Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом

(А. С. Пушкин)

Народ в его произведениях может становиться высшим судией: Есть Божий глас, глас целого народа. Устами оного всевышний говорит.

Служение отечеству — главная идея творчества Михаила Ломоносова.

Славься, славься, великий муж!

Ты насадитель наук на Руси!

Доброе семя посеял ты в ней!

Жатва все зреет - что год, то пышней!

Мы уж дети его -

Пожинаем плоды;

Лет немного пройдет,

И вся Русь их пожнет;

Весь народ возгласит:

Память вовек Ломоносову!

(Кантата в честь Ломоносова, музыка М.И. Глинки)

Все должен был сделать сам, всему положить начало. (В.Г. Белинский).

Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место в развитии отечественной и мировой науки и культуры. Неизмерима масштабность личности М.В. Ломоносова как первого российского академика, ученого-энциклопедиста, сына Отечества.

Деятельность Ломоносова была всегда целеустремленно связана с наиболее важными потребностями страны, с ее промышленным, культурным развитием, направлена на ее процветание. Историческое значение Ломоносова состоит т.ж. и в том, что он настойчиво добивался широкого развития образования в России, привлечения в науку способных людей из народа показав на личном примере на какие подвиги способны люди ради Родины…”

Несмотря на то, что со времени, когда жил и работал великий русский ученый, прошло более двух столетий, его имя живет в памяти народов нашей страны и за рубежом. Его жизнь и деятельности посвящено много книг и статей; его образ запечатлен в произведениях живописи, графики, скульптуры; его имя носят в нашей стране города и села, улицы и площади, учебные заведения и школы. Имя Ломоносова присвоено открытому Российскими учеными подводному горному хребты в бассейне Северного Ледовитого океана; одному из кратеров на обратной стороне луны; экваториальному противотечению в Атлантическом океане. Именем Русского ученого названа одна из малых планет и один из минералов.

Проекты и открытия в различных отраслях научных знаний, разработанные М.В.Ломоносовым не утратили своей актуальности и востребованы в современном обществе.


- 5 -

coding_js_asc("362E20C4E5FFF2E5EBFCEDEEF1F2FC20CC2EC22ECBEEECEEEDEEF1EEE2E020EAE0EA20EEF0E3E0EDE8E7E0F2EEF0E020F0EEF1F1E8E9F1EAEEE90D0AF1E8F1F2E5ECFB20EEE1F0E0E7EEE2E0EDE8FF2E") coding_js_asc("352E20CC2EC22ECBEEECEEEDEEF1EEE2202D20EFE5F0E2FBE920E8F1F2EEF0E8EEE3F0E0F40D0AF0EEF1F1E8E9F1EAEEE3EE20EDE0F0EEE4E02E")

2. Ломоносов М.В. –художник /мозаичное дело/: 25 сюжетов М.В.Ломоносова для живописных картин на темы русской истории.

Ò Открыл секрет изготовления смальты

Ò Изготовил 40 мозаичных картин

Ò Избран почетным членом Петербургской Академии художеств

Одно из наиболее увлекательных проявлений музыкальности поэзии Ломоносова - его виртуозное владение аллитерациями, ассонансами и другими способами инструментовки стиха, требовавшими не просто поэтической изобретательности, но и подлинно музыкального слуха.

Так, в споре об окончаниях прилагательных он прежде всего апеллировал к правилам вокальной композиции и певческой практики:

Искусные певцы всегда в напевах тщатся,

Дабы на букве А всех доле отстояться;

На Е, на О притом умеренность иметь;

Чрез У и через И с поспешностью лететь.

Трудно сказать, апеллировал ли он при этом к личному слуховому опыту или к зафиксированным в учебниках пения и композиции правилам - однако совпадение с последними практически полное.

Следующим аргументом Ломоносова было наиболее гармоничное с его точки зрения "акающее" московское произношение:

Великая Москва в языке толь нежна,

Что А произносить за О велит она.

Так варварство твоим перуном

Уже повержено лежит,

Когда при шуме сладкострунном

Поющих муз твой слух звучит...

(ода 1750 года, строфа 17, 161-164).

Музыка в поэтической оде присутствует и в качестве формообразующей силы, в виде гармоничной стихийности словесного излияния, непосредственно вдохновленного высшими силами и потому не могущего быть, несмотря на свою внешнюю бессвязность, абсолютно хаотическим. Создающаяся в результате этого творческого акта картина бывает причудливой до вычурности, однако далекой от психологической субъективности. Великий, обширный, изобильный и дивный мир в момент божественного озарения охватывается внутренним взором поэта, и на наших глазах словно воссоздается чудо Творения: из Хаоса лепится прекрасный Космос, хтоническое чудовище Войны склоняется перед победительной десницей Мира, блуждавшие во мраке насилия и невежества народы обретают счастливую Судьбу.

Наличие некоей внутренней, интуитивно создаваемой и интуитивно постигаемой формы - роднит ее с музыкальной композицией. Недаром здесь фигурирует слово "лирический" - "лирическое" означало в XVIII веке на ряде европейских языков не субъективно-интимное, а буквально "сопровождаемое лирой", то есть музыкальное (отсюда и французское "trag*die lyrique" - "музыкальная трагедия "). Музыка как боговдохновенное начало, гармонизующее хаос, но делающее это вне рациональных понятий, пронизывает поэтическую оду, даже если в ее тексте нет никаких музыкальных образов.

И здесь мы подходим к чрезвычайно важному моменту сущностной близости принципа барочно-классицистской оды принципу крупной музыкальной формы. Многострофность, многообразность, многотемность и мнимо беспорядочное витание мысли сразу во многих сферах являются основополагающими чертами, свойственными одновременно и оде, и наиболее масштабным и сложным музыкальным жанрам и формам XVIII века. Музыканты классической эпохи сами понимали это, сравнивая с одой, например, симфонию или сонату. Однако сонатное allegro - не единственный аналог поэтической оды; такие аналоги, иногда прямые, иногда косвенные, существуют и в сфере вокальных жанров.

Жанр оды со всеми своими эстетическими особенностями нашел себе естественное прибежище внутри более крупных жанров оратории и кантаты.

Высокое одическое начало, связанное с именем Ломоносова, повлияло на судьбы не только русской поэзии XVIII века, но и на облик русской музыки последующей эпохи. Однако жанром, в котором сильнее всего проявил себя пафос Ломоносова - общезначимого и общенародного, стала не оратория и не симфония, а опера. Так же, как с одой в XVIII веке было связано становление национальной поэзии, так с оперой оказалась связанной судьба русской музыки XIX века. В интродукциях к обеим операм М.И.Глинки («Иван Сусанин», «Руслан и Людмила») мы улавливаем черты оды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: