Текстообразующая компетенция коммуникантов

Как уже указывалось, речевая коммуникация осуществляется че­рез посредство высказываний и текстов. Языковые единицы, составляющие текст, выступают в нем в своих контекстуальных значениях, кото­рые формируются на основе их значений в языке и контекста их упот­ребления в тексте.

Совокупность контекстуальных значений единиц высказывания в их взаимосвязи составляет план содержания высказывания. Как уже указывалось, план содержания высказывания составляет лишь часть информации, передаваемой с помощью высказывания. План содержания («языковое содержание») является основой для выведения глобального смысла более или менее одинаково интерпретируемого коммуникантами, владеющими соответствующим языком. Смысл высказывания неодноз­начен, подвижен, поскольку его интерпретация зависит от фоновых зна­ний и умственных усилий получателя информации. Языковое содержа-


ние высказывания может передавать информацию эксплицитно, то есть через сами значения языковых единиц, или имплицитно, то есть через дополнительный смысл, связанный с этими значениями в сознании гово­рящего коллектива. В связи с этим речевые акты, создающие высказы­вания, могут быть прямыми или косвенными. Так, вопрос «Не можете ли Вы закрыть дверь?» подразумевает просьбу это сделать, а фраза «Я за рулем» может означать «Мне нельзя пить спиртное».

Главное в смысле высказывания — это намерение отправителя (автора, источника информации), то сообщение, ради которого он со­здал речевое произведение. Намерение автора определяет содержание высказывания и его смысл, но может реализоваться в них с разной полнотой и более или менее успешно. Поэтому авторское намерение, выводимое из содержания и смысла текста, может в разной степени соответствовать субъективному замыслу автора. В ходе коммуникации Источнику иногда приходится пояснять, «что он хотел сказать» или оправдываться («Я не это хотел сказать»).

Для передачи более сложных сообщений ряд высказываний объе­диняется структурно и семантически в единое целое — текст. Текст — единица коммуникации — может состоять и из одного высказывания. Для обеспечения целостности (когерентности) текста используются различные средства смысловой и формальной связи (когезии). Способы и средства оформления структуры зависят от типа текста и характера пе­редаваемой информации. Существуют стандартные типы текстов, строя­щиеся по принятым схемам, и нестандартные типы текстов, обладающие относительно свободной структурой. Отдельный текст может в различ­ной степени соответствовать своему типу (прототипу).

В структуре текста могут более или менее четко выделяться от­дельные части: главы, разделы, подразделы, абзацы, сверхфразовые единства и отдельные высказывания. Разные части текста могут обла­дать неодинаковой значимостью и самостоятельностью в составе текста, но все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. В этом смысле текст функционирует как единое коммуникативное целое, выполняя опреде­ленную функцию.

Умение создавать тексты различного типа в соответствии с ком­муникативной задачей и ситуацией общения, обеспечивать надлежащую структуру текста, использовать языковые единицы текста по правилам построении речевых единиц в языке, оценивать место и соотношение


отдельных частей текста и воспринимать текст как связное речевое це­лое составляет текстообразующую компетенцию коммуникантов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: