Сущность «издания» как процесса коммуникации

Процесс и преходящий промежуточный результат организации произведения или документа письменности в произведение печати и есть издание, которое следует понимать как способ, т.е. процесс и преходящий результат массовой коммуникации.

Именно для обозначения и процесса «издание» и результата этого процесса - «печатное издание» употребляется в книговедческом обиходе понятие издание.

Как способ массовой коммуникации издание представляет собой средство организации произведения индивидуального сознания в произведение общественного сознания, т.е. средство реализации процесса социальной коммуникации, социального общения.

И в этом смысле «издание» - это уже процесс и преходящий результат массовой коммуникации, потому что содержанием его является превращение его из текста произведения «для себя», «для автора», «для группы людей» в текст произведения «для всех», для общества, для культуры, для литературы, для музыки, для изобразительного искусства – для общественного сознания.

В сущности, массовая коммуникация есть способ целеосознанного «отчуждения» произведения индивидуального сознания, авторского произведения (его контекста и текста), отражения его групповым сознанием специалистов, участвующих в атом процессе, и с необходимостью следующего потом «обобществления», т.е. выражения возникшего при этом нового, группового контекста новым текстом и размножение этого текста с помощью различных средств способа массовой коммуникации.

Для письменных форм такими средствами являются книжное, газетное и журнальное дело. Для аудиовизуальных способов массовой коммуникации - радио, кино, телевидение.

Массовые коммуникационные системы «книжное дело», «пресса», «радио», «кино», «телевидение» есть формы способа организации произведения письменности (или технологических форм записи его текста) в произведение печати (для радио, кино и телевидения - соответственно в радиопроизведение, кинематографическое произведение, телепроизведение), актуализированные соответствующими общественными коммуникационно-технологическими средствами.

Из сказанного очевидным становится различие и сходство издания, радио, кино и телевидения как форм способа массовой коммуникации.

Различие между книгой, газетой, журналом и новейшими формами способа массовой информации (радио, кино, телевидение), которое обыденным сознанием и в работах отдельных зарубежных социологов печати и книговедов представляется антагонистическим противоречием, на самом деле есть лишь внешнее противоречие между традиционными (письменными) и новыми аудиовизуальными формами способа организации, превращения произведения индивидуального сознания в произведение общественного сознания. А точнее - противоречие между печатными и аудиовизуальными формами существования издания, ибо во всех этих случаях словесное литературное, музыкальное или изобразительное произведение предшествует изданию. И в этом сходство печатных и аудиовизуальных форм способа массовой коммуникации.

Еще раз подчеркнем, что сущность процесса массовой коммуникации заключается в организации произведения индивидуального сознания в произведение общественного сознания. Эта организация актуализируется в процессах превращения литературного, музыкального, изобразительного произведения в произведение литературы, музыки, изобразительного искусства как социальных коммуникационных систем и форм общественного сознания и материализуется в процессах целеосознанного обобществления.

Мы квалифицируем книгу как объективное явление социальной действительности, явление общественное, как орудие идеологии, политики, просвещения, воспитания, социального и научно-технического прогресса.

Для письменных форм способа массовой коммуникации процесс организации литературного, музыкального, изобразительного произведения в издание есть движение этого произведения, понимаемое как отражение его сознанием, т.е. осмысление в системе контекста и текста духовной культуры (литературы, музыки, изобразительного искусства) с целью превращения его в издание - процесс и преходящий промежуточный результат этого осмысления в их диалектическом единстве. Промежуточный результат - общественное сознание, количественно или качественно измененное в процессе и средствами этого движения произведения. Иными словами - новый контекст духовной культуры (литературы, музыки, изобразительного искусства) и новый текст ее как совокупность текстов общественно значимых произведений литературы, музыки, изобразительного искусства, входящих в данную систему.

Текст издания - преходящий промежуточный результат процесса организации произведения письменности в произведение печати, в издание средствами книжного дела и прессы, т.е. текст литературного, музыкального, изобразительного произведения, измененный в процессе и средствами этой организации, новый, более высокий этап развития текста произведения по сравнению с авторским письменным текстом.

Актуализированное сознанием диалектическое единство контекста издания и текста издания и есть образ, смысл, принципиальная идея «издания» как категории для обозначения данной формы способа массовой коммуникации. Это актуализированное сознанием диалектическое единство контекста и текста издания опредмечивается, материализуется затем в процессах и средствами книжного дела в книжное издание, а в процессах и средствами прессы - в газетное или журнальное издание.

Предшествующие рассуждения и доказательства позволяют теперь предложить следующую трактовку содержания категории «книга» соответственно основным структурным уровням коммуникационного процесса «сознание».

Книга есть способ социальной коммуникации, способ существования, движения, развития социальной информации в информационном процессе «общественно-практическая деятельность». На этом уровне книга есть способ существования, движения, развития семантической информации. Это уровень всеобщего для книги в сознании.

В коммуникационной системе «познание» книга есть актуализированный средствами мышления и языка способ (т.е. процесс и преходящий промежуточный результат) существования, движения, развития, отражения, организации семиотической информации. Это уровень особенного для книги в сознании.

В способе коммуникации «культура» диалектическое единство процесса и преходящего промежуточного результата движения семиотической инфо реализуется и виде произведения; это единство, выраженное средствами знаковых систем «естественный язык», «язык музыки», «язык изобразительного искусства», дает формы произведения в духовной культуре (в отличие от форм его в материальной культуре) – литературное, музыкальное, изобразительное произведение. Таким образом, книга есть способ организации произведения индивидуального сознания в произведение общественного сознания, имеющий форму организации литературного музыкального, изобразительного произведения в произведение литературы, музыки, изобразительного искусства. Это уровень единичного для «книги» в коммуникационном процессе «сознание».

Схематически структурные уровни процесса коммуникации «культура» можно представить так:

"культура" (коммуникационный процесс)    
  "письменность" (коммуникационная система)  
    "литература, музыка, изобразительное искусство" (способ коммуникации)

Коммуникационная система «письменность» есть процесс и совокупность преходящих промежуточных результатов выражения произведения средствами письменной речи, а также нотной записи, изображения.

В системе «культура» способ коммуникации «литература - музыка - изобразительное искусство» - это относительно самостоятельный структурный уровень, который правомерно назвать социальной коммуникационной системой. Способом существования этой системы является книжное дело, представляющее собой форму процесса «издание».

С уровня литературного произведения - литературы, музыкального произведения - музыки, изобразительного произведения - изобразительного искусства и книжного дела можно определить собственно книговедческое содержание категории «книга».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: