Это мягкие (до 30 НВ) легкоплавкие (tпл = 240 - 320ºС) сплавы на основе олова или свинца. Обозначают их буквой Б, справа от которой ставятся цифры, показывающие процент олова или букв, характеризующая специальный элемент, входящий в сплав.
Таблица 1 - Химический состав баббитов (ГОСТ 1320-74)
Сплав | Содержание элементов, % | |||||
Sn | Sb | Cu | Pb | Cd | Др. элементы | |
Б88 | Основа | 7,3 7,8 | 2,5 3,5 | _ | 0,8 0,12 | 0,15 - 0,12 Ni |
Б83 | Основа | 5,5 6,5 | _ | _ | ||
Б16 | 1,5 2,0 | Основа | _ | |||
БН | 1,5 2,0 | Основа | 0,1 0,7 | 0,1 - 0,5 Ni 0,5 - 0,9 Al | ||
БС6 | 5,5 6,5 | 5,5 6,5 | 0,1 0,3 | Основа | 0,1 0,7 |
Обозначение баббитов носит условный характер и не показывает полностью их химический состав.
Рисунок 2 - Микроструктура оловянных баббитов
Пластичная основа этих сплавов – твёрдый раствор сурьмы (Sb) и меди (Cu) в олове (Sn), а твёрдые включения – соединения SnSb и Cu3Sn.
Оловянные баббиты (Б88, Б83) имеют наилучшие антифрикционные свойства, высокую теплопроводность и коррозионную стойкость, не склонны к хрупкому разрушению, хорошо прирабатываются к валу. Но из-за высокого содержания дорогостоящего олова их применяют только для ответственных подшипников тяжелонагруженной техники: авиационных двигателей, турбин крупных судовых дизелей, турбонасосов и др.
|
|
В свинцовых баббитах (Б16, БН, БС6) большая часть олова заменена свинцом, мягкая основа у них - это твёрдый раствор сурьмы (Sb) и олова (Sn) в свинце (Pb), а твёрдые включения представляет собой - соединения – SnSb и Cu3Sn. Эти баббиты дешевле оловянных, но имеют более высокий коэффициент трения, менее износо- и коррозионностойки и не выдерживают высокое удельное давление. Применяются для средненагруженных подшипников в автомобильных и тракторных двигателях, подъемных машинах, металлорежущих станках, вентиляторах и т.д.
Особую группу составляют самые дешевые баббиты - свинцово-кальциевые, химических состав их некоторых марок приведен в табл. 2 (ГОСТ1209-90).
Таблица 2 – Баббиты свинцово-кальциевые.
Сплав | Содержание элементов, % | |||||
Pb | Ca | Na | Sn | Mg | Al | |
БКА | Основа | 0,95 - 1,15 | 0,7 - 0,9 | - | - | 0,5 - 0,2 |
БК2 | 0,3 - 0,55 | 0,2 - 0,4 | 1,5 - 2,1 | 0,06 - 0,11 |
Мягкая составляющая данных баббитов – твёрдый раствор натрия (Na) и кальция (Ca) в свинце, твёрдые включения - кристаллы Pb3Ca. Натрий и другие элементы, вводимые в сплав, повышают твёрдость основы. Основным потребителем кальциевых баббитов является железнодорожный транспорт, т.к. температура их старения (упрочнения) равна 50…70ºС, что соответствует рабочей температуре буксовых подшипников вагонов (< 80ºС).
Все баббиты, имея небольшую прочность (60…120 МПа) и высокую стоимость, применяются только как тонкое покрытие (< 1 мм) рабочей поверхности прочного стального, чугунного или бронзового корпуса подшипника.
|
|
Высокие эксплуатационные свойства и значительную экономию цветных металлов обеспечивают отечественные триметаллические подшипники, состоящие из стальной основы, промежуточного пористого медно-никелевого или металлокерамического слоя баббита, заполняющего поры промежуточного слоя и образующего рабочий поверхностный слой толщиной < 0,1 мм. Триметаллы широко применяются в автомобилестроении.
Бронзы
Одни из лучших АФС – бронзы (сплавы на основе меди, легированные оловом, цинком, фосфором, никелем, алюминием, бериллием и др.). Химический состав некоторых марок приведен в табл. 3.
Таблица 3 - Бронзы для антифрикционных деталей
ГОСТ, марка | Состав, % (Cu - остальное) | |||||
Sn | Pb | Zn | Al | Fe | Др. элементы | |
ГОСТ 17-74(олов.деф.) Бр. ОФ 6,5-0,15 Бр. ОЦС 4-4-4 | 6,0-7,0 3,0-5,0 | 3,5-4,5 | 3,0-5,0 | (0,1 – 0,25) Р | ||
ГОСТ 18175-78 (безолов. Деф.) Бр. АЖН 10-4-4 Бр. Б2 | 9,5-11 | 3,5-5,5 | 3,5-5,5 0,2-0,5 | (1,8-2,1) Ве | ||
ГОСТ 13-79 (олов. лит.) Бр. 04Ц4С17 БР. 03Ц7С5Н1 | 3,5-5 2,5-4 | 14-20 3-6 | 2-6 6-9,5 | 0,5-2 | ||
ГОСТ 13-79 (безолов. лит) Бр. А10Ж3Мц2 Бр. С30 | 27-33 | 9-11 | 2-4 | (1-2) Mn |
Подшипниковые бронзы по сравнению с баббитами имеют более высокую прочность, выносливость и теплопроводность, поэтому они работают при больших удельных давлениях, значительных ударных нагрузках, повышенных температурах. Область применения: узлы трения авиационных двигателей, тяжелонагруженных дорожных машин и станочного оборудования, скользящих соединений теплопередаточной техники, мощных турбин и электродвигателей и т.д. Например, бронза БрС30 выдерживает при высоких скоростях удельное давление до 250…300 кгс/мм2, её теплопроводность в шесть раз выше, чем у баббитов; механические свойства сохраняются при нагреве до 200ºС.
Рисунок 3 - Микроструктура бронзы БрС30
Свинец и медь нерастворимы друг в друге ни в жидком, ни в твёрдом состоянии, поэтому после затвердевания сплав состоит из кристаллов нетвёрдой меди и еще более мягких включений свинца. Равномерное вкрапление свинца в меди обеспечивает высокие антифрикционные свойства сплава. Недостатки таких бронз:
- низкая прирабатываемость (вынуждает изготавливать валы с высокой степенью точности);
- неспособность поглощать инородные твёрдые частицы (требуется тщательная очистка масла);
- недостаточная коррозионная стойкость (нужно в масло вводить противоокислительные присадки);
- склонность к ликвации по удельному весу (необходимо перед заливкой сплавы хорошо перемешивать, а после заливки быстро охлаждать).
И всё-таки, бронза БрС30 является наилучшим подшипниковым сплавом для мощных дизельных двигателей. Бронзы используются для изготовления монометаллических втулок и вкладышей подшипников скольжения, и часто их наплавляют тонким слоем на стальную основу. Такие биметаллические подшипники просты в изготовлении и легко заменяются при изнашивании.
В качестве заменителей бронз для опор трения приборов, рольгангов, транспортёров используют другие сплавы на основе меди – латуни. По антифрикционным свойствам они уступают бронзам, применяются при малых скоростях скольжения (до 2 м/с) и невысоких нагрузках. Химический состав некоторых марок антифрикционных латуней приведен в табл. 4.
Таблица 4 – Химический состав антифрикционных латуней
ГОСТ, марка | Состав, % (Zn - остальное) | ||||||
Cu | Mn | Pb | Fe | Al | Sn | Др. элем. | |
ГОСТ 15527-70 ЛН 65-5 ЛЖМц59-1-1 | 64-67 57-60 | 0,5-0,8 | - | 0,6-1,2 | 0,1-0,4 | 0,3-0,7 | (5-6,5) Ni |
ГОСТ 17711-93 ЛЦ 14 К363 ЛЦ38А 1Ж1 ЛЦ38Мц2С2 | 77-81 58-61 57-60 | - - 1,5-2,5 | 2,4-4,5 - 1,5-2,5 | - 0,8-1,5 - | - 0,8-1,5 - | - 0,2-0,7 - | 2,5-4,5 Si - - |
Ещё в 1911 г. немецкий инженер Гирен предложил антифрикционные сплавы на основе цинка – менее дорогие и дефицитные, чем баббиты и бронзы. Химический состав цинковых АФС приведен в табл. 5.
|
|
Таблица 5 – Химический состав цинковых АФС
ГОСТ, марка | Состав, % (Zn-остальное) | ||
Al | Cu | Mg | |
ГОСТ 21437-75 ЦАМ 9-1,5 ЦАМ 10-5 | 9-11 9-12 | 1-2 4,0-5,5 | 0,03-0,86 0,03-0,06 |
Цинковые сплавы технологичны при изготовлении как монометаллических, так и биметаллических подшипников скольжения. Антифрикционные свойства у них высоки, прочность достаточна, но пластичность невысока, и при температуре в рабочей зоне выше 120ºС они размягчаются и налипают на вал. Их применяют в узлах трения металлорежущих станков, подъёмных механизмов, прессов, работающих без ударных нагрузок при температуре ниже 100ºС.
Применение алюминиевых сплавов для изготовления подшипников скольжения их преимуществами перед баббитами и бронзами: более высокой усталостной прочностью, меньшей плотностью, лучшей коррозионной стойкостью в масляных средах. Кроме того, алюминиевые сплавы имеют низкий коэффициент трения, высокие теплопроводность и износостойкость. Основными легирующими компонентами этих сплавов являются олово, медь, никель, кремний.
Таблица 6 – Химический состав некоторых марок алюминиевых антифрикционных сплавов
ГОСТ, марка | Состав, % (Al) | ||||||
Sn | Cu | Ni | Si | Mg | Fe | Sb | |
ГОСТ 14113-78 АН 2,5 АСМ Алькусин АО 20-1 | - - - 17-23 | - - 7,5-9,5 0,7-1,2 | 2,7-3,3 - - - | - - 1,5-2,5 - | - 0,3-0,7 - - | - - - < 0,12 | - 3,5-6,5 - - |
Алюминиевые сплавы широко применяются для изготовления монометаллических и биметаллических подшипников тракторных и автомобильных двигателей, транспортного и общего машиностроения. Но по технологичности они уступают баббитам: нужно учитывать их высокий коэффициент линейного расширения при выборе зазоров для сборки; высокая твёрдость сплавов требует обработки цапф и вкладыша повышенной чистоты, а шейка сопрягаемого вала должна быть твёрдой, иначе в узле возможен ускоренный износ.
|
|
Сплавы на основе железа
Стали в качестве АФС используют в очень легких условиях работы при небольшом давлении и малой скорости скольжения. Имея высокие относительно цветных сплавов твёрдость и температуру плавления, стали плохо прирабатываются, схватываются с сопряженной поверхностью цапфы и образуют задиры. Обычно используют или медистые стали с малым содержанием углерода или графитизированные стали с включениями свободного графита.
Таблица 7 – Химический состав некоторых марок антифрикционных сталей
Сталь | Состав, % (остальное железо) | ||||||
Cu | Al | C | Si | Mn | S | P | |
Медистая Графитизированная | - | 2,5 - | 0,1 1,5-1,7 | - 0,7-1,0 | - 0,15-0,4 | - 0,025 | - 0,03 |
Чугуны для изготовления подшипников скольжения используют чаще, чем стали. Они могут работать при значительном давлении, но малой скорости скольжения (до 5 м/с). Недостатки чугунов: плохая прирабатываемость, не выдерживают ударной нагрузки и обычно требуют постоянной смазки.
По ГОСТ 1585-85 эти чугуны маркируют тремя буквами и цифрой:
АЧС-1, АЧС-2, АЧС-6; АЧВ-1, АЧВ-2; АЧК-1, АЧК-2.
Значение буквы: «А» - антифрикционный, «Ч» - чугун, «С» - серый, «В» - тип чугуна - высокопрочный, «К» - ковкий.
Цифра показывает порядковый номер марки чугуна в ГОСТе.
ГОСТ 1558-85 регламентирует химический состав и микроструктуру чугуна. Все антифрикционные чугуны содержат повышенное количество графита, который сам является смазкой и одновременно впитывает смазочные масла, чем дополнительно снижает коэффициент трения. Чугунные вкладыши применяют для неответственных подшипников в тихоходных двигателях с.–х. машин, несложной бытовой техники (ручные мясорубки, миксеры и т.д.).