЕВНИЕ БРИТТЫ? Прежде чем приступить к изложению мифологической системы "древнихбриттов", не мешало бы уточнить, кого же именно обычно имеют в виду под этойнеудачной, но общепринятой формулой. Вообще говоря, мы имеем весьма смутноепредставление о "древних бриттах", почерпнутое в основном со страницшкольных учебников. На картинках в тех же учебниках мы видим людей вкрасочных одеждах, правящих утлыми челноками или несущихся на боевыхколесницах сквозь ряды изумленных римских легионеров. Их жрецы-друиды,седобородые мужи, облаченные в длинные белые одеяния, срезают золотым серпомв день полнолуния ветви омелы или, творя далеко не столь невинные деяния,сжигают гигантские человекообразные чучела, сплетенные из лозняка. Столь колоритные подробности мало что дают нам, что объясняется нетолько недостатком наших собственных знаний, но и скудостью познания нашихучителей. Практически вся информация о древнейших обитателях Британии,которой они располагают, почерпнута из "Записок" Юлия Цезаря. Да,достоверность этих сведений не вызывает сомнений, но они достаточно скудны.Взгляд Цезаря на наших предков объясняется в первую очередь тем, что он былполководцем и, так сказать, своим собственным военным корреспондентом, а ненаблюдательным и усердным ученым. Таким образом, задача как можно полнеепознакомить нас с жизнью древних бриттов целиком ложится на плечисовременных археологов, филологов и этнологов. Жители наших островов до вторжения римлян обычно именуются "кельтами".Однако они скорее всего представляли собой смешанную расу, и племена, скоторыми они "породнились", наверняка в известной - или даже весьмасущественной - степени повлияли на их внешний облик, обычаи и язык. Об этническом составе древних бриттов ведутся давние и жаркие споры. Ноесли оставить в стороне всевозможные спекулятивные гипотезы, остаетсятеория, которую можно признать действительно научной. Мы вправе говорить осуществовании на Британских островах в эпоху завоевания их римлянами двухразных этнических групп. Более ранняя из этих групп, по-видимому, жила нанаших островах с древнейших времен, и ее в нашем исследовании мы будемназывать аборигенами. Это были люди, строившие так называемые длинныекурганы; этнологи называют их по-разному: иберами, средиземноморцами,берберами, басками, силурийцами и эскарийской расой. По телосложению онибыли людьми невысокого роста, коренастыми, темноволосыми, темноглазыми иимевшими удлиненный череп. Язык их относился к так называемой хамитскойгруппе; родственные ему диалекты, сохранившиеся до наших дней,распространены среди галлов, абиссинцев, берберов и других североафриканскихнародов. По всей вероятности, они были выходцами из нескольких районовВосточной, Северной или даже Центральной Африки. По-видимому, они и сталипервыми обитателями долины Нила, а их потомки перебрались еще дальше, вСирию и Малую Азию. Древние греки, столкнувшиеся с ними в Греции, назвали ихпелазгами, древние латиняне в Италии именовали их этрусками, а евреи вПалестине - хеттами. Затем они расселились по всей Европе вплоть до еесеверных районов, вышли к Балтике, направившись на запад, перебрались черезПиренеи и заселили Францию, Испанию и, наконец, наши острова. На земляхмногих стран они достигли относительно высокого уровня развития цивилизации;в Британии их следы встречаются очень рано. Мы вправе именовать эти племенаскорее земледельцами, чем скотоводами, поскольку еще в эпоху каменного векаэти люди, жившие на холмах, на вершинах которых они возводили укрепления икрепости, а на склонах устраивали своего рода террасы. Они господствовали наБританских островах вплоть до появления кельтов, которые сразу вступили вборьбу с аборигенами, вытеснили их с наиболее плодородных земель, покорили,а затем даже смешались с ними. В эпоху римского владычества они оставалисьпрактически независимыми от Южного Уэльса. В Ирландии они долго оставалисьнепокоренными, считаясь не подданными, а союзниками римлян, в отличие отгэлов, ставших настоящими крепостными; они самостоятельно управляли своимипровинциями, сохраняя собственные обычаи и религиозные верования. Несмотряна постоянные вторжения захватчиков в Великобританию и Ирландию, эти люди невымерли и даже не утратили своих типичных черт. Именно этот тип являетсяпреобладающим во многих регионах Британии и Ирландии, и, по мнению многихэтнологов, число представителей этого типа по всей Англии постоянно растет. Представители второй расы являли собой полную противоположность первой.Они были высокими, стройными, светловолосыми, серо- или голубоглазыми людьмис широким черепом; их обычно называли кельтами. Их язык относился к арийскойсемье, родственными языками которой являются латинский, греческий,тевтонский, праславянский, зенд (древнеперсидский) и санскрит(древнеиндийский). Прародиной этой расы, по-видимому, была ЦентральнаяЕвропа, точнее, земли в верхнем течении Дуная или регион Альп. Круглыекурганы, в которых они погребали своих покойников или предавали земле ихпепел, резко отличаются по форме от длинных курганов аборигенов. Они стоялина более высокой ступени культурного развития, чем иберийцы, и именноблагодаря им на Британских островах появились бронза и серебро, а также, повсей вероятности, и некоторые виды домашних животных. Как иберийцы, так и кельты были разделены на бесчисленное множествокланов, но мы не располагаем никакими свидетельствами о вражде междупервыми. Совсем иначе обстояли дела среди кельтов, разделенных на двеглавные ветви, которые появились на Британских островах в разное время.Наиболее древними из них были гойделы, или гэлы; затем появились бритонцы,или бритты. Некоторые антропологи находят у этих ветвей небольшие различия встроении черепа. И даже если это всего лишь гипотеза, у нас есть всеоснования говорить о существенных различиях в телосложении и цвете волос.Здесь мы располагаем свидетельствами римских авторов, в частности, Тацита,который в своей "Агриколе" пишет, что "каледонцы" Северной Британииотличались от южных бриттов тем, что имели более длинные руки и ярко-рыжиеволосы; и Страбона, сообщающего в своей "Географии", что племена внутреннихрайонов Британии были заметно выше ростом, чем гэльские колонисты напобережье, имели русые волосы и отличались не столь плотным телосложением.Кроме того, классические источники сходятся во мнении, признавая силурийцевЮжного Уэльса представителями совершенной иной расы, чем подавляющеебольшинство жителей Британии. Смуглый цвет лица и курчавые волосы этихиберийцев являются, по мнению Тацита, свидетельством их испанскогопроисхождения. Ученый XIX века Джон Рис также высказал убеждение, что гойделы и бриттыуже представляли собой две разные ветви, когда переселялись из Галлии наБританские острова, а здесь стали двумя отдельными народностями. Конечно, мыне вправе требовать от "средних школяров" таких познаний, как во временаМаколея, но и современные потомки этого светоча науки, по всей вероятности,смогут поведать нам, что, по свидетельству Юлия Цезаря, вся Галлия быларазделена на три части, одну из которых населяли белги, другую - аквитанцы,а третью - народ, называвший себя кельтами, которых римляне именовалигаллами. Все эти народы отличались друг от друга по языку, обычаям изаконам. По мнению профессора Риса, белги могут быть отождествлены сбритонцами (бриттами), кельты - с гойделами, а третий народ, аквитанцы, попроисхождению не принадлежавший ни к кельтам, ни к арийцам, относился кобширной семье иберийских племен, говоривших на языках хамитской группы.Кельты, носители гойдельского диалекта кельтского, сохранившегося до нашихдней в гэльских наречиях Ирландии, Шотландии и на острове Мэн, были первымипоселенцами, перебравшимися на Британские острова под натиском белгов,которые, по свидетельству Цезаря, были самыми храбрыми воинами среди всехнародов, населявших Галлию. В Британии они покорили аборигенов-иберийцев,изгнали их с плодородных земель в суровые районы северной и западной Англии.Несколько позже, под напором воинственных соседей, в Британию перебрались исами белги, которые, будучи обладателями более совершенного оружия иносителями высокой цивилизации, презирали гойделов (кельтов) точно так же,как те презирали иберийцев. Оказавшись в таком сложном положении, кельты, повсей вероятности, объединились с иберийцами против общего врага иассимилировались с ними. В результате этих процессов в эпоху римскоговладычества Британские острова были поделены между представителями разныхэтнических групп следующим образом: бритты, или вторая кельтская народность,правили Британией к югу от Твида, тогда как вторая кельтская группа,гойделы, заняла большую часть Ирландии, а также остров Мэн, Камберленд,Вест-Хайленд, Корнуолл, Девон и Северный Уэльс. К северу от Грампианс жилипикты, представлявшие собой, по-видимому, в большей или меньшей степени"гойделизованых" иберийцев, то есть туземный народ, сохранившийся, таксказать, в чистом виде в Южном Уэльсе и некоторых местностях Ирландии. А теперь самое время уточнить, что в рамках нашего исследования удобнеевсего называть обе ветви этого народа кельтами. Имея в своем распоряжениитакие привычные термины, как "гэлы" и "бритты", "гэльский" и "британский",может показаться излишним педантизмом настаивать на более специфическихназваниях, типа "гойделы" и "бритонцы", "гойдельский" и "бритонский".Главная трудность заключается в том, что понятия "гэлы" и "гэльский"получили широкое распространение применительно к современным гойделамШотландии и их языку, что может вызвать известную путаницу при употребленииих в отношении жителей и диалектов Ирландии и острова Мэн. Аналогичнымобразом термины "бритты" и "британский" употребляются применительно кжителям Британских островов в целом, хотя в строгом смысле слова ониобозначают только жителей Англии, Центрального Уэльса, Лоуленда в Шотландиии колонии бриттов в Бретани. Таким образом, термины "гойделы" и "бритонцы"со всеми производными от них являются настолько неопределенными, что лучшепользоваться более традиционными названиями. Поэтому в этой книге гойделыИрландии, Шотландии и острова Мэн именуются гэлами, а бритонцы Англии иУэльса - бриттами. Сведения о жизни древнейших обитателей Британских островов мы черпаемиз двух групп источников. Первая из них - это произведения латинскихавторов. Однако необходимо отметить, что римлянам были хорошо знакомы толькоюжные бритты, телосложением и обычаями весьма и весьма напоминавшие жителейконтинентальной Галлии, почему римляне и считали их родственникамипоследних. Во времена, когда жили авторы этих свидетельств, на побережьеБритании, как раз напротив берегов Галлии, существовало немало колонийбелгов. По мере продвижения на север, к валу Адриана, сведения римскихисточников становятся все более и более скудными, а о северных племенах онивообще располагали только теми сведениями, которые удавалось почерпнуть входе вооруженных столкновений с ними. Римляне описывают их как совершенныхварваров, чьи обнаженные тела покрывала татуировка и которые жили толькоохотой, не имея ни городов, ни домов, ни даже возделанных полей, не знаяникакой власти и даже семьи, считая железо таким же ценным украшением, какимпрочие, более цивилизованные народы почитали золото. Что же касаетсяИрландии, то она вообще никогда не привлекала к себе внимания римскихавторов, в данном случае мы целиком и полностью зависим от местных авторов,оставивших весьма скудные сведения о нравах и образе жизни гэлов. Поэтомуможно считать вполне достоверными аутентичные сведения о жизни гэлов,содержащиеся в древних гэльских манускриптах, поскольку они практическиполностью совпадают с наблюдениями латинских писателей, касающимися быта инравов бриттов и галлов. Внимательно изучая свидетельства обеих сторон, мыможем в значительной мере реконструировать общую картину цивилизациикельтов. Грубо говоря, эту цивилизацию можно сравнить с цивилизацией греков втом виде, как она описана у Гомера. Оба народа находились на стадииродоплеменного скотоводческого общества, в котором крупнейшими владельцамистад скота являлись вожди кланов, объединявшие вокруг себя наиболеесостоятельных соплеменников. Оба носили примерно одинаковые одежды,пользовались практически одинаковым оружием и применяли сходную военнуютактику, сражаясь на боевых колесницах, которых даже в Ирландии к I веку н.э. уже практически вышли из употребления. Битвы распадались на множествопоединков между вождями и их плохо вооруженными дружинами, мало влиявшимикак на исход сражения, так и на ход истории. Такие вожди, как правило,претендовали на божественное происхождение, почитаясь потомками сынов боговили даже самих бессмертных. Их грозные битвы воспевали барды, которые, как ипоэты гомеровского круга, были людьми весьма привилегированными,подчинявшимися только предводителям войск. Итак, древние греки и древниекельты придерживались сходных взглядов на жизнь, на мир и посмертное бытие. В различных источниках можно найти весьма и подробные сведения о быте инравах древнейших обитателей Британских островов. Их одежда, состоявшая, посвидетельству римских авторов, из рубахи с рукавами, штанов, доходящих долодыжек, и своеобразной накидки или короткого плаща, скрепленного на плечахзастежкой, была сшита из плотного войлока или шерстяных тканей, окрашенных вяркие и пестрые цвета. Так, римский писатель Диодор сообщает нам, чторисунок их одежд состоял из квадратов и линий, "словно они были усыпаныцветами". В таком наряде они казались настоящими "титанами", и мы вполнеможем поверить на слово Марку Теренцию Варрону, когда он говорит, что они"являли собой весьма пестрое зрелище". Мужчины носили еще и особые шапки измягкого фетра, а женщины оставляли голову непокрытой, собирая волосы впышный узел на шее чуть ниже затылка. В бой мужчины также шли с непокрытойголовой, зачесывая волосы на лоб и выкрашивая их в густо-красный цвет спомощью особой смеси, состоявшей из гусиного жира и золы букового дерева.Благодаря этому они напоминали скорее не людей (как писал наставникЦицерона, Посидоний, посетивший Британию ок. 110 года до н. э.), а странныхдиких существ, вышедших из лесных дебрей. И женщины, и мужчины очень любилиукрашения, с удовольствием нося массивные золотые браслеты, кольца, шпильки,булавки и броши, украшенные янтарем, стеклом и гагатом[1]. Их оружие -всевозможные ножи, кинжалы, наконечники дротиков и копий, боевые топоры имечи были сделаны из бронзы и железа, а щиты представляли собой точно такиеже круглые "мишени", которыми пользовались горцы в битве при Куллодене.Кроме того, они, по-видимому, применяли и своеобразное лассо, на концекоторого был закреплен небольшой округлый камень; этим лассо онипользовались точно так же, как южноамериканские пастухи-гаучо - своимиболас. Их боевые колесницы делались из прутьев, а на деревянных колесахкрепились бронзовые боевые серпы. На колеснице, в которую запрягались параили четверка коней, могли разместиться несколько воинов. Гоня коней, они наполном ходу врезались в ряды противника, поражая его дротиками и длиннымибоевыми косами. Римляне были изумлены искусством колесничих, которые, пословам самого Цезаря, "могли на полном скаку остановить коней на крутомсклоне и мгновенно развернуть колесницу, пробежать по дышлу, вскочить нахомут не теряя ни мгновения, вернуться в колесницу". [1] Гагат - черный янтарь (Прим. перев.). С этими свидетельствами римских авторов мы вполне можем сравнитьописание знаменитого гэльского героя Кухулина, которого ирландские хронистыпоказывают нам отправляющимся в бой. Кухулин, воспетый в "Похищении быка изКуальгне", облачен в те же одежды и доспехи, которые столь подробно описаныу классических римских историков и географов. "Его пышное одеяние, котороеон надевал в особо важных случаях", состояло из "красивой малиновой рубахи спятью складками, обшитой по краю белоснежной серебряной тесьмой и золотойвышивкой, сверкавшими на солнце настолько ярко, что даже глаза суровыхвоинов не могли выдержать их блеска. Под ней, прямо на тело, была надетатонкая шелковая рубашка, сплошь расшитая золотом, серебром и белой бронзой идоходившая почти до края его красно-коричневого килта...[1] [1] Килт - короткая, до колен, мужская юбка; традиционная одеждакельтов и шотландских горцев. На шее у него сверкала добрая сотня цепочек из красного золота, скоторых свешивались всевозможные подвески. На голове у него красоваласьшапочка, украшенная сотней всевозможных карбункулов". В руке он держал"особый щит густо малинового цвета, обитый по окружности белоснежнойсеребряной полосой. На левом бедре у него висел меч с золотой рукоятью. Заспиной у него, в колеснице, виднелись длинное копье и обоюдоострый дротик,прикрепленный к плетеному ремню с заклепками из белой бронзы". Другойфрагмент гэльской саги "Точмарк Эмер", "Сватовство Эмера", известногодревнеирландского произведения, подробно описывает колесницу ее героя,Эмера. Она была сделана из дорогого дерева и плетеных прутьев, а ее колеса -из белой бронзы. Колесница имела высокую изогнутую медную раму, красивыйзолотой хомут и дышло из сверкающего серебра с украшениями из белой бронзы.Ее поводья были сплетены из желтых кожаных ремней, а оси были прочными икрепкими, как лезвие меча. В таком же духе старинные ирландские авторы воспевают и жилища, икрепости своих мифических королей. Все они, подобно дворцам Приама, Менелаяи Одиссея, так и сверкают золотом и драгоценными геммами. Конхобар, илиКонахар, легендарный король Ольстера эпохи его золотого века, имел не один,а целых три таких "дома" в Эмайн Махе. Об одном из таких "домов", именуемом"Красная Ветвь", в том же "Сватовстве Эмера" рассказывается, что в немимелось девять обширных покоев из красного тиса, в которых были устроеныбронзовые перегородки. Сами покои располагались вокруг жилого терема короля,потолок в котором был серебряным, а бронзовые колонны, поддерживавшие его,были украшены золотом и карбункулами. Далеко не столь пышные описания,приводимые в трудах латинских авторов, несомненно, куда более достоверны,чем панегирические восторги саг. В них сообщается, что бритты, хорошознакомые римлянам, жили в деревнях, хижины в которых, напоминающие пчелиныйулей, были крыты папоротником или камышом. При приближении врага жителиспешили укрыться в местном дуне [1]. Такие дуны, по свидетельству Цезаря,отнюдь не являвшиеся шедеврами архитектуры, представляли собой округлое илиовальное пространство, обнесенное палисадами из прутьев и земляными насыпямии расположенное либо на вершине холма, либо на островке посрединепроходимого болота. Остатки таких земляных укреплений сохранились до нашихдней во многих графствах Англии. Наибольшей известностью среди нихпользуются "замки" в Эймсбери, Эйвбери и Олд Сарум в Уилтшире, холм святойЕкатерины возле Винчестера и холм святого Георгия в графстве Суррей, и болеечем вероятно, что, несмотря на восторженные описания кельтских панегиристовпозднейших времен, легендарные "дворцы" в Эмайн Махе и Таре мало чемотличались от таких укреплений. [1] Дун - примитивное земляное укрепление древних кельтов, нечто вродемаленькой крепости (Прим. перев.) Нравы и обычаи кельтов, как и жителей гомеровской Греции, отличалисьпервобытной простотой. Все земли (хотя теоретически их верховным владельцемсчитался вождь клана) обрабатывались сообща. Право общинной собственности,по утверждению Цезаря, рапространялось и на всех жен клана, однако никакихдоказательств этого нет. Напротив, в преданиях обеих ветвей кельтской расыесть немало свидетельств того, что женщины в глазах мужчин занимали дажеболее высокое положение и пользовались куда большей личной свободой, чемженщины гомеровской Греции. Это заблуждение могло возникнуть вследствиеошибочного истолкования некоторых кельтских обычаев. Родство и правонаследования определялись не по отцовской, а по материнской линии, чтосовершенно не характерно для арийских народов, и некоторые ученые полагали,что такой принцип был заимствован у какой-то другой расы. Наследование поотцовской линии еще более ослаблялось обычаем отправлять детей на воспитаниеподальше от семейства, в котором они появились на свет, вследствие чего ониполучали приемных родителей, к которым нередко привязывались куда сильнее,чем к настоящим родителям. Не менее примитивным был и политический статус кельтского общества,находивший отражение в семейной жизни. Какого-то централизованного суда укельтов не существовало. Споры обычно улаживались внутри семей, в которыхони возникли, а в случае более серьезных преступлений потерпевшая сторонаимела право убить обидчика или нанести ему такие же телесные увечья. По мерероста и расширения семей они превращались в обширные кланы, нередковраждовавшие друг с другом. Побежденный клан был обязан признать верховнуювласть вождя победителей, и несколько таких побед над соседями делали егоправителем целого округа. Но даже в тех случаях, когда решения вождя имелисилу закона, он сам был всего лишь выразителем общественного мнения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: