Глава 6. Прибытие богов племя богини Дану было далеко не первыми божествами, обитавшими вирландии

ПРИБЫТИЕ БОГОВ Племя богини Дану было далеко не первыми божествами, обитавшими вИрландии. Задолго до их появления на острове уже были боги-странники,канувшие "во тьме и бездне времен". В этом отношении кельтская мифологиянапоминает верования других народов. Почти у всех древних племен мывстречаем древний, забытый круг божеств, пребывающих в тени богов правящегопантеона. Такими были Кронос и титаны эллинов, свергнутые Зевсом, которыйдаже Гесиоду казался богом-parvenu [1]. Гэльские предания упоминают о двухдинастиях богов, существовавших до появления Туатха Де Данаан. Первой из нихбыло "племя Парталона". Парталон, их глава и предводитель, сын Серы, пришел- как приходят в этот мир, согласно представлениям кельтов, вообще все людии боги - из потустороннего мира и высадился в Ирландии со свитой, состоявшейиз двадцати четырех мужчин и двадцати четырех женщин, в число которыхвходила и его собственная жена, королева Дилгнейд. Первого мая, на праздник,именуемый Белтейн, королева была посвящена (т. е., возможно, принесена вжертву) Билу, богу смерти. В те давние времена Ирландия представляла собойодну голую равнину, лишенную всякой растительности; на острове было всеготри озера и девять рек. Но по мере увеличения численности племени Парталонаплощадь страны постоянно расширялась. По мнению одних, это произошлочудесным образом, по мнению других - в результате неустанного труда племениПарталона. Как бы то ни было, за каких-нибудь триста лет после прихода этогоплемени число равнин на острове выросло с одной до четырех, появилось семьновых озер, что было весьма кстати, поскольку численность самого племениПарталона, несмотря на постоянные битвы с фоморами, возросла с сорока восьмичеловек до пяти тысяч. [1] Parvenu (франц.) - выскочка (прим. перев.). Войны, разумеется, были неизбежными. Все, чем правят истинные боги,являет собой вечную противоположность деяниям и владениям не-богов - силамтьмы, зимней стужи, зла и смерти. Племя Парталона вступило в успешную борьбусо всеми этими темными силами. На равнине Итх Парталон нанес поражение ихпредводителю, гигантскому демону по имени Кихол Безногий, и разогнал толпыотвратительных исполинов и монстров. После этого наступил мир,продолжавшийся долгих триста лет. Затем, в тот же самый роковой день первогомая, на острове начался мор - таинственная эпидемия, продолжавшаяся неделю иуничтожившая все племя. Перед самым концом уцелевшие решили собраться вместена той самой первой равнине, получившей название Сен Магх, что означает"старая равнина", чтобы живым было удобнее предавать земле умерших. Местопогребения племени и сегодня нетрудно узнать по высокому холму вокрестностях Дублина, именуемому на картах "Таллахт", а в старину известномупод названием Тамлехт Муинтре Партолайн, то есть "Чумная могила племениПарталона". Это, по-видимому, представляет собой развитие наиболее раннейверсии легенды, в которой чума даже не упоминалась, а рассказывалось о том,что племя Парталона, проведя несколько веков в Ирландии, возвратилось впотусторонний мир. Здесь мы скорее всего имеем дело с последствиемпостепенной эфемеризации, то есть превращения древних богов в обычных земныхлюдей. Вслед за племенем Парталона в Ирландию пришло племя Немхеда,воспринявшее традиции, предания и даже занятия своих предшественников. Вэпоху их владычества Ирландия вновь расширила свои земли; на ней появилисьдвенадцать новых равнин и четыре озера. Как и племя Парталона, люди Немхедавели упорную борьбу с фоморами и в четырех решающих сражениях одержалипобеду над ними. После этого Немхед и еще более двух тысяч людей племениумерли от таинственной эпидемии, а оставшиеся в живых подверглись жестокимгонениям со стороны фоморов. Два короля фоморов, Морк, сын Дела, и Конан,сын Фебара, воздвигли на острове Тори башню из стекла. Этот остров, которыйвсегда был источником их силы и где до сего дня рассказывают предания об ихдеяниях, служил для них своего рода опорным пунктом, откуда они требовали совсех ирландцев ужасную дань, весьма напоминающую дань, о которойрассказывается в греческом мифе о критском Минотавре. Две трети детей,родившихся у племени Немхеда в течение года, должны были приноситься вжертву на празднике Самхейн. Доведенные до предела отчаяния, уцелевшие людиплемени Немхеда осадили башню и захватили ее, убив самого Конана. Однакоторжество их оказалось недолгим. Другой король фоморов, Морк, собрал войскои нанес людям Немхеда столь сокрушительное поражение, что из шестнадцатитысяч мужчин, участвовавших в штурме башни, в живых осталось не более трети.И уцелевшим пришлось вернуться, откуда пришли, или умереть, что на языкемифа означает одно и то же. Невозможно не заметить большое сходство между двумя этими мифическимивторжениями в Ирландию. Особенно показательно в этом отношении упоминание озагадочной эпидемии, погубившей все племя Парталона и почти всех людейНемхеда. Можно предположить, что эти легенды попросту дублируют друг друга ичто первоначально существовало только одно предание, по-разному воспринятоеи усвоенное мифологизированным сознанием иберийцев и кельтов. По-видимому,предание о Немхеде имеет кельтские корни, а легенда о племени Парталонавозникла у аборигенов Ирландии. Имя Парталон, начинающееся на "п", являетсясовершенно чуждым для гэльского языка. Более того, старинные хронистыприписывают Парталону дальних предков, определенно неарийские имена которыхвсплывут впоследствии в именах вождей Фир Волга. Немхед появился в Ирландиизначительно позже, чем Парталон, подобно тому как гэлы, "сыны Мил Эспэйна",или милесиане, пришли на остров позже, чем иберийцы, или "люди Фир Болг". Люди Фир Болг упоминаются в мифах как вторые колонизаторы Ирландии. Вразличных преданиях говорится о том, что они пришли из Греции или "Испании",что, по-видимому, представляет собой постхристианский эвфемизм кельтскогоГадеса, или Аида. Этот народ состоял из трех племен, именовавшихся "ФирДхомхнанн", или "люди Домну", "Фир Гаилиоин", или "люди Гаилиоин", и "ФирБолг", или "люди Болг", но, несмотря на традицию, предписывающую называтьвесь племенной союз по имени первого племени, их обычно называли как разнаоборот - по имени последнего. Сохранилось немало любопытных историй об ихжизни в Греции, о том, как они пришли в Ирландию, но все эти предания скореевсего вымышленные и не находят подтверждения в наиболее древних текстах. Так, мы узнаем, что в годы их владычества люди Фир Болг поделилиИрландию между собой: клан Фир Болг правил в Ольстере, клан Фир Дхомхнанн,разделившийся на три отдельных королевства, занял Норт Мунстер, Саут Мунстери Коннахт; а клан Фир Гаилиоин владел Лейнстером. Границы всех пяти этихпровинций сходились на холме, именовавшемся в старину "холм Балора", авпоследствии получившем название "Уиснехский холм". Холм этот находитсянеподалеку от Ратхконратха в графстве Уэст Метх и, как считается, в глубокойдревности отмечал собой самый центр Ирландии. Люди Фир Болг правили странойс момента ухода племени Немхеда и до появления племени богини Дану. Всего заэтот период у них сменилось девять верховных королей. Когда в Ирландиюприбыли боги клана Дану, островом правил король по имени Эохаидх, сьш Эрка,по прозвищу Гордый. Других свидетельств о существовании этого народа вИрландии у нас практически нет. Однако совершенно очевидно, чтопервоначально это были не боги, а некое доарийское племя, которое, какобнаружили гэлы, высадившиеся в Ирландии, уже успело обосноваться наострове. Существуют условия, при которых племя, стоящее на определенном этаперазвития культуры, считают другие племена, находящиеся на более низкойстадии, либо полубогами, либо, напротив, полубесами. Страх иподозрительность, с которыми древние кельты относились к преуспевающимаборигенам острова, привели к тому, что они были наделены чертами"сверхчеловеков". Кельты очень боялись тех магических ритуалов, которыепрактиковали туземцы в своих хорошо укрепленных святилищах на холмах илитруднодоступных островках посреди болотистых трясин. Гэлы, почитавшие себядетьми света, сторонились этих мрачных иберийцев, "детей тьмы". Да и саминазвания их племен нередко давали для этого все основания. Так, существовалиплемена Корка-Оидки ("Люди тьмы") и Корка-Дуибхни ("Люди ночи"). Землиодного из племен западной Ирландии, так называемых Хи Дорхаиди ("Сынымрака"), именовались "страной ночи". Кельты, принесшие с собой в Ирландиюсвоих собственных богов, отказывались верить, что даже клан богов, Туатха ДеДанаан, мог без боя отобрать земли у столь искушенных колдунов и волхвов,как иберийцы. Кроме того, эти племена, или кланы, считались каким-то образомсвязанными с пресловутыми фоморами. Подобно тому, как наиболее крупноеиберийское племя именовало себя "люди Домну", фоморы назывались "богамиДомну", а один из их царей, Индех, - "сыном Домну". Таким образом,совершаемая в вечности битва между богами - детьми Дану и гигантами, сынамиДомну, служит своего рода перенесенным в потусторонний мир отражением памятио реальных столкновениях и битвах между интервентами-кельтами иаборигенами-иберийцами. Эти образы получили свое отражение и в позднейшемцикле о героях. Племена, захватившие Ольстер, par excellence [1] арийцы игэлы, вовсе не были столь свирепыми врагами, как кланы Фир Дхомхнанн изМунстера или Фир Гаилиоин из Лейнстера. Некоторые ученые усматривают впоздних преданиях о смертельной борьбе между Верховным королем Ирландии имятежными фианами [2] последний исторический или мифологический отголосокмежплеменных конфликтов древности. [1] Par excellence (франц.) - преимущественно, по большей части. [2] Существует предположение, что фианы некогда были богами или героямиаборигенов Ирландии. Мифы о них представляют собой своеобразное отражениедокельтских и доарийских идеалов, подобно тому как саги Красной ВетвиОльстера запечатлели идеальные представления ариев-кельтов о мире. Наконец, вслед за такими интервентами, как клан Фир Болг или фоморы, вИрландии появились Туатха Де Данаан, клан гэльских богов. Древнейшее, повсей видимости, предание гласит, что они появились прямо с небес. Впрочем,более поздние версии этого предания утверждают, что их обителью была земля.По мнению одних, они обитали на севере, другие полагали, что они жили "наостровах на южной окраине света". Жили они в четырех мифических городах,именовавшихся Финиас, Гориас, Муриас и Фалиас, где изучали поэзию и магию(на взгляд архаического сознания, две весьма близкие дисциплины), и именнооттуда принесли в Ирландию четыре главных своих сокровища. Из Финиаса наостров попал меч Нуады, от ударов которого никто из живых не мог ниукрыться, ни спастись; из Гориаса - смертоносная пика Луга; из Муриаса -знаменитый котел Дагды, а из Фалиаса - "Файлский Камень", более известныйкак Камень Судьбы, который впоследствии попал в руки первых королейИрландии. По легенде, этот камень, когда к нему прикасались справедливыекороли Эрина, обладал магической способностью утишать плач и горе. Некоторыесчитали этим волшебным камнем тот самый грубый обломок скалы, который ЭдуардI в 1300 году приказал перенести из Скоуна в Вестминстерское аббатство, гдеон и хранился вплоть до 1996 года, будучи вмонтированным в коронационныйтрон. В этой связи можно указать на любопытный факт: в то время какшотландские легенды уверяют, что этот таинственный камень попал в Шотландиюиз Ирландии, ирландские предания также утверждают, что он был принесен вШотландию из Ирландии. Эти свидетельства представляются вполне убедительными, однако ведущиеспециалисты по археологии полагают, что Стоунский камень и Тарский камень неявляются и никогда не являлись одним и тем же камнем. Настоящий Лиа Файл (Файлский камень) всегда оставался в Ирландии и былперенесен со своего древнего места на вершине Тарского холма в 1798 году намогилу мятежников, похороненных возле кургана, известного в наши дни подназванием "могила Кроппи". Откуда бы - с небес или с края земли - ни пришли боги клана Туатха ДеДанаан, они целой толпой высадились на берег Ирландии в тот самыймистический день первого мая, не встретив никакого отпора. Более того,туземцы, которых Харлейский манускрипт именует людьми клана Фир Болг, дажене заметили их. И чтобы и дальше оставаться не замеченными для аборигенов,Морриган, Бадб и Маха решили прибегнуть к помощи тех магических познаний,которыми они овладели в бытность в Финиасе, Гориасе, Муриасе и Фалиасе. Онирассеяли "дожди и густые непроницаемые "друидические" туманы" по всем землямИрландии, под воздействием которых на людей клана Фир Болг прямо из воздухахлынули огонь и кровь, так что бедным туземцам пришлось три дня и три ночипрятаться в глухих убежищах. Однако у клана Фир Болг тоже были своисобственные друиды, и им в конце концов удалось остановить эту беду,прочитав ответные заклятия, в результате чего чары рассеялись и воздух опятьстал чистым и прозрачным. Тем временем клан Туатха Де Данаан, продвигаясь все дальше на запах,достиг места, именуемого "Морская равнина" в Лейнстере, где и встретилисьармии противников. Для начала оба войска выслали вперед по парламентеру дляпереговоров. Воины молча двинулись навстречу друг другу, зорко оглядываяодин другого из-за края щита. Но затем, сойдясь поближе, они разговорились,проявляя особый интерес к оружию друг друга, так что стали почти друзьями. Воин клана Фир Болг с восхищением взирал на "очень красивые, тонкие,легкие и остроконечные копья" бойца Туатха Де Данаан, а на посланника кланабогини Дану не меньшее впечатление произвели пики Фир Болг, "тяжелые,толстые, без наконечников, но остро заточенные". Слово за слово воины решилиобменяться оружием, чтобы каждая из сторон, осмотрев оружие противника,могла хотя бы приблизительно оценить его силу. Перед тем как расстаться,посланник Туатха Де Данаан предложил клану Фир Болг через его послазаключить мир и поделить страну на две равные половины. Вернувшись к своим, посол Фир Болг посоветовал им принять этопредложение, однако их король Эохаид не пожелал этого. "Если мы отдадим этимчужеземцам половину, - заявил он, - они скоро потребуют и другую". В то же время оружие клана Фир Болг произвело сильное впечатление наплемя богини Дану. Воины Дану решили занять более удобную позицию для боя и,отступив к западу, на земли Коннахта и оказавшись на равнине, именовавшейсяв древности Ниа, а в наши дни - Маг Туиред, что неподалеку от современнойдеревушки Конг, они решили построить свои ряды прямо перед переваломБалтаган (современный Бенлеви), чтобы в случае поражения можно было спастисьбегством. Воины Фир Болг не отставали от них и расположились лагерем напротивоположном краю равнины. Наконец Нуада, король клана Туатха Де Данаан,прислал парламентера с такими же предложениями, как и накануне. Однако кланФир Болг вновь отверг их. "Значит, - спросил их парламентер, - вы собираетесь дать нам бой?" "Мы хотели бы заключить перемирие, - отвечали воины Фир Болг, - намнужно починить оружие, почистить шлемы и наточить мечи. Кроме того, мыхотели бы сделать такие же копья, как у вас, а вы, наверное, тоже не прочьобзавестить такими пиками, как наши". Итак, в результате этих по-рыцарски честных, но, на згляд современныхдипломатов, наивных переговоров было заключено перемирие, продолжавшееся стопять дней. Наконец в середине лета два противоборствующих войска сошлись на полебоя. Воины богини Дану, сомкнувшие "свои широкие, обитые красной материейщиты", представляли собой настоящий "огненный строй". Им противостояли воиныФир Болг, "сверкая и поблескивая мечами, копьями, кинжалами и дротиками".Бою предшествовали смертельные поединки, в которых трижды девять бойцовТуатха Де Данаан противостояли такому же числу воинов Фир Болг и все доодного пали в бою. Затем последовали новые переговоры, целью которых былорешить, как сражаться дальше: каждый день или через день. Более того, Нуадаполучил от Эохаида заверения, что в битвах непременно будет участвоватьодинаковое количество бойцов с каждой стороны, хотя это, как сообщает намлегенда, было "очень невыгодно для короля [клана] Фир Болг, поскольку еговойско имело большой численный перевес". Последовавшие за этим боевыедействия представляли собой множество отдельных поединков, напоминающихбитвы греков с троянцами, описанные в "Илиаде". В конце каждого дняпобедители возвращались в свой стан и освежались и залечивали раны,погружаясь в ванны с отваром из целебных трав. Итак, первая битва при Маг Туиред продолжалась четыре дня, и обестороны понесли тяжелые потери. Герой клана Фир Болг, Сренг, сразившийся сНуадой, королем богов, нанес ему страшный удар и отрубил королю руку иполовину щита. Гораздо меньше повезло Эохаиду, королю клана Фир Болг: онпоплатился жизнью. Жестоко страдая от жажды, он с сотней уцелевших воиновотправился на поиски воды. Враги преследовали их вплоть до береговБали-исадара в Слиго. Здесь король попытался отбиться от преследователей, нобыл убит, и на его могиле был насыпан курган. Оставшиеся в живых воины кланаФир Болг, числом не более трехсот, решили сражаться до последнего и несдаваться. Однако бойцы Туатха Де Данаан предложили им во владение пятуючасть Ирландии, какую они сами пожелают выбрать. Фир Болг согласились ивыбрали Коннахт, ставший с тех пор их пристанищем на многие века, так чтодаже в XVII веке там можно было встретить людей, считавших себя потомкамиСренга. Письменные свидетельства об этом событии отличаются историческойдостоверностью и, лишенные всякой мифологизации, резко контрастируют сописанием другой битвы того же названия, в которой Туатха Де Данаансражались с полчищами фоморов. В Конге, расположенном неподалеку от местаэтой исторической драмы, сохранились архаические предания о них. На равнине"южной Маг Туиред" (как ее стали назвать, чтобы отличить от другой равнины -"северной Маг Туиред") сохранилось немало каменных кругов и курганов.Особенно много каменных кругов в окрестностях самой деревни; местныепредания утверждают, что в старину их было гораздо больше, но их каменьпошел на постройку стен и дамб. На месте, считающемся ареной древней битвы,тут и там встречаются большие пирамиды из камней. Ирландский хирург илюбитель древностей сэр Уильям Уайльд, отец знаменитого Оскара Уайльда,пишет в своей книге "Луг Корриб: камни и острова", что его буквальнопоразило неожиданное сходство между деталями описания легендарного сражения,представленного в одном старинном манускрипте, и сохранившимися до нашихдней преданиями, связанными с этими курганами, кругами и пирамидами. Этосходство говорило лишь об одном: свидетельства преданий имели абсолютнуюисторическую достоверность. Некоторые совпадения весьма любопытны. Уайльдсчитал, что "клан Фир Болг" представлял собой колонию племени белгов, а"Туатха Де Данаан" были племенем данов. Однако племя богини Дану имеет стольявные мифические черты, что бесполезно и бессмысленно пытаться искатьреальный его прототип в земном мире. Поистине сверхчеловеческие черты резкоотличают Туатха Де Данаан от клана Фир Болг. В эпическом цикле об ихподвигах со всей определенностью говорится о том, что Туатха Де Данаан -существа божественно плана, тогда как кланы Фир Болг, Фир Дхомхнанн и ФирГаилиоин - такие же смертные люди, как и прочие жители Ольстера. Позднейшиеисторические свидетельства упоминают о милесианских королях и о том, чтотрем указанным кланам было разрешено - при непомерно высокой арендной плате- селиться также в других районах Ирландии, за пределами Коннахта. Именноони в античных и средневековых анналах и хрониках нового времени именуютсядревнейшими жителями этой страны. По-видимому, истина в данном случаезаключается в том, что вся эта история войны между богами и кланом Фир Болг- плод домыслов сравнительно более позднего времени. В наиболее раннихдокументах есть упоминания лишь об одной битве при Маг Туиред. Появлениесвоего рода "битвы-двойника", по всей вероятности, следует отнести к XIвеку, а ее автор вполне мог воспользоваться легендами, повествующими оподлинном сражении, в котором в старину встретились два неизвестных войска,положив этот эпизод в основу своей компиляции. Она не имеет никакогоотношения к подлинно мифологическому преданию о некой грандиозной битве, вкоторой Туатха Де Данаан, боги гэлов, сражались с фоморами, богамииберийцев. Очень интересна и даже забавна легенда, сохранившаяся в Книге БуройКоровы. Она озаглавлена "Легенда о Туан Мак Кэйрелле"; в ней излагается своясобственная версия вторжения иноземцев в Ирландию. Согласно этой легенде, святой Финнен, ирландский аббат, живший в VIвеке, отправился с мирной миссией к некоему вождю по имени Туан Мак Кэйрелл,жившему неподалеку от монастыря Финнена, в деревушке Мовилл, графствоДонегал. Туан отказался принять его, и святой целое воскресенье терпеливопросидел на пороге у двери вождя, пока, наконец, суровый воин-язычник невпустил его в дом. Так между ними установились добрые отношения, и святойспокойно вернулся к своим монахам. "Туан - человек добрый, - сообщил он им. - Он скоро придет к нам иповедает древние ирландские предания". Этот понятный человеческий интерес к старинным мифам страны, понаблюдению многих исследователей, является характерной чертой, на которуюпостоянно указывают литературные памятники первых веков распространенияхристианства в Ирландии. Вскоре после этого Туан действительно нанес святому ответный визит ипригласил его со своей братией посетить его крепость. Монахи спросили вождя,как его имя и откуда он родом, и были поражены его ответом. Вождь заявил:"Меня зовут Туан, сын Кэйрелла. Однако прежде я носил другое имя: Туан, сынСтарна, сына Серы; мой отец, Старн, был братом Парталона". "Поведай же нам историю Ирландии", - обратился к нему святой Финнен, ивождь начал свой рассказ. Парталон, по его словам, был первым человеком, поселившимся в Ирландии.После страшного мора удалось выжить одному Туану, "ибо в старину никогда небывало, чтобы после боя не оставалось хотя бы одного человека, который могбы рассказать о случившемся". Туан остался один на всем острове, бродил отодной опустевшей крепости к другой, от скалы к скале, пытаясь найти укрытиеот волков. Так он прожил в одиночестве целых двадцать два года, скитаясь побезлюдным пустыням, и в конце концов состарился и совсем одряхлел. "В те времена Ирландию захватил Агноман, сын Немедха. Он [Агноман] былбратом моего отца. Я видел его с вершины утеса и постарался держатьсяподальше от него. Я весь оброс волосами, поседел, стал морщинистым идряхлым, был наг и страшен на вид, словно зверь. И вот однажды вечером язаснул, а когда проснулся утром, обнаружил, что превратился в оленя. Я сновастал молодым и полным жизненных сил и запел о приходе Немхеда и его клана ио своем собственном нежданном превращении: "Теперь я принял новый облик, икожа у меня разгладилась; меня переполняет радость и чувство неожиданнойпобеды: еще вчера я был и слаб, и беззащитен!" Так Туан стал королем всех оленей Ирландии, и оставался им на всемпротяжении правления Немхеда. Затем он рассказал о том, что немедийцы отправились в Ирландию целымфлотом, насчитывавшим тридцать две большие лодки, каждая из которых вмещалатридцать человек. Они провели в плаваниях долгих полтора года, большинствоиз них погибло от голода, жажды и кораблекрушений. Спастись удалось лишьдевятерым: это были сам Немхед и еще четверо мужчин и четыре женщины. Онивысадились в Ирландии, и со временем численность этого клана достигла 8600.Затем все они таинственным образом умерли. К Туану опять вернулись старость и дряхлость, но его ожидало новоеперерождение. "Однажды, когда я стоял у входа в пещеру, - я хорошо этопомню, - мое тело внезапно преобразилось и приняло другой облик. Теперь ястал диким вепрем и запел новую песню: "Теперь я вепрь - а было время, когда я сиживал в кругу людей ирассуждал о Парталоне. Сияло солнце, и звучала песня. О, как хвалили все моислова! Как нравились они прекрасным девам! А колесница вдохновенья несламеня все дальше по царству красоты. Как сладостно звучал мой голос! Мой шагбыл легок и тверд в бою. Лицо мое сияло от восторга. И вот теперь - увы! - ястал угрюмым черным вепрем... Да, так и есть. Я вепрем стал. Зато я вновьпомолодел, стал сильным и счастливым. Стал королем всех кабанов и вепрей вИрландии и, следуя обычаям своим, покинул свое новое пристанище, почуяв, чтобеспомощная дряхлость опять преследует меня, и возвратился вновь на землиОльстера. Там, только там мне удавалось преобразиться, сбросив старый облик.Вот почему я поспешил туда, в тот край, где я смогу облечься в новую имолодую плоть". Затем Туан, продолжая свой рассказ, поведал, что на побережье Ирландиивысадился Семион, сын Стариата, от которого и произошли впоследствии ФирБолг и другие кланы, заявившие о себе в более позднюю историческую эпоху. Иопять к нему вернулись старческая слабость и дряхлость, а за нимипоследовало новое преображение: на этот раз он превратился в "огромногоморского орла" и опять обрел молодость, свежесть и крепость сил. После,этого он рассказал монахам, что тут появились Туатха Данаан, племя Дану, "теистинные боги и мнимые божки, от коих, как известно всем и каждому, ведутсвой род ученые мужи Ирландии". Вслед за ними появились сыны Мил Эспэйна,победившие Туатха Де Данаан и подчинившие их себе. В это время Туан пережилновое превращение; он крепился и не спал целых девять дней, но затем "наменя напал глубокий сон, и я нежданно стал лососем". Он долго жил в речныхстремнинах, не раз спасаясь от сетей рыбачьих, но наконец попал в одну изних; ее забросила супруга Кэйрелла, который был у них вождем. "О, женщинеужасно не терпелось съесть целиком меня и без остатка, и скоро я попал вжелудок к ней". Затем он родился опять, на этот раз став Туаном, сыномсамого Кэйрелла, но в нем до сих пор сохранилась память о прежних жизнях,обо всех своих превращениях и славных эпизодах истории Ирландии, и онпоспешил поделиться всеми этими воспоминаниями с христианскими монахами,которые тотчас бережно записали его рассказы. Это языческое предание, передающее атмосферу седой древности и детскойсредневековой веры в чудеса, напоминает превращения уэльского герояТалесина, также ставшего орлом, свидетельствуя о том, что идея о переселениидуш крепко завладела воображением древних кельтов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: