Глава 9. Война с гигантами тем временем кончились семь лет, отпущенных на подготовку к войне

ВОЙНА С ГИГАНТАМИ Тем временем кончились семь лет, отпущенных на подготовку к войне. Занеделю до праздника Самхейн Морриган с помощью чар узнала, что фоморы ужевысадились в Эрине. Она немедленно послала гонца, чтобы сообщить об этомДагде, который тотчас приказал своим друидам отправиться к броду на рекеУниус в Слиго и читать самые страшные заклинания против врагов. Какоказалось, племя богини Дану было не совсем готово к битве. Поэтому Дагдарешил сам отправиться в лагерь фоморов в качестве парламентера и вступить сними в переговоры, чтобы выиграть немного времени. Фоморы приняли его сподобающим почетом и учтивостью и устроили в честь его приезда пир,предложив Дагде кашу, до которой тот был большой охотник. Для этого фоморывлили в большой царский котел, огромный, как кулаки пяти великанов, четыреполных галлона [1] свежего молока, добавив соответствующее количество муки исвиных окороков. Сварив кашу, они вывалили содержимое котла в огромную яму."Ну вот, - сказали они, - если ты не съешь ее всю без остатка, мы убьемтебя, ибо мы вовсе не хотим, чтобы ты, вернувшись домой, принялсярассказывать всем, что фоморы не сумели тебя как следует угостить". Однакофоморам не удалось испугать Дагду. Он преспокойно вытащил ложку, такуюогромную, что в ней могли уместиться два человека, запустил ее в кашу ипринялся вылавливать из нее куски солонины и половинки окороков. [1] I галлон= 4.54л (прим. перев.). - Если это варево так же хорошо на вкус, как на запах, - проговорил он,- я мигом управлюсь с ним. - И в доказательство своих слов Дагда дочистасъел всю кашу в яме. После этого он с трудом поднялся на ноги и поплелсяспать под хохот и насмешки фоморов. Дело в том, что живот у него раздулсянастолько, что бедняга едва мог двигаться. Живот кашееда стал больше самогобольшого котла, напоминая скорее парус, раздувшийся на ветру. Зато эта насмешка над Дагдой, подстроенная фоморами, дала клану ТуатхаДе Данаан время, чтобы собрать свои силы. И вот накануне праздника Самхейндва войска сошлись лицом к лицу на поле боя. Но фоморы и представить себе немогли, что племя богини Дану окажет им столь упорное сопротивление. - Как по-твоему, неужели они посмеют вступить в бой с нами? - обратилсяБрес к Индеху, сыну Домну. - Если они не заплатят нам дань, мы соберем ее их же собственнымикостями, - отозвался тот. Предание о битве богов и гигантов, естественно, отражает память овойнах гэлов, главное место в которых отводилось поединкам, своего родадуэлям, богатырей. Оба войска преспокойно стояли и смотрели, как изо дня влень кипели жаркие поединки между наиболее амбициозными воинами. Однако втаких поединках не принимали участие наиболее выдающиеся воины Туатха ДеДанаан и фоморов. Иногда в них побеждал бог, иной раз - гигант, по при этом исходпоединков оценивался сторонами по-разному, что весьма удивляло фоморов. Еслиих собственные мечи или копья ломались, они никогда больше не брали их вруки, а если их герои гибли, то гибли окончательно и уже больше невозвращались к жизни. У племени богини Дану все было совсем иначе. Оружие идоспехи, сломанные и поврежденные накануне, на следующий день опять как ни вчем не бывало сверкали в руках воинов Туатха Де Данаан, а воины, убитые впрошлой битве, вновь выходили на боя целыми и невредимыми, готовясь, еслинадо, вновь сложить свои головы. Фоморы решили послать кого-нибудь разузнать тайну всех этих чудес. Рольразведчика они решили поручить Руадану, сыну Брес и Бригит, дочери Дагды,являвшемуся, таким образом, полубогом и полугигантом. Руадан притворилсяодним из воинов Туатха Де Данаан и отправился на поиски Гоибниу. Вскоре онотыскал бога-кузнеца в его кузнице. Рядом с ним трудились Лухтэйн,бог-плотник, и Крейдхн, бог-медник. Присмотревшись, лазутчик фоморовзаметил, что Гоибниу выковывает наконечники копий тремя ударами молота,Лухтэйн вырезает древки для копий тремя взмахами топора, а Крейдхнприкрепляет наконечник к древку настолько плотно, что ему не приходитсяпроковывать бронзовые заклепки. Вернувшись к фоморам, Руадан рассказал имобо всем, и те послали его опять, на этот раз - чтобы попытаться убитьГоибниу. Лукавый Руадан проник в кузницу и попросил себе дротик. Ничего неподозревавший Гоибниу протянул ему дротик, и, как только оружие оказалось вруках лазутчика, он тотчас вонзил его в туловище бога-кузнеца. ОднакоГоибниу вырвал дротик из раны, отшвырнул врага в сторону и смертельно ранилего. Руадан, истекая кровью, поплелся к своим умирать, и его отец, Брес, имать, Бригит, оплакали свое детище, пригласив для этого ирландскогоплакальщика. Зато Гоибниу ничуть не пострадал. Он отправился к Диан Кехту,богу врачевания, который вместе со своей дочерью Эйрмид неотступно пребывалу волшебного источника, именовавшегося "родник здоровья". Когда кто-нибудьиз клана Туатха Де Данаан был убит или ранен, его приносили кбогам-врачевателям, и те омывали его чудотворной водой и мигом возвращалиему здоровье и жизнь. Однако племя богини Дану недолго пользовалось этим волшебным родником.О его существовании вскоре узнал молодой вождь фоморов, Октриаллах, сынИндеха. Он со своим другом решили ночью отправиться к роднику. Друзьяприхватили с собой огромные камни со дна реки Дроувс. Подойдя к роднику, онисбросили в него эти камни, а сверху набросали других камней, так чторасплескали всю целебную воду и наглухо заложили родник пирамидой из камней.Легенда называет это место по имени героя - "пирамида Октриаллаха". Эта удача вдохновила фоморов на решающее сражение Они выстроили на полебоя все свое войско. В рядах фоморов не было ни одного воина, не облаченногов кольчугу и шлем и не имевшего при себе длинного копья, крепкой дубинки итяжелого меча "Воинов-фоморов, сражавшихся в тот день, - пишет авторстаринной повести, - можно было сравнить с тремя вещами: с человеком,бьющимся головой о скалу, с храбрецом, ныряющим прямо в пламя, и сосмельчаком, держащим в руках змеиное гнездо". Против фоморов выступили все великие воины Туатха Де Данаан, заисключением Луга. Совет богов решил, что его разнообразные дарования делаютего жизнь слишком ценной, чтобы рисковать ею в бою. Таким образом, богипосоветовали ему держаться позади сражающихся, под охраной девяти воинов, нов последний момент Луг сумел ускользнуть от своих стражей и предстал набоевой колеснице перед своим войском. "Бейтесь храбро, - воскликнул он, -ибо пора покончить с вашим рабством! Лучше заглянуть в лицо смерти, чем житьв унижении, платя позорную дань". С этими ободряющими словами он развернулколесницу и помчался на возвышение, на котором его могли ви деть все воиныТуатха Де Данаан. Фоморы тоже увидели его и поразились. - Меня очень удивляет, - обратился Брес к своим друидам, - что солнцесегодня восходит на западе, a не на востоке, как повелось от века. - Для нас было бы лучше, если бы это и впрямь было так, - отвечалидруиды. - А что же тогда там так сияет? - спросил Брес. - Это светится лик Луга Длинные Руки, - ответили они. В этот миг оба войска издали громкий боевой клич. Копья ударили о щитыи послышалось тяжелое бряцание доспехов, звон и скрежет мечей, свист стрел идротиков. Казалось, отовсюду грянул ужасающий гром. Бойцы сражались, стоя так близко друг к другу, что головы, руки и ногифоморов соприкасались с головами ногами воинов Туатха Де Данаан. Кровьлилась рекой, и вскоре бойцам стало трудно держаться на ногах: такойскользкой стала земля, напитавшаяся кровью. Битва была настолько яростной ижестокой, что вся река Унсенн наполнилась телами убитых. В бою погибли многие выдающиеся вожди с обеих сторон. Огма, богатырьТуатха Де Данаан, убил наповал Индеха, сына бога Домну. Тем временем самБалор Могучий Удар неистовствовал среди богов, сразив их царя Нуаду, а такжеМаху, одну из грозных женщин-воительниц. Наконец он встретился с Лугом. БогСолнца громким голосом бросил вызов своему прадеду на родном языке фоморов.Балор услышал его и приготовился воспользоваться своим страшным смертоноснымглазом. "Приподнимите мне веко, - приказал он своим оруженосцам, - чтобы ямог взглянуть на наглеца, дерзнувшего заговорить со мной". Слуги с помощью особого крюка приподняли веко на ужасном глазу, и, еслибы его губительный взгляд коснулся Луга, тот тотчас был бы испепелен. Но кактолько глаз врага приоткрылся наполовину, Луг метнул в него свой волшебныйкамень, который вышиб глаз и пробил голову Балора насквозь. Глаз вытек наземлю прямо перед Балором и, падая, погубил трижды по девять воинов-фоморов,которых случайно коснулся его угасающий взгляд. Приведем старинное стихотворение, рассказывающее о тайне этогомагического камня. Камень этот носил название татлум, что означает"камень-мозг". В старину существовало поверье, что ирландские воины иногдасохраняли мозг убитых врагов, присыпав его известью. О татлум, крепкий и тяжелый! Как меток был бросок Де Данаан! Он выбил глаз губительный Балора! Встарь, в грозной битве двух великих войск Кровь жаб и яростных медведей, Кровь благородных львов Кровь змей и Осмуиннова потомства- Вот из чего был сделан татлум тот. Песок со дна Арморианской хляби, Свяшенный моря Черемного песок, Просеянный, сверкающий, отборный - Вот из чего был сделан татлум тот. Бриун, сын Бетара, известный воин, Что правил на брегах морей восточных, - Вот кто сумел смешать все воедино, Вот кто слепил тот самый татлум. И татлум тот тотчас вручили Лугу, - Тяжелый, твердый, а не мягче мха, - И тот в сраженье при Маг Туиред Своей рукой метнул его в Балора. Ослепление Балора явилось поворотным моментом битвы; фоморы дрогнули, азнаменитая Морриган, явившись на поле боя, горячо воодушевляла воинов богиниДану песней, начинавшейся со слов "Цари сошлись на битву", и воины,почувствовав прилив сил и мужества, изгнали остатки армии фоморов,поспешивших вернуться в свое подводное царство. Так закончилась великаябитва, именуемая по-ирландски Маг Туиредх на бфоморах, что в переводеозначает "Равнина фоморских башен", или, в более известном варианте, "Битвапри северной Маг Туиред", в отличие от другой знаменитой битвы при МагТуиред, в которой Туатха Де Данаан сражались против клана Фир Болгзначительно южнее от этого места. По свидетельству старинного манускрипта,фоморов в этом бою погибло больше, чем звезд на небе, песчинок на морскомберегу, снежных хлопьев зимой, травинок, истоптанных копытами белого скакунаМананнана Мак Лира, или волн на море, когда разгуляется буря. "Башни", иликолонны, по преданию, служившие мятными знаками на могилах павших, до сихпор сохранились на равнине Кэрроумор неподалеку от Слиго. Они представляютсобой замечательные образцы доисторических монументов. Среди них можновстретить мегалитические сооружения практически всех известных типов:пирамиды из камней с дольменами внутри, отдельно стоящие дольмены; дольмены,окруженные одним, двумя или даже тремя каменными кругами, такие же круги изкамней без дольменов. Общее число этих памятников превышает сотню. Околошестидесяти таких же доисторических монументов находятся на возвышенномплато шириной не более мили [1], представляя собой величественные руины -последнее напоминание о битве при Маг Туиред. Мы, вероятно, никогда неузнаем, чью память они на самом деле увековечили, но вполне возможно, что наэтой равнине в незапамятные времена разыгралась одна из самых славных битвдревности, после которой на ней были воздвигнуты монументы на могилах павшихгероев. Исследователи обнаружили под ними истлевшие головни и полуобгоревшиекости людей и коней, а также различные изделия из кремня и кости. Такимобразом, герои этой битвы были людьми Каменного века. Теперь трудноустановить, были ли эти кони одомашненным скотом, погребенным вместе сосвоими всадниками, или дикими животными, съеденными на поминальной тризне.Память о реальном событии, имевшем место здесь в древности, была утраченазадолго до появления хроник и сохранения ее реликтов в виде преданий о битвебогов и гигантов, дошедших до нас в гэльских мифах. [1] 1 миля=1609 м (прим. перев.). Боги Туатха Де Данаан, преследуя бегущих фоморов, захватили в пленсамого Бреса. Тот обратился к Лугу, умоляя пощадить его. - И какой же выкуп ты готов заплатить за это? - спросил Луг. - Я сделаю так, что у всех коров в Ирландии никогда не переведетсямолоко, - пообещал Брес. Прежде чем принять окончательное решение, Луг посоветовался сирландскими друидами. - Но что толку нам от этого, - решили те, - а Брес не продлит при этомжизнь самих коров? Продлить им жизнь оказалось не во власти Бреса, и он сделал другоепредложение. - Скажи своим, - обратился он к Лугу, - что, если вы пощадите меня, увас каждый год будет хороший урожай зерна. Но те отвечали ему: - У нас и без того есть весна, чтобы пахать и сеять, лето, чтобырастить урожай, осень, чтобы убирать его, и зима, чтобы съесть выращенныйхлеб. Этого с нас довольно. Луг передал их ответ Бресу. - Если хочешь сохранить жизнь, тебе придется заплатить за нее кудаболее высокую цену, чем эта. - И какова же она? - спросил Брес. - Поведай нам, когда лучше пахать, когда лучше сеять и когда убиратьурожай. Брес тотчас отвечал: - Пашите всегда во Вторник, сейте во Вторник и убирайте урожай тоже воВторник. И этот ловкий ответ (гласит предание) спас Бресу жизнь. Луг, Дагда и Огма продолжали преследовать фоморов, которые похитиливолшебную арфу Дагды. Боги последовали за ними и в подводное царство, гдежили Брес и Элатхан, и увидели арфу, печально висевшую на стене. Дело в том,что арфа Дагды не могла издать ни звука без позволения своего хозяина. Итогда Дагда запел: Проснись же, древо двухголосое! Воспрянь, четверозвучная десница! Придите, лето и зима!Гремите, флейты и волынки! [1] [1] Боевые трубы? Дело в том, что арфа Дагды имела сразу два имени. Одно из них было"Древо двухголосое", а другое - "Четверозвучная десница". Проснувшись и воспрянув, арфа сорвалась со стены, убила девять фоморови покорно опустилась в руки Дагды. Дагда сыграл фоморам три мелодии,знакомых всякому искусному арфисту: печальную, веселую и усыпляющую. Когдаон заиграл печальную мелодию, все присутствующие принялись рыдать. КогдаДагда исполнил веселую, все заулыбались и даже засмеялись, а когда онзатянул усыпляющую, все тотчас уснули. И пока хозяева спали, Луг, Дагда иОгма преспокойно покинули дворец. Кроме того, Дагда захватил с собой телку черной масти, которую он, посовету младшего сына Оэнгуса, потребовал от Бреса. В этом совете проявиласьмудрость и проницательность Оэнгуса, ибо это была та самая телка, услыхавмычание которой весь скот племени богини Дану покорно следовал за ней.Стоило ей только подать голос, как весь скот, угнанный фоморами у кланаТуатха Де Данаан, тотчас возвращался обратно. Однако силы фоморов былиразгромлены не до конца. Четверо из них еще оказывали сопротивление победителям, похищая у нихзерно, плоды и молоко. Однако Морриган, Бадб, Мигхир и Оэнгус продолжалипреследовать их и в конце концов навсегда изгнали с ирландской земли. Наконец Морриган и Бадб добрались до вершин самых высоких гор Ирландиии провозгласили победу над фоморами. И все младшие боги, не участвовавшие вбитве, собрались вокруг них, чтобы послушать новости. Бадб запела песню,которая начиналась так: Мир воцарился на небе; Небо нисходит на землю; Земля простерта под небом, И все исполнено сил... Но конец песни потерялся и забыт. Затем она произнесла пророчество, в котором предсказывала приближениеконца века богов и начало новой эпохи, когда летом перестанут расцветатьцветы, коровы не будут давать молока, женщины потеряют стыд, мужчинысделаются слабыми и дряхлыми, когда на деревьях перестанут расти плоды, а вморе не будет рыбы, когда старики будут подавать глупые советы, а законникистанут издавать несправедливые законы, когда воины начнут предавать другдруга, все люди сделаются ворами и лжецами и на земле не останется больше ничести, ни добродетели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: