Основные научные работы Скиннера

1. Поведение организмов (1938).

2. Уолден – 2 (1948).

3. Наука и поведение человека (1953).

4. Вербальное поведение (1957).

5. Режимы подкрепления (1957).

6. Суммирование наблюдения (1961).

7. Технология обучения (1968).

8. Случайное подкрепление (1969).

9. За пределами свободы и достоинства (1971).

10. О бихевиоризме (1974).

11. Подробности моей жизни (1976).

12. Размышления: бихевиоризм и общество (1978).

13. Портрет бихевиориста (1979).

14. Значение последствий (1983).

15. Радости зрелого возраста (1983).

16. К дальнейшим размышлениям (1987).

Программу бихевиористов возглавилДжон Уотсон (1878-1958 ), пытаясь найти формы подхода к психической жизни, с явно выраженным естественнонаучным уклоном. Такие понятия как «осознание», «переживание», «страдание» бихевиористы не могли считать научными, поскольку они носят субъективный характер, являются продуктами самонаблюдения. Наука же, по мнению бихевиористов, не может оперировать понятиями, не зафиксированными объективными средствами. Наиболее радикальныйбихевиорист - Б.Ф.Скиннер,называл подобные понятия «объяснительными фикциями» и лишал их права на существование в науке. Предметом изучения бихевиористов являлось поведение. «Поток сознания мы заменяем потоком активности» - заявлял Уотсон. Активность - внутренняя и внешняя - описывалась понятием реакции, к которой относились те изменения в организме, которые могли быть зафиксированы объективными методами - движение, секреторная деятельность.

Дж. Уотсон предложил в качестве объяснительной схемы формулу S =>R, в соответствии с которой воздействие (стимул) порождает реакцию, причём характер реакции определяет стимул. Научиться управлять поведением составляло научную программу Д.Уотсона. Если реакция определяется стимулом, то достаточно подобрать нужные стимулы, чтобы получить желательное поведение. По Уотсону, такие законы научения (формирование реакции на определённые стимулы) универсальны, распространяются на людей и животных. В основу описаний научения легли закономерности формирования условного рефлекса по И.П.Павлову, на которого бихевиористы всегда ссылались.

Б.Скиннер предположил иной принцип поведения. Поведение может определяться не стимулом, предшествующим реакции, а вероятными последствиями его. Животное или человек будут воспроизводить поведение, имевшее приятные последствия, и избегать, если последствия были неприятны. Иными словами, не субъект выбирает поведение, но вероятные последствия поведения управляют субъектом. Соответственно, можно управлять поведением, положительно подкрепляя определённые способы поведения, и тем самым, делая их более вероятными. На этом основана идея программированного обучения Скиннера, предусматривающая «пошаговое» овладение деятельностью с подкреплением каждого шага.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: