Вопрос 3. Причины этнических конфликтов

1. социально-экономические – неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях или органах власти;

2. культурно-языковые – недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни;

3. этнодемографические – быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения;

4. экологические – ухудшение качества окружающей среды в результате ее загрезнения либо истощения природных ресурсов вследствие использования представителями иной этнической группы или государством, ассоциирующимся с другим народом;

5. экстерриториальные – несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов;

6. исторические – прошлые взаимоотношения народов (войны, былое отношение господства – подчинения и т.д.);

7. конфессиональные – не только из-за принадлежности к различным религиям и конфессиям, но и из-за различий в уровне современной религиозности населения;

8. культурные – от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры.

Вопрос 4

Становление личности человека сопровождается освоением им культуры своей среды. Человек живущий, т.е. действующий и познающий, немыслим без оснащенности элементами «своей» культуры, из которых главными выступают для него ценности и нормы жизни, деятельности и поведения. В совокуп­ности они образуют его мир в повседневной жизни, мы узнаем суть человека по его реальным действиям.

В разных словарях социализация определяется как: 1) «про­цесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит», 2) «как процесс усвоения и дальнейшего разви­тия индивидом социально-культурного опыта», 3) как «процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценно­стей, норм, установок, образцов поведения, присущих данно­му обществу, социальной общности, группе», 4) как «слож­ный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, усвоения об­щественного опыта и реализации собственной сущности посред­ством выполнения определенной роли в практической деятель­ности».

Существует большое количество теорий социализации. Истоки теории социализации намечены в работах Тарда, описавшего процесс освоения личностью ценностей и норм через социальное взаимодействие. Подражание, по Тарду, является принципом, лежащим в основе процесса социализации, причем оно опирается как на физи­ологические потребности и вытекающие из них желания людей, так и на социальные факторы (престиж, повиновение и прак­тическая выгода).

Типовым социальным отношением Тард признавал отноше­ние «учитель — ученик». В современных взглядах на соци­ализацию такой подход считается узким, так как социализация признана частью процесса становления личности, в ходе которого формируются наиболее общие черты личности, про­являющиеся в социально-организованной деятельности, регу­лируемой ролевой структурой общества. Обучение социальным ролям происходит в форме имитации.

По Парсонсу, общие ценности и нормы осваиваются индивидом в процессе общения с другими людьми, в результате чего, нормативные стандарты входят в структуру потребностей личности. Так происходит проникновение культуры в мотивационную струк­туру индивида в рамках социальной системы. Здесь нужно учитывать, что механизмом познавания и усвоения ценностей и норм является принцип удо­вольствия — страдания, сформулированный Фрейдом и приводит в действие с помощью вознаграждения и наказания. Имитация обучаемого опираются на чувства любви и уважения (к учителю, отцу, матери, семье в целом и т.д.).

Социализация сопровождается воспитанием, т.е. целенап­равленным воздействием воспитателя на воспитуемого. Соци­ализация как часть формирования личности может быть за­частую противоречивой по отношению к линии воспитания, избранной воспитателем. Она может быть продиктована представлениями об образе человека, господствующем в данной культуре. Такой точки зрения придерживается И.С.Кон. Он выделяет в европейской культуре четыре образа, которые направляют воспитательный процесс в общество.

В основе этих образов лежат идеи, характеризующие природу человека:

а) идея первородности греха (христианский взгляд на природу человека). Педагогика основана на «изгнании» из человека греховности, изначально присущей ему. Отсюда следует и идея «спасения», «очищения» души, но под воздействием примеров Христа и святых. Педагогика, основанная на такого рода представлениях, достаточно репрессивна, действует угрозами, наказаниями и обещаниями вознаграждения «на том свете»;

б) идея природной детерминированности «судьбы» человека, логики и линии его развития в личность. Генотип признается фактором, предопределяющим самоактуализацию личности. Отсюда — принцип «свободного воспитания», вывод о том, что генотип проявится, несмотря на любые педагогические усилия и регуляцию факторов среды, влияющих на становление личности. Продуктом такой педагогики обыч­но является личность без устойчивых ценностных и норма­тивных ориентиров;

в) идея педагогической детерминированности личности. Человек представляется чистой доской, на которой воспитатель может начертать что угодно. Такой образ человека способствует произволу воспитателя, отрыву от жизни и ведет, как правило, к формированию личности, слабо ориентирующейся в жизненных ситуациях;

г) идея детерминированности развития личности лишь средой, ее культурой. Основанная на ней пассивная педагогика формирует иждивенческую психологию.

В последние годы в нашей стране достаточно широкое распространение получили астрологические представления о судьбе человека, его характере и линии поведения. Пока такие представления носят ненаучный, более того, антинаучный характер. Но если система «ожидаемого поведения» от лич­ности войдет в практику семейного воспитания, то через два-три поколения астрологический взгляд на природу человека можно будет оценить как воспитательный фактор.

Колберг установил, что существуют три уровня социализации (их реальность проверена эмпирически): доморальный, конвенциальный и моральный.

- доморальный, который характерен для взаимоотно­шений детей и родителей

- конвенциальный — на принципе взаимного воздаяния (хороший поступок нужен родителю);

моральный уровень характеризуется тем, что поступки личности начинают регулироваться совестью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: