Развитие личности и общества

Фромм полагает, что движущими силами развития личности являются две врожденные бессознательные потребности, находящиеся в антагонистических отношениях – потребность в укоренении и потребности в индивидуализации. Потребность в укоренении заставляют человека стремиться к социуму к другим членам общества. Потребность в индивидуализации толкает человека к изоляции от окружающих людей, к свободе от давления и требований общества. Эти две потребности выступают причиной внутренних конфликтов и противоречий личности. Человек стремится соединить эти две противоположные тенденции в своей жизни, что выступает двигателем не только индивидуального развития, но и развитию общества в целом. По мнению Фромма, все социально-экономические формации являются попытками уравновесить эти потребности. Так в начале своего развития человек был частью природы, не выделяя себя из окружающего мира. Только в этот период он был счастлив и жил в гармонии, поскольку стремление к укорененности в природе сочеталось с возможностью изоляции от соплеменников. Разрушив свою связь с природой, человек оставил для себя одну возможность укорененности – социальную, поставив себя в зависимость от окружающих людей и общества. Таким образом, первобытнообщинный строй позволял человеку реализовать потребность в укорененности, оставляя в тени потребность в индивидуализации. Не смирившись с этим, человек меняет строй, и в рабовладельческом строе у него появляется возможность в индивидуализации – в богатстве, в войне. С другой стороны, уменьшается возможность укоренения с другими, и связи между людьми становятся менее крепкими и прочными. Человек, страдая от изоляции, опять изменяет строй, приходя к феодализму. При феодальном строе возникают новые возможности для удовлетворения потребностей укоренения, поскольку каждый человек жестко связан с членами своей социальной группы, класса, клана. Но такая жесткая стереотипизация не позволяет проявляться индивидуализации человека в полной мере, не позволяя ему выйти за рамки своего класса. Капитализм позволяет человеку освободиться от этих жестких социальных ограничений и дает возможность выбора различных вариантов развития личности. Вместе с тем капитализм ограничивает возможность укоренения с людьми, оставляя человека наедине со своей свободой во враждебном мире. Фромм делает вывод о том, что способы реализации внутренних возможностей человека определяются тем социальным устройством, при котором он живет. Например, при капитализме человек может добиться ощущения своей независимости и индивидуальности, сделав карьеру или составив состояние. Также он может стать укорененным, работая служащим крупной фирмы. Говоря о недостатках социализма, Фромм полагает, что такой строй опять лишает людей индивидуальности, давая им взамен укорененность, стереотипность мышления и мировоззрения. Анализируя капиталистический строй, Фромм отмечает, что значительная степень автономии и свободы выбора людей, живущих в западном обществе, достигаются путем утраты безопасности, защищенности. Люди борются за свободу и автономию, но эта борьба усиливает отчуждение от природы и общества. С одной стороны люди желают обладать властью над собственной жизнью и иметь право выбора, но, с другой стороны, им необходимо чувствовать объединенными с другими людьми и защищенными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: