Лекция 4. Этнос и этнокультура

1. Современное состояние этнологии.

2. Меморандум Кона.

3. Причины этнических конфликтов

4. Процесс социализации. Девиантное поведение.

5. Факторы социального контроля девиантного поведения.

Люди, населяющие Земной шар, образуют множество разнообразных общностей.. Особое место среди них занимают общности, именуемые в русском языке народами, а в научной литературе – этносами.. Сам по себе термин «этнос» используется в этнологической культуре уже довольно давно, однако научное осмысление его как специального понятия произошло лишь в последние десятилетия. В отечественной науке до последнего времени господствовали теоретические взгляды, согласно которым этносы (или этнические общности) – это реально существующие группы, которые возникают, функционируют, взаимодействуют между собой и наконец умирают.. Первые этносы (племена и соплеменности) возникли с появлением человека современного типа в эпоху первобытнообщинного строя.

Гумелев Л.Н. рассматривает этнос как явление географическое, природное, а не социальное. Он считал, что этнос – «это тот или иной коллектив людей, противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам, имеющий свою особую внутреннюю структуру и оригинальный стереотип поведения». Иными словами, основными признаками этноса он считает психологические характеристики: самосознание и стереотип поведения. Что такое стереотип поведения Гумелев приводит пример типичного поведения представителей разных народов в трамвае, куда вошел буйный пьяный. По мнению исследователя, русский «скажет несколько сакраментальных слов», немец позовет милиционера, татарин отойдет в сторону, а грузин «схватит обидчика за грудки и попытается выбросить его из трамвая».

Гумилев подчеркивает, что стереотипы поведения формируются у ребенка в первые годы жизни, то есть приобретается в процессе социализации.

В наши дни многие российские этнологи и психологи продолжают рассматривать этнос как реальную социальную группу, сложившуюся в ходе исторического развития общества..

С позиции психолога можно определить этнос как устойчивую в своем существовании группу людей, осознающих себя ее членами на основе любых признаков, воспринимаемых как этнодифференцирующие.

В мире существует около 200 суверенных государств, где проживает от 3 до 5 тысяч народностей. В каждом таком государстве есть «титульная» нация и национальные меньшинства, народности, этнические группы. Отсюда следует необходимость проведения националь­ной политики, стремящейся укрепить единство государства путем защиты, в первую очередь, интересов «державной» нации и предоставлением территориальной и культурной автономии национальным меньшинствам. В основе национальной политики должна лежать определенная концеп­ция. Она обычно формируется на фоне общей теории — этнологии.

По переписи 1989 г. в России проживает свыше 130 наций, народностей и этнических групп (самая большая нация — русские — насчитывает 120 млн., самая малая группа — кереки — около 100 человек). В силу того что в 21 из 31 автономии русские численно преобладают над местным населением, концепция национальной политики должна сделать акцент также и на формирование культурно национальных автономий.

Кризис национальной политики в нашей стране привел к тому, что ученые формируют новые основы современной этнологии.

Этнос есть исторически сложившаяся совокупность людей, обладающих относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка) и психики, а также создающих свое единство и отличие от других таких же образований.

Этническая культура — это ценностно-отобранный и органи­зованный жизненный и профессиональный опыт этноса.

Так, специалисты в области психологической антропологии интересуются в первую очередь способами социализации детей у разных народов.

В 1954 г. американский исследователь Дж. Хонигман попытался дать целостное представление о школе «Культура и личность», которая к этому времени уже пережила пик своей популярности. Основным методом исследования в рамках этого направления было длительное интенсивное наблюдение. Этнолог проводил полевые исследования, которые могли длиться годами:

«Он готов отказаться от прелестной цивилизованной жизни и подвергнуться на месяцы всем неудобствам и неприятностям жизни среди людей, манеры, методы санитарии и образ мышления которых ему чужды. Он готов изучать их язык, погрузиться в их нравы, проникнуть в их культуру всей душой, так чтобы сопереживать их антипатиям и радоваться их триумфам».

Мы все время говорим о различиях между культурами, но исследователи пытаются выделить и культурные универсалии, т.е. черты культуры, свойственные всем народам. Например, повсюду на Земле в той или иной форме существуют религиозные обряды, совместный труд, танцы, образование, спорт, приветствия и т.д. Но дело в том, что формы проявления этих культурных универсалий могут сильно различаться: приветствуя друг друга, люди в разных культурах пожимают руки, целуются, трутся носами или ложатся ничком на землю. Особое место среди причин разнообразия культур занимают объективные условия природной среды и географического положения, которые включают ландшафт, климат, флору, земельные угодья, полезные ископаемые и т.д.

Мы не можем найти двух разных этносов с абсолютно одинаковыми культурами. Очень не похожие элементы культуры – казалось бы русские, живущие в разных областях, но сколько различных их жилища, костюмы, песни и танцы.

Развитый этнос имеет свое самосознание. Структура его состоит из представлений о характерных чертах народа, его происхождении, историческом прошлом, государственности, языке, нормах и ценностях народа. Формирование этнического самосознания происходит по форме: архетип -> менталитет -> формы общественного сознания.

В объяснении природы этничности существуют два подхода:

а) этничностъ изначальна – она является первоначальной характеристикой человеческого бытия. Она есть не просто личная привязанность или тактическая необходимость. Она присуще человеку с рождения и до смерти, имеет собственную логику, часто независимую от других элементов бытия. Отсюда идут и известные выражения: «зов крови», «родная земля»;

б) этничность ситуативна - она используется как метка, тип репутации при достижении личностью (группой) своих целей. Она зависит от сложившихся потребностей в конкрет­ных макро- и микро ситуациях.

Структура этностатуса как части социального статуса состоит из: объективных факторов и самооценки нации в целом и групп внутри этноса. Степень самоидентификации людей со своей этни­ческой группой можно оценить также посредством измерения сохранности культуры и внутренней сплоченности (сохранность языка и отношение к нему, знание народных обычаев, обрядов и т.д.).

Вопрос2.

В ноябре 1993 г. на конференции в г.Кона на Гавайских островах были разработаны рекомендации по управлению этническими конфликтами, называемые «Меморандум Кона».

Современные научные данные говорят о том, что этническая (национальная) принадлежность является продуктом полити­ческой, культурной, религиозной и языковой истории общес­тва, его традиций, обычаев. Этническая принадлежность и борьба за национальное самоопределение сыграли в истории двойствен­ную роль:

а) ведущего фактора в падении империализма, тоталитаризма и утверждении прав и свобод личности,

б) причины разрушительных конфликтов, унесших жизнь милли­онов и причинивших огромный ущерб, а также оправдания ущемления прав и свобод личности «во имя нации» и уста­новления деспотических режимов.

Конфликт есть разновидность социального взаимодействия. Источником этноконфликта могут выступать дискримина­ция, этноцентризм.

Даже драку можно рассматривать как модель этнического кон­фликта, где каждая сторона сама устанавливает для себя пра­вила. В итоге получается «беспредел», и лишь силовое давление третьей стороны может его прервать (иначе он может тянуться десятки лет и привести к полному истощению сил противо­борствующих этносов).

Этноконфликт имеет четыре пери­ода: латентный период, проявление конфликта, активное течение конфликта, последствия конфликта.

Латентный период. Период, наиболее благоприятный для предотвращения конфликта. Во избежание конфликта властям следует:

— укреплять принцип единого и полного гражданства для всех жителей. Надо вовлекать национальные меньшинства в процесс принятия и исполнения законов (т.е. снять подозрения в несправедливости);

— вновь образованным государствам надо начинать с нулевого варианта гражданства, т.е. все живущие на территории государства должны получить гражданство. Это требование нарушено в некоторых государствах по отношению к русским, что чревато этнической напряженностью;

— осуществлять социально-экономическую политику, на­правленную на улучшение жизни и повышение статуса групп, ранее подвергавшихся дискриминации;

— включать в программы учебных заведений знания об опасностях этнических предрассудков, в том числе и в со­бственном сознании;

— повышать ответственность журналистов (вплоть до уго­ловного преследования), пишущих на этнические темы: фор­мулировки этнических процессов должны быть точными, без угроз и обозначения врага; необходимо гласно обсуждать конкретные вопросы без подстрекательства и агрессивности.

Особая роль принадлежит международным организациям: необходимо соблюдать объективность в освещении и оценке событий, сборе данных о поджигателях этнических войн для предания их со временем суду Международного трибунала.

Проявление конфликта. Этническая напряженность не всегда переходит в состояние войны. Война — прямое следствие пренебрежения мерами, необходимыми в латентный период конфликта. Действия властей:

— укреплять общественный порядок. Необходимо создавать специальные полицейские отряды, усилить требования к дисциплинированности частей, ограни­чивать подстрекательскую пропаганду. Тщательно следить за сохранностью и движением оружия. Подстрекательство и участие в уличных беспорядках должны наказываться по всей строгости закона, а вынесенные приговоры неукоснительно выполняться. Одна из ошибок — вынесение после конфликта мягких, условных приговоров зачинателям, которые ощущают в этих случаях, что ничем лично не рискуют;

— содействовать распространению точной и непредвзятой информации о конфликте в прессе.

Активное течение конфликта. Первая задача властей — остановить военные действия с целью добиться конструктив­ного решения этнических проблем в будущем. Необходимые меры:

— решительные заявления властей о нетерпимости насилия, сопровождаемые уверенными действиями армии и полиции. Поджигатели и вершители этнического конфликта должны быть задержаны, арестованы и по меньшей мере удалены из зоны конфликта;

— недопущение раскола по этническому признаку в струк­турах, обеспечивающих порядок. Если это необходимо, то следует заменить их войсками, вводимыми извне;

— твердый контроль за средствами связи и объективностью средств массовой информации:

— создание механизма прекращения огня и вступления в переговоры;

— минимизация потерь и материального ущерба (отвод войск, создание нейтральных зон. международный статус «свободных городов» и т.д.):

— предотвращение зверств и военных преступлений. Сбор данных для судебных разбирательств должен быть гласным.

Последствия конфликта. Любой конфликт рано или поздно заканчивается. Необходимо устранить реальные последствия конфликта и примирить вчерашних врагов. Для этого следует:

— сделать общее заявление об уроне и необходимости воссоздать единое гражданское общество на новой основе, т.е. в условиях национального примирения;

— придать восстановительному процессу этнически нейтраль­ный характер (освобождение заложников, предание земле погибших должны происходить без выделения героев, жертвы войны должны получить компенсацию, беженцы — вернуться домой, если, конечно, есть возможность); наладить медицин­ское обслуживание, особая забота должна быть проявлена о детях и женщинах, подвергшихся насилию; борьба против мародер­ства;

— не допускать героизации террористов, не допускать их на руководящие посты;

— начать общественный диалог на тему позитивных реформ;

— не драматизировать конфликт, ибо огромные страдания этносу, нации впоследствии принесут стремление к кровной мести. Особая роль в этом принадлежит школе и прессе. Для справедливого решения этих вопросов большое значение имеет своевременное расследование военных преступлений.

Целью всех этих мер является возврат страны к исходной точке и строительство долгосрочных взаимовыгодных и мирных отношений между населяющими страну различными этничес­кими группами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: