Божество гор — Тхан Нуй

Богов гор, как и богов земли, было довольно много. Обычно они принимали образ старика с седыми волосами. Божество горы (Тхан Нуй или Шон Тхан) называли Као Шон дай выонг — Высокогорный великий князь или господин Тхыонг Нган — Милостивейший владыка гор и лесов. Бог мог управ­лять большой горной цепью, состоявшей из отдельных гор. В своей округе он обладал большой властью. Все животные и рас­тения находились под его началом. Так, рассказывают, что однажды тигр съел у некоего человека мать. Этот человек очень горевал и попросил божество горы изловить тигра. Конечно, тот сразу поймал зверя и привязал у дерева невидимыми верев­ками, предоставляя человеку, потерявшему мать, возможность отомстить.

Иногда божества гор вместе с людьми отправлялись сра­жаться с врагами, помогали одержать победу, поэтому их назы­вали богами войны.

Между богами земли и гор царила дружба, но между бога­ми гор и воды нередко случались столкновения.

Яшмовый владыка мог поручить божеству горы хранить жизненную силу героев-выдающихся личностей, как это про­изошло с хозяином горы Кимнян в провинции Нгеан. Каждый раз после смерти выдающейся личности он открывал дверь и ожи­дал. Когда жизненная сила — сверкающее пятно красного цвета, отблеск от которого падал на все небо, — влетала, божество горы закрывало дверь с грохотом, напоминавшим раскаты грома.

Некоторым божествам гор Яшмовый владыка поручал хра­нить золото, серебро, деньги и другие драгоценности. Так, гово­рят, что на горе Кимау в провинции Тханьхоа Нгок хоанг уста­новил полный золота большой кувшин. Горловина его была плотно закрыта крышкой, но несмотря на это по ночам он все же блестел и испускал свет. Яшмовый владыка велел божеству горы охранять его и отдать лишь той семье, которая будет состо­ять из мужа и жены, подряд родивших десять сыновей, остав­шихся в живых. Как только такая семья найдется, нужно будет вместе со всеми десятью сыновьями подняться на гору, открыть крышку кувшина и взять золото. Но завладеть золотом Нгок хоанга никому не удалось.

По преданию, во времена правителей Чиней21 нашлись супруги, родившие десять сыновей. Узнав об этом, правитель по­ручил стражникам отвести семью на гору, чтобы те попытались открыть кувшин. Но когда они взялись за дело и потянули за крышку, та подалась на девять частей, на одну же прочно оста­валась на месте. Люди тянули изо всех сил, но все оказалось на­прасно. Так и ушли ни с чем. Правитель Чинь решил, что божество горы пожалело клад. Но впоследствии ему доложили, что в этой семье один из сыновей был приемным [6, 125].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: