Лекция 7. Возрастная антропология и ее роль в социальной работе

  1. Возраст и индивид
  2. Возраст, общество, культура
  3. Основные принципы возраста

Переживания, связанные с возрастом глубоко пронизывают эмоциональную сферу человека на протяжении всей своей жизни. В раннем возрасте ребенок сталкивается с завистью к детям, которые старше него и стремиться подражать им в своем поведении.

В подростком периоде он сталкивается с периодом половой зрелости и переживает глубокие психологические моменты, а в последствии определяются главные вехи его жизни: поступление в школу, призыв на военную службу, уход на пенсию и т.д. Разочаровавшись в тех или иных ценностях молодые люди решают обрести свободу в рамках молодежной тусовки. Здесь все осуждается старшими (одежда, прическа, язык…) Но главное в такой среде независимость от авторитетов старшего поколения. Но уйдя от своих старших родственников, молодые люди автоматически попадают под власть «системной матери». То же происходит и в армии, первоначально выступает в качестве «молодого», «взрослея» в процессе прохождения службы. Женившись молодой мужчина становится отцом. Перед ним стоит задача – содержание семьи.

Обретя должный, соответствующий его возрасту статус, молодой человек начинает осознавать, что лучшие годы позади, прошлое ему кажется героическим, а люди и нравы царившие тогда, лучше чем теперь. Старость неизбежна: с возрастом связаны не только внутренние переживания. Возраст служит для нас важнейшим источником информации о других людях – прежде всего тех, с кем мы вступаем в социальные взаимодействия.

В любой ситуации и при общении с людьми, человека интересует вопрос о возрасте собеседника. Мотивом подобных вопросов является желание соотнести полученные сведения с теми представлениями, которые существуют в нашем сознании о возрастных характеристиках той или иной социальной роли. Эти представления, связаны с культурой, которая формирует устойчивые ментальные стереотипы относительно ценности присущих данному обществу.

В современном обществе государство активно регулирует сферы человеческой деятельности на основе возрастного принципа. В ряде случаев оно жестко приписывает возрастные границы социальным ролям (пребывание офицера в воинском звании или уход на пенсию). Государство нормирует школьный возраст, возраст призыва в армию, брачный возраст. При это уровень биологического или психологического развития человека может отставать (или опережать) от предписанной ему государством роли, которое ориентируется в данном случае на «паспортный» возраст. Феномен возраста определяет все сферы жизнедеятельности человека, т.к. в нем отражены все био- и социальные моменты.

Возрастные переживания, обусловлены его биологическим развитием, в котором выделяются основные этапы: рождение, развитие, зрелость, инволюция (старение) и смерть. Этот путь проходит любой индивид как существо биологическое, но для каждого характерна своя временная протяженность этих периодов. На биологическое развитие индивида влияют социальные и культурные факторы Физическая антропология стремится выработать универсальные критерии для измерения стадий индивидуального биологического развития.

Этапы биологической эволюции связаны с его психологическим развитием, становлением его эмоциональных и интеллектуальных характеристик. Эти процессы могут протекать с различной скоростью и в результате психологические свойства индивида отстают или опережают его биологические развития.

В процессе жизненного пути индивида траектория биологического и психологического развития пересекаются с фазами его социального развития. Биологическая эволюция человека пронизана социальными эмоциями. Психобиологическое развитие человека связано с социальным прогрессом. Переживание индивида по «лестнице» административно-государственной иерархии часто регламентируется государством в соответствии с возрастным принципом.

Социальное развитие человека может не совпадать с тем, которое предусматривается культурой каждого конкретного общества. Помимо социально-возрастного регулирования, каждый социум имеет свое культурное «возрастное расписание» жизненного пути индивида, которое во многом строится на сложившихся в нем традициях. Государственное «расписание» может не совпадать с «расписанием» культурным.

Индивидуальный возрастной процесс в современном обществе включает в себя биологическое, психологическое, социальное и культурное развитие. Все эти развития связаны и возрастная идентификация современного члена общества находится на пересечении этих процессов, которые протекают с различной скоростью.

Неизменной величиной является хронологический возраст, исчисляемый с момента рождения до момента измерения.

Каждая культура имеет свои эталоны «нормального» биологического, социального и культурного развития индивида. Они могут меняться под воздействием общественных перемен.

Индивидуальный возраст -это взаимодействие биологического взросления, психологического развития и изменений в культурной и социальной средах.

  1. Возраст, общество, культура.

Возраст является важным аспектом не только для понимания индивидуального поведения, но для функционирования и развития общества в целом. Оно состоит из разновозрастных людей, поэтому в нем есть элементы возрастной стратификации. На ранних этапах социогенеза роль возраста как структурообразующего фактора была высока. В современных индустриальных обществах этот фактор как бы отодвинут. Взаимоотношение людей определяются временными границами пребывания в рамках определенных институтов. Важную роль в процессе социального возрастного регулирования играет государство.

Положение различных возрастных слоев в конкретном обществе неодинаково. Оно зависит от уровня социально-экономического развития, режима функционирования и культуры. Для стадий раннего общества характерно доминирующее положение старших поколений. Это же свойственно обществам с низкой динамикой социальных изменений (т.е. застойных обществ)

В индустриальных обществах возрастает роль молодежи, т.к. НТР изменяет общественные реалии, к чему молодежь адаптируется гораздо быстрее. Роль молодежи могла возрастать и на ранних стадиях социогенеза, когда люди переставали верить в магические силы вождя и ему на смену приходил харизматический лидер, всегда опиравшийся на молодежь. Роль молодежи велика и в воинственных обществах. Неодинаковое положение различных возрастных групп опасно возникновением между ними социальных конфликтов.

В период революционных перемен в общественной жизни эти противоречия обостряются. В современной России дети и старики остались на «обочине» общественной жизни. Старики не в силах адаптироваться к переменам, дети же из-за деградации прежней системы идеологических, моральных, этических ценностей оказались вне сферы интересов общества. А дети это будущее любого государства.

Поколение сегодняшних детей со временем неизбежно войдет в социально-активный возраст. В каждом социуме сосуществуют различные возрастные поколения, с разным социальным поколенным возрастом.. Не только социальная среда влияет на формирование поколения, но и поколение может со временем существенно повлиять на эволюцию общества.

Возрастная стратификация в любом обществе зависит от уровня его развития и опосредована культурой. От культуры зависит, сколько в обществе в принципе выделяется возрастов.

Общественные закономерности, связанные с появлением, функционированием и взаимодействием разновозрастных групп, могут быть поняты только при проведении культурного анализа. Возрастной процесс может быть понят только с точки зрения социокультурной.

Возраст является важнейшим социокультурным фактором, – как на индивидуальном, так и системном уровнях.

Индивидуальный возрастной процесс всегда представляет собой комплексное взаимодействие биологического и психологического развития, которое происходит в изменяющейся социокультурной внешней среде.

Вопрос 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: