Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе по модулю 1

При изучении литературы к данному модулю студенты должны проследить различия между отечественными психологами в представлениях как о личности в целом, так и о ее основных компонентах: темпераменте, характере, способностях, мотивационной сфере, самосознании. Студенты должны хорошо знать определения основных терминов, изучаемых в этой части курса.

Контрольные вопросы к модулю 1.

Тема 1. Понятие личности в отечественной психологии

1. Что отличает личность от индивида?

2. Чем различаются понятия личность и индивидуальность?

3. Как определяет личность С.Л Рубинштейн?

4. Как определяет личность Л.И.Анцыферова?

5. Чем различаются понятия личность и субъект деятельности?

6. Каковы критерии для оценки уровня развития личности?

7. Каковы критерии для оценки содержания и уровня теорий личности?

Тема 2. ПОНЯТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

1. Как соотносятся понятия индивидуальности, субъекта деятельности и личности в концепции Б.Г.Ананьева?

2. Какие уровни интегральной индивидуальности выделил В.С.Мерлин?

3. Что такое метаиндивидуальность и интраиндивидуальность, по В.С.Мерлину?

4. Что означают понятия трансиндивидуальности и экоиндивидуальности по Л.Я.Дорфману?

5. Почему А.Г.Асмолов рассматривает индивидуальность как совокупность смысловых отношений и установок человека в мире?

6. Какие факторы способствуют развитию индивидуальности?

Тема 3. СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ЛИЧНОСТИ

1.В чем состоит сущность структурного подхода в психологии личности?

2. В чем разница между эмпирическим и теоретическим способами построения структуры личности?

3. Какие уровни выделяет К.К.Платонов в своей динамической функциональной структуре личности?

4. Что находится на этих уровнях?

5. Какова структура личности в концепции В.С.Мерлина?

6. Что стоит за понятием симптомокомплекса?

Тема 4. ТЕМПЕРАМЕНТ КАК ДИНАМИЧЕСКАЯ СТОРОНА

ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

1. В чем состоят недостатки типологического подхода к исследованию темперамента?

2. Каковы отличительные признаки свойств темперамента по В.С.Мерлину?

3. Какова взаимосвязь между свойствами нервной системы и свойствами темперамента?

4. Что такое эмоциональная возбудимость и сила эмоций?

5. Что такое реактивность и активность?

6. Что такое ригидность?

7. Какие свойства темперамента описал В.М.Русалов?

8. Как происходит развитие свойств темперамента в детском возрасте?

9. Какие факторы маскируют проявление темперамента в поведении человека?

Тема 5. ХАРАКТЕР КАК СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СТОРОНА

ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

1. В чем состоит отличия черт характера от свойств темперамента?

2. Что понимал А.Ф.Лазурский под понятиями эндопсихики и экзопсихики?

3. Каковы психические уровни развития личности и критерии для их определения по А.Ф.Лазурскому?

4. Что нового в понимание отношений личности внес В.Н.Мясищев?

5. В чем состоит социально-типичное и индивидуально-своеобразное в характере?

6. В чем состоит акцентуация черт характера по К.Леонгарду?

7. Какие типы акцентуаций описал К.Леонгард?

Тема 6. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ

1. Что такое “потребность”, “мотив” и каково соотношение между ними?

2. Чем различаются активационная и гомеостатическая модели мотивации поведения человека?

3. Каковы основные проблемы психологии мотивации по Х.Хекхаузену?

4. Чем различаются осознанные и неосознанные мотивы поведения?

5. Какие виды установок описал А.Г.Асмолов?

6. Чем отличаются внутренние и внешние мотивы поведения?

7. Что такое смыслообразующие, знаемые и действенные мотивы по А.Н.Леонтьеву?

Тема 7. СПОСОБНОСТИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОДУКТИВНОСТИ

ЛИЧНОСТИ

1. Каковы отличительные признаки способностей по Б.М.Теплову?

2. Каково соотношение между задатками и способностями?

3. Какова структура способностей по С.Л.Рубинштейну?

4. Какие виды способностей выделял К.К.Платонов?

5. Что понимается под общими и специальными способностями?

6. Что такое одаренность как она связана со способностями?

7. Какие типы интеллектуальной одаренности описала М.А.Холодная?

8. Чем отличаются модели интеллекта Ч.Спирмена и Л.Терстоуна?

9. Каково строение модели интеллекта Дж.Гилфорда?

Тема 8. САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ

1. Каково соотношение между сознанием и самосознанием?

2. Какие стадии развития самосознания выделил В.С.Мерлин?

3. Какие факторы способствуют развитию самосознания личности?

4. В чем состоят функции самосознания?

5. Что такое “Я-образ”?

6. Какие компоненты Я-концепции выделил Э. Бернс?

7. Что такое самоотношение личности?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: