Вопрос 2. Объектом антропологии является человек, взятый в контек­сте его культуры

Объектом антропологии является человек, взятый в контек­сте его культуры. Человек рассматривается в ней как родовое существо, прошедшее историко-культурную эволюцию. Объек­том социальной антропологии является человек, жизнеде­ятельность которого протекает совместно с другими. В объект включается при­родное, социальное и искусственное окружение человека. Все это вместе можно представить в виде статического и дина­мического состояний. Статистическое состояние - систему (картину) взаимоотношений человека с этим окружением. Динамическое состояние — процессы его взаимодействия с ним. В обоих случаях есть нечто, упорядочивающее эти состояния. Этим нечто выступает культура.

Понятие «культура» многоаспектно.

Чтобы выделить культурное из всего содержания социальной жизни, стали различать циви­лизацию и культуру. Цивилизация — это основное содержание общественной жизни в конкретно-исторический отрезок времени, а культура — лишь собственно человеческое, т.е. то, что направлено на историческое и конкретное выживание.

Под культурой стали понимать ценностно отобранный и символико-семиотически организованный позитивный опыт совместной жизнедеятель­ности множества людей.

Отбирая из всей общественной практики лишь того, что поддерживает, направляет, упорядочивает и одухотворяет со­вместную жизнь людей, означает, что мы рассматриваем куль­туру, как все то, что позитивно, полезно для человека.

Невозможно культуры разных народов располагать на единой шкале прогресса.

ХХ век с его потрясениями привел к убеждению, что любой народ имеет право на жизнь, на культуру, право быть равным в сообществе народов.

Культуры на­родов могут быть оценены лишь функционально, по отноше­нию к своей популяции, обществу, т.е. с позиции того, насколько эффективно они упорядочивают, направляют, на­полняют смыслом жизнь того или иного народа. Культуры, следовательно, несравнимы друг с другом.

Основной фактор, которым мы руководствуемся при при­нятии такой позиции — высокая значимость каждого народа в мировом сообществе.Право народа на жизнь и самоопределение в системе государствтрансформируется в права человека. «Права человека» — явление культуры.

Итак, объектом социальной антропологии является человек, взятый в его социальном и природном окружении и рассмотренный через призму культуры его общества (среды).

Социальное окружение изучается с помощью знаний по социологии.

А социальные взаимодействия, достижения взаимопонимания субъектов, упорядочение обеспечиваются культурой, ее нормами, ценностями, знаниями, образцами, знаковой системой, символи­кой и т.д.

С одной стороны, мы имеем формы соци­альности, а с другой — атрибуты культуры. Исследуя социальные процессы (как социологи), мы изучаем степень оснащеннос­ти социальных процессов, которые вызываются к жизни потребностями людей, атрибутами культуры.

Ключевой категорией социальной антропологии выступает понятие «социокулътурный процесс».

В объект социальной антропологии входит также географи­ческая среда формирования и развития той или иной культуры. Все это изучает частная научная дисциплина, называемая геокулътурологией.

Социальная антропология является областью гуманитарно-на­учного познания, она осуществляет связь человека как биопсихосоциального существа, т.е. существа мыслящего, понимающего других, переживающего и творящего, применяя, с одной стороны, обез­личенные методы анализа, а с другой — ценностный подход к выбору целей своих рекомендаций, она как бы объединяет результаты бесстрастного анализа с человеческой целью для внедрения своих знаний в жизнь. В этом ее практическая значимость, полезность для людей.

Предмета социальной антропологии являются закономерности и механизмы взаимодействия человека с его социальным и природным окружением в условиях конкретной культурной системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: